«Самое страшное – быть конъюнктурным»: Ермек Турсунов в новом выпуске Étage Magazine

4 минуты Евгения Сазонова
«Самое страшное – быть конъюнктурным»: Ермек Турсунов в новом выпуске Étage Magazine

Друзья «Степи» Étage Magazine вернулись в обновленном облике и формате.

Исследуя свежие идеи и образы, отныне издание ставит перед собой цель – раскрыть дефиницию ранее неизведанных терминов. Герои шестого тома наблюдают, преследуют, повторяют и не скрывают свою одержимость. На страницах нового Étage читателя ждёт диалог режиссера-консерватора Ермека Турсунова и кинокритика-философа Олега Борецкого о состоянии казахстанской культуры и кино.

Олег Борецкий: О тебе говорят: писатель, сценарист, драматург, режиссер, я бы еще добавил, публицист. Ты себя кем больше ощущаешь?

Ермек Турсунов: Я давным-давно запретил себе жить по заказу. Я себя чувствую трансформатором. Вот идешь по улице – щелчок, мысль – на диктофон наговорил и выключил. Через неделю слушаешь, там одна фраза, предложение. Из этого может вырасти рассказ небольшой, а может и целое кино. Поэтому я себя чувствую абсолютно органично, не заставляю себя, а просто жду сигнала.

ОБ: И это определяет стиль твоего ответа.

ЕТ: Да. Но чтобы, боюсь это слово произносить, заниматься творчеством, надо пройти школу ремесленничества. Потом уже можешь создавать что-то личностное, персональное. Когда начинаешь писать синопсис, сценарий, понимаешь: здесь я вошел на территорию Германа, здесь – Тарковского. Нужно быть очень осторожным, чтобы не впасть в эклектику или вторичность, ведь тогда не будет твоей отличительной формы.

ОБ: Если говорить о свободе высказывания и творчества, есть для тебя какие-то ограничения?

ЕТ: Я всегда боялся быть актуальным, сиюминутным, злободневным. Это слишком примитивно.

ОБ: И, по сути, конъюнктурно.

ЕТ: Самое страшное – быть конъюнктурным. Но сейчас это главное определение существования очень многих, кто работает в этом огороде: кто капусту рубит, кто пальмы выращивает и сидит на них. А я-то по минному полю хожу, рискую. Я владею профессией в той мере, которая позволяла бы мне снимать сериалы…

ОБ: Рекламу делать.

ЕТ: На рекламе бы мы вообще могли столько нарубить! Понимаешь? Но риск себя оправдывает. Многие понимают свободу творчества как вседозволенность. И поэтому появляется весь этот шлак. И образцы этой вседозволенности дезориентировали публику читающую, смотрящую и слушающую. Моцарт, как позывной в сотовом телефоне – это же кощунство! Искусство превратилось в жвачку.

ОБ: Ты пишешь: «Главная проблема сегодня – отсутствие морали. Ее попросту нет. У нас не осталось даже дворовых понятий. Поэтому люди потянулись в мечети. Там они борются со своими страхами и тревогами. Там они ищут спасение. Там их ждет тот, кому они еще способны верить. Вера в какой-то мере и есть – психотерапия». Что ты думаешь по поводу религии в нашем обществе?

ЕТ: Я думаю, что люди устали. Они ищут информацию, достоверность которой проверена веками. Это естественный процесс, когда люди ищут Бога в безбожные времена. А сейчас сатанинское время, и Бог стал разменной монетой. Как мне говорили недавно: «Слава Аллаху, Иисус воскрес» (смеется) Люди ищут успокоения.

Еще, им нужна исповедь. Человек не может пойти в прокуратуру за исповедью, его не так поймут. А Бог все вытерпит, он как бумага. И люди не очень это понимают, но диалог с Богом – это, прежде всего, разговор с самим собой.

Бог живет внутри человека. Но в святилищах его не осталось, там ритуал и внешние атрибуты: позолота, колонны, купола, медресе. Содержание утеряно. Людской поиск истины начался из-за информационного голода, но плохо, что есть поводыри, посредники в любой религии.

ОБ: Власть предлагает вспомнить культурный код нации. Ты что об этом думаешь?

ЕТ: У казахов есть выражение: «Елy жылда ел жаңа», в переводе: «За пятьдесят лет народ обновляется». У нас за четверть века лет он обновился, теперь это другая нация, промежуточная, уже не казахи, и еще не кто-то другой. Я где-то писал, что ладно, украли, попрятали в оффшоры… Не в этом горе. Страшно то, что люди стали думать по-другому. Необратимый процесс запущен, а на восстановление ресурсов моей и твоей жизни не хватит. Может, однажды, но я не могу гарантировать, я не Нострадамус.

Полное интервью читайте в шестом томе Étage Magazine

Также в этом номере читателей ждет специальный проект о великих женщинах прошлой эпохи, непростые судьбы которых не помешали им ежедневно разбивать стереотипы, став уникальными профессионалами своего дела. Этот тот самый момент, когда возраст и пол, и социальный статус не имеет значения, главное идеи, и человек, который за ними стоит.


Интервью: Олег Борецкий

Автор фото и видео: Дамир Отеген

Сведение звука и постпродакшен: Айзатулла Хуссейн

Идея и продакшен: Etage Group

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

О запуске стартапа в сфере блокчейн и развитии IT-бизнеса на международном рынке.

5 минут
5 минут
Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Тұлғаны қалыптастыру – туылғаннан басталатын және өмір бойы жалғасатын күрделі және көп қырлы процесс. Ата-аналар бұл процессте...

4 минуты
4 минуты
Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Сания Султанова — юрист в сфере интеллектуальной собственности, специализирующаяся на вопросах авторского права. Сания является...

12 минут
12 минут