Художница Мария Пальчикова о государственных музеях и росписи стен в городе

5 минут Аруна Алимтаева
Художница Мария Пальчикова о государственных музеях и росписи стен в городе

О себе

Я начала рисовать с 3-5 лет. Родители заметили мой неподдельный интерес и отдали меня в художественную школу. С 13 лет обучалась в художественной школе им. Кастеева. Закончила художественно-графический факультет в КазНПУ.

художница Мария

— Расскажите про свою технику рисования? И как прошла выставка в пространстве «Трансформа»?

Рисую в цветной графике. В своей работе использую краски, гуашь, акварель, акрил, а также цветные карандаши, акварельные карандаши, маркеры, тушь и различные ручки. У меня смешанная техника, но это абсолютная графика.

Выставки провожу несколько раз в год на различных площадках, которые рассчитаны на разный контингент людей. В пространстве «Трансформа» провели выставку совместно с этно-инструментальными музыкантами DUBCHA, её посетили порядка 300-400 людей.

картинакартинакартина

Фотография: Максим Золотухин

Многие работы посетители покупают, особенно постеры. Люди, которые не покупают картины, обычно приходят, чтобы воочию посмотреть на них и познакомиться с художником поближе. Считаю, что площадка «Трансформа» очень удобна для начинающих музыкантов и художников.

Несмотря на то, что я самостоятельный художник и не состою ни в каких группах или ассоциациях, сотрудничаю с разными художниками, с которыми делаем совместные проекты.

— Сколько картин в год вы пишите, какова продуктивность?

Выставку с новыми работами провожу раз в год. Дальше эти же работы выставляются на других меропритиях. За год рисую около 20-30 работ, не больше. Из них на выставку попадают 15-20 картин.

художницаФотография: Максим Золотухин

Также я беру заказы, рисую на одежде и на предметах мебели.

Но мой основной заработок — это роспись стен по городу и в заведениях, например, на наружной стене Del Papa на Кабанбай батыра — Фурманова красуется мой батыр. Он нарисован совместно с dmn-repas.

— Откуда вы берете вдохновения, например, японские мотивы в ваших картинах?

Сложно сказать. Это просто моё внутреннее состояние. Вдохновение одних картин — это любовь, других — дружба, третьи завязаны на путешествиях. Но в целом образы появляются сами собой, а осмысление картин приходит позже. Могу лишь описать чувства, которые испытывала, рисуя ту или иную картину. То есть я не думаю заранее, что это будет женщина с двумя головами или руками. Это всё спонтанно.

художница рисует

Фотография: Максим Золотухин

Единственный нюанс — работа с заказчиком, когда он предлагает конкретную тему. Не срисовываю картины и не воплощаю их идеи, работаю исключительно с теми, кто любит моё творчество и доверяет мне. Заказчики мне могут задать тему, но образы остаются за мной, ведь я пытаюсь работать с чужим сознанием.

художница
— Как вы смотрите на разделение иллюстраторов и художников?

Что такое искусство для художника? Это выброс чувств и эмоций не только на бумагу, но также на забор и компьютер. Не имеет значения, как художник пытается донести свою мысль в массы. Картина может быть нарисована гуашью, маслом или палкой на заборе и, если это цепляет кого-то, то это и будет искусством.

Каждому подходят разные техники, кто-то может воспринимать современное искусство, а кто-то нет. Кто-то равнодушен к маслу, но их цепляет графика.

— Насколько сложно быть человеком искусства и сталкиваться с социальными стереотипами?

У меня не возникает сложностей с этим. Считаю, что нельзя работать на нелюбимой работе. На сегодня искусство достаточно востребовано и больше никто не говорит, что художники — это бездельники, которую живут в нищете. У меня стабильный полноценный заработок.

девушка на качелях

Фотография: Наталья Фаворская

— Как вы смотрите на сотрудничество с государственными музеями?

Когда я начала свой творческий путь, то хотела размещать свои работы в музеях и театрах, но меня мало кто поддержал из государственных организаций. Все государственные музеи отказались принимать мои картины. Честно говоря, я в недоумении, почему у них висят работы некоторых художников. Среди них попадаются хорошие работы, средние и что попало. Видимо, за деньги.

Сейчас мои работы могли бы принять многие музеи, но уже я не хочу с ними сотрудничать. Не вижу большой перспективы и смысла в этом. Успешно провела выставку в Европе, а здесь у меня просят деньги, чтобы я могла выставиться. Это смешно.

Этот вопрос меня возмущает, потому что молодым художникам в нашей стране сложно выставлять свои работы. Платно — в любое время, но нет бесплатной поддержки национального искусства. Зато картины с юртами и лошадьми украшают стены наших музеев. И посетители думают, что это всё, на что способны наши художники.

картина

— Как это можно исправить?

Три года назад ни музеи, ни галерии не соглашались выставлять мои картины. Я была для них слишком плохим художником, наверное. Сейчас эти же самые люди звонят и предлагают выставляться у них.

Государство должно поддерживать творческих людей: художников, музыкантов и поэтов. Мне очень грустно, что я выставляю свои работы и продаю их в другой стране. Да, у нас в городе есть бесплатные площадки, но это не то. А в большие музеи, несмотря на льготы для студентов и начинающих художников, практически нельзя попасть. Из 150 художников избирается один, и что это даст? Возможности якобы есть, но непонятно, кто ими пользуется.

Выставка — это определенные затраты, краски, холсты, аренда помещения, звука и света. Хотелось бы, чтобы кто-то или что-то нас поддерживало.

— Что вы можете посоветовать тем читателям, которые давно хотели начать рисовать?

Если ты хочешь рисовать, то ты должен сесть и начать рисовать. Не важно — хорошо или плохо и есть ли у тебя учитель или нет. В любом случае, нужно будет начать.

художница рисует
Надо больше общаться с художниками и музыкантами. Все вместе мы можем сообразить проект, а если каждый уйдет по своим углам, то будет сложно вывести отечественную культуру на достойный уровень. Только группами мы сильны, и должны помогать друг другу. В моем кругу у всех есть ученики и продолжатели, все мы готовы к общению с начинающими художниками.

— Да, в нашем городе велика проблема разобщения сообществ. Какие у вас профессиональные планы на будущее?

Хотела бы зарабатывать гораздо больше и продвигать своё творчество не только в Казахстане. Хотя на первом месте — признание моего творчества на родине. Меня волнует вопрос состоятельности искусства в Казахстане. И хотелось бы внести свой посильный вклад, пусть и результат пока неизвестен.
 

Статьи STEPPE

От фотографии и граффити до монтажа и звукового дизайна: как монтажер из Караганды начал работать с Kanye West

От фотографии и граффити до монтажа и звукового дизайна: как монтажер из Караганды начал работать с Kanye West

История о парне-самоучке из Караганды, который монтирует клипы известным артистам и рекламу для брендов.

5 минут
5 минут
Алматы вдохновляет: истории трех героев о том, как найти баланс между работой и отдыхом

Алматы вдохновляет: истории трех героев о том, как найти баланс между работой и отдыхом

Музыкант Куанышбек Нургазы, директор АRТиШОК Анастасия Тарасова, сооснователь AlgaApp Алим Раздыков — о своем творческом пути и любви к городу.

10 минут
10 минут
Как казахстанка стала менеджером по коммуникациям Paris Saint-Germain

Как казахстанка стала менеджером по коммуникациям Paris Saint-Germain

Делимся личным опытом Айданы Марат и особенностями ее работы в футбольном клубе в Европе.

4 минуты
4 минуты
«Иногда комик грубо шутит и навлекает на себя проблемы и хейт»: Томас Гайсанов о казахстанском стендапе, менталитете и комьюнити

«Иногда комик грубо шутит и навлекает на себя проблемы и хейт»: Томас Гайсанов о казахстанском стендапе, менталитете и комьюнити

Креативный продюсер Central Stand up Club Almaty о том, почему казахстанский стендап лучше российского и как устроено комьюнити комиков изнутри.

12 минут
12 минут