Бизнес, из-за которого можно лишиться квартиры: Олег Ходыкин об организации концертов в Казахстане

9 минут Роман Лукьянчиков
Бизнес, из-за которого можно лишиться квартиры: Олег Ходыкин об организации концертов в Казахстане

Олег учился на геодезиста, когда организовал первый концерт для своей студенческой рок-группы в Караганде. Лето 2008 года он провел в США, разъезжая на фургончике по улицам Нью-Джерси и продавая мороженое. Тогда же на концерте «Radiohead», растворившись в 70-тысячной толпе фанатов, Олег понял, что хочет устраивать подобные шоу в Казахстане.

Заработанные в Штатах деньги он потратил на покупку профессиональной музыкальной аппаратуры. Сейчас карагандинец управляет промоутерской компанией «Свинцовый Дирижабль» и сотрудничает с главными концертными площадками страны.  

— Олег, с какой группы началась твоя карьера промоутера?  Как это было?

Кажется, это был юбилейный концерт рок-клуба. Впервые в Караганде сыграла российская группа «Total», и хотя у себя на родине музыканты уже не были так популярны, мне они все равно очень нравились. Организовывать концерты меня никто не учил.  Я на практике столкнулся со звездной болезнью. С группой приехал «звездный» звукорежиссер с Первого канала. Я решил, что артистов устроят экономные номера в гостинице.

Тем более, директор группы был не против. Встречаю ребят в четыре часа утра, заселяю их в отель, и тут этот мужик начинает истерить, типа, что за херня? Где мой люкс? Я улечу обратно в Москву. В ситуацию вмешалась солистка группы Марина Черкунова. Она свой люкс ему отдала, а сама в экономе осталась и потом сказала мне: «Олег не парься, видишь, какие «звезды» с нами тут ездят…».  На меня ее поступок произвёл сильное впечатление. В большинстве своем артисты — простые ребята, главное, вести себя по-человечески. 

— Сейчас ты привозишь в Казахстан не только рок-музыкантов. Давай представим такую ситуацию: есть один свободный день для концерта, и ты можешь пригласить только одну группу или артиста любого жанра. Как поступишь?

Все зависит от цели. Если нужно заработать на тачку, то естественно нужно привозить рэпера. Если честно, на рок-концертах чаще проигрываешь, но будь это мой последний концерт, неважно, окупится он или нет, я привезу, к примеру, «Tequilajazzz», соберу сто человек, зато кайфану по полной. 

— Как ты угадываешь, окупится концерт или нет?

Появилось множество платформ для анализа предпочтений аудитории.  У Google и Яндекс есть приложение, которое показывает, на какого исполнителя в поисковике больше запросов. Через приложение «Shazam» можно посмотреть, чьи песни популярны у пользователей. Но статистика не всегда работает. Когда Тимати приезжал с туром «Олимп» в Казахстан, в Астане он собрал полный зал, а в Алматы на концерт пришло гораздо меньше людей. Я уверен, организаторы этого не ожидали, хотя артист очень интересный.

Или как у меня получилось с туром группы «Сплин» в 2016 году. Мы как всегда запустили рекламу, но в астанинский Конгресс-Холл, рассчитанный на 1600 мест, пришло всего 600 человек. В Караганде тоже было меньше людей, а в Алматы — аншлаг. Годом ранее, «Сплин» приезжал с программой «Резонанс». Народ ожидал услышать старые хиты, типа «Орбит без сахара», а Васильев, как и подобает нормальному музыканту, сыграл новый альбом. В итоге на следующий год «Сплин» с программой «Ключ к шифру» собрал меньше народу. Может быть, в Алматы слушатель прогрессивнее, тут много факторов. 

— Почему билеты на поп-звезд нередко дороже, чем на других артистов, при том, что на концерте не всегда звучит живой звук?

Дело в аудитории, на которую рассчитан артист, а не потому, что он дорогой. Концерт поп-артистов и рокеров может стоить одинаково, хотя на рокеров всегда больше затрат, особенно на аренду аппаратуры, оплату гостиниц и перелеты. Допустим, с «БИ-2» прилетело 16 человек, включая техперсонал группы.

Поп-артистов обычно сопровождает гораздо меньше людей, хотя стоит отдать должное Стасу Михайлову. Он со своей командой устроил концерт, как в Кремле. А есть исполнители, кто выступает просто с флешки.

— Как формируется цена на билет, и сколько процентов от вырученной суммы остается организаторам?

На каждый концерт закладывается определенная сумма с учетом стоимости шоу, гонорара артистам и всех расходов. Условно, шоу может стоить 20 миллионов и должно собрать тысячу человек. Эту цифру ты делишь на количество людей, которое, по-твоему, придет на концерт.

Идеальный международный стандарт – когда выручка организатора равна гонорару артиста. В Казахстане такое удается крайне редко.

Многие артисты вообще не хотят сюда лететь, и называют не те суммы, которые они получают в той же России. А мы думаем, что это их нормальная цена, в итоге страдает зритель. Идея в том, чтобы людям было комфортно. Поэтому я сильно заморачиваюсь со звуковым оборудованием. Для мартовского концерта группы «ДДТ» мы  прорабатываем самые лучшие варианты, чтобы музыканты показали здесь шоу мирового уровня, которое у них и запланировано. И зритель понимал, за что он заплатил.

— В одном интервью ты сказал, что лучшая концертная площадка Казахстана находится в Караганде. Что это за место, и почему ты так считаешь?

Это Центр бокса. Мое мнение не изменилось. Конструкция этой площадки модифицируется в сидячий зал и в стоячий партер. Спортивную арену строили для соревнований, она рассчитана на 1500 мест, и при должном подходе к звуку акустика там хорошая. В Алматы такой площадки нет. Тут либо сидячие залы, как во Дворце Республики и Дворце Студентов, или танцпол. В первый раз мы будем проводить концерт в «Алматы Арена». Это тоже хорошая площадка, где готовы развивать концертную среду.

—  До интервью мы немного поговорили про мартовский концерт  рэпера «Басты». Ты сказал, что он из тех артистов, которые не пользуются услугами организаторов. С чем это связано?

— Если  артист знает, что он топовый, ему не нужны посредники. На Западе музыканты работают по процентной ставке — 80 процентов от выручки забирают себе и 20 платят администратору. Здесь в большинстве случаев артист так не заработает. Организация концертов не очень благодарное дело, поэтому проще сказать промоутеру, мы стоим 2 миллиона рублей, выступить и поехать дальше.   

— За 5 лет организации концертов твоим самым масштабным и затратным проектом был концерт «Limp Bizkit» в Алматы в 2015 году. Чего это шоу тебе стоило?

Я должен был привезти музыкантов еще в 2013 году. Отправил предоплату, но мне подтвердили анонс только за полтора месяца до концерта. Я побоялся рисковать таким проектом, хотя с курсом в тот год все было нормально. 

Фото сайта today.kz

4 тысячи проданных билетов могли окупить всю эту историю, если бы не кризис. Надо было прислушаться к прогнозу по курсу валют, и ничего не делать. Когда мы стартовали, были опасения, что к Новому Году тенге обвалится. Я забил на это, потому что такая возможность выпадает раз в жизни, у страны появился шанс услышать группу мирового уровня.

Моя цель — развивать культурную среду в Казахстан, и я реально горжусь этим концертом, несмотря на все проблемы. За сутки до мероприятия «Аэрофлот» сменил борт, и часть музыкальной аппаратуры не прилетело в день концерта. В том числе микшерный пульт — самое главное в шоу.

Фото сайта astana.ppz.kz

Когда у тебя три тысячи человек стоит вдоль дороги, как ты им сообщишь, что самолет не доставил гитарные примочки Веса Борланда? Был вариант перенести концерт на следующий день, но я решил найти выход из ситуации. К тому моменту курс доллара и так вырыл мне яму. Я взял тогда в долг крупную сумму, чтобы закрыть гонорар артистам.  Сейчас остаток долга моему партнеру равен около 15 тысяч долларов.

Из-за таких рисков в концертном бизнесе мало людей. У меня есть знакомый, который продал квартиру, чтобы расплатиться за концерт на стадионе в Караганде.

—  Ты сотрудничаешь с российскими промоутерами, которые устраивают туры западным музыкантам. Можешь назвать трех артистов или группы, которые готовы приехать в Казахстан?

Наталья Имбрулья, «Guano Apes», «Korn». Я прорабатывал эти варианты, но для таких шоу нужны инвестиции и команда. Есть западные артисты, которые уже «наелись» турами по России и не собирают столько зрителей у себя на родине, как раньше. Им нужные новые страны, где их слушают, и они с большой радостью хотят сюда ехать.

— Как тебе летний концерт «30 Seconds to Mars» в Астане? Вспоминая многомесячную рекламную компанию выступления Limp Bizkit в Алматы, удивило, как слабо рекламировали «марсов».

Вся эта движуха с ЭКСПО никак не связана с культурным развитием или нашей узнаваемостью в мире. Прошла выставка по сбережению энергии, но я не увидел после нее ни одного дома с солнечными батареями. Так же и с культурой. Почему приезжает группа мирового масштаба «30 Seconds to Mars», а рекламная кампания проведена так, что полстадиона пустовало? По билетам пришло 18 000 человек, это мало для такой группы. Организаторы вложили огромные деньги  и, скорее всего, ушли в минус.

Я был там и не нашел, где купить чай. Зато при мне воду разливали из пятилитровых бутылок и продавали по 200 тенге за стакан. Обидно, что есть «муравьи-работяги», которые пытаются развивать сферу, и те, кто появляется, когда надо что-то «распилить». По звуку все было нормально, группа крутая, Джаред Лето – звезда number one.  Правда, как это повлияло на культурную жизнь Казахстана, я не знаю.

— Кого из зарубежных артистов стоит ждать в 2018 году?

Пока анонсирован самый масштабный проект этого года –  концерт «ДДТ». С другими артистами четких договоренностей не было. Просчитываем варианты, думаем, не свалится ли наша валюта в очередной раз.

Фото сайта kipyat.com

— При каком условии в Казахстане будет больше масштабных концертов?

Нужно, чтобы люди зарабатывали другие деньги, и поход на концерт не был для них затратным. К примеру, два процента от зарплаты. Если человек получает 100 тысяч тенге, а билет стоит 15-20 тысяч, ему важнее купить риса домой. В Казахстане небольшая численность населения, соответственно, и процент активной аудитории. Мне рассказывали, что в том же Китае российские музыканты приезжают в деревеньку с населением в полтора миллиона человек и собирают там маленький клуб на 1500 тысячи мест. Причем средничковые группы, а не звезды первой величины. Просто китайцам нравятся европейские артисты.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

От фотографии и граффити до монтажа и звукового дизайна: как монтажер из Караганды начал работать с Kanye West

От фотографии и граффити до монтажа и звукового дизайна: как монтажер из Караганды начал работать с Kanye West

История о парне-самоучке из Караганды, который монтирует клипы известным артистам и рекламу для брендов.

5 минут
5 минут
Алматы вдохновляет: истории трех героев о том, как найти баланс между работой и отдыхом

Алматы вдохновляет: истории трех героев о том, как найти баланс между работой и отдыхом

Музыкант Куанышбек Нургазы, директор АRТиШОК Анастасия Тарасова, сооснователь AlgaApp Алим Раздыков — о своем творческом пути и любви к городу.

10 минут
10 минут
Как казахстанка стала менеджером по коммуникациям Paris Saint-Germain

Как казахстанка стала менеджером по коммуникациям Paris Saint-Germain

Делимся личным опытом Айданы Марат и особенностями ее работы в футбольном клубе в Европе.

4 минуты
4 минуты
«Иногда комик грубо шутит и навлекает на себя проблемы и хейт»: Томас Гайсанов о казахстанском стендапе, менталитете и комьюнити

«Иногда комик грубо шутит и навлекает на себя проблемы и хейт»: Томас Гайсанов о казахстанском стендапе, менталитете и комьюнити

Креативный продюсер Central Stand up Club Almaty о том, почему казахстанский стендап лучше российского и как устроено комьюнити комиков изнутри.

12 минут
12 минут