Фильмы, меняющие нас: как говорить о важных темах и решать проблемы с помощью кино

13 минут Дарья Жаркова
Альтернативный текст
Партнерский

Недавно компания inDrive анонсировала запуск международного некоммерческого проекта Alternativa Film Project для поддержки и продвижения кинематографистов из развивающихся киноиндустрий, чьи работы пока менее заметны и не получили должного внимания и признания. Теперь у них есть возможность получить необходимые ресурсы и стать частью международного профессионального сообщества.

Главными инициативами проекта в этом году станут образовательная программа в рамках Alternativa Film Labs для кинематографистов на разных этапах своего карьерного пути, которые исследуют локальные общественные проблемы и заинтересованы в развитии киноиндустрий родных стран, а также ключевое событие — первая церемония вручения международной премии Alternativa Film Awards, которая пройдет в начале декабря в Алматы. 

Alternativa Film Awards — не совсем обычная кинопремия. Она оценивает не только художественные достоинства фильмов, но и их социальное воздействие, то есть возможность привести к позитивным общественным изменениям.

В новом материале редакция Степи поговорила с экспертной командой премии AFA о том, почему зрителям интересны фильмы на социальные темы и как импакт-кино влияет на мир, в котором мы все живем.


Как развивается киноиндустрия в Центральной Азии

Несмотря на заметный потенциал молодых кинематографистов региона, они все сталкиваются с одинаковыми сложностями: например, трудности с получением или полное отсутствие качественного образования, поиск средств для создания фильма, выход за рамки родного региона — то есть, международное продвижение фильма.

Лиза Сурганова, руководительница Alternativa Film Project, считает, что проект помогает молодым кинематографистам решить эти проблемы:

«Мы организуем бесплатные образовательные лаборатории, где тьюторы с международным опытом учат режиссеров и продюсеров питчить свои проекты и помогают их усилить, сделать так, чтобы они произвели больший общественный эффект. А наша премия — это одновременно и возможность заявить о себе на более широкую аудиторию, и шанс получить денежный приз, который может быть вложен в производство следующего фильма или в профессиональное развитие». 

Лиза Сурганова (руководитель Alternativa Film Project); Амир Мусаев, Шарофат Арабова, Ержан Жумабеков (члены отборочной комиссии)

Так, в рамках кинопроекта Alternativa Film Project будет проходить онлайн-курс по питчингу (подать заявки можно до 5 октября), импакт-лаборатория в Алматы для кинематографистов из стран Центральной Азии (дедлайн по подаче — 1 ноября), а также киномастерская для подростков в Бишкеке.

Несмотря на те сложности, с которыми сталкиваются молодые кинематографисты, в последнее время в регионе появилось много образовательных и нетворкинг-инициатив, которые восполняют недостаток того образования, в котором нуждаются режиссеры.

Среди таких Шарофат Арабова, член отборочной комиссии AFA, выделила центральноазиатский конкурс «Снять кино за 48 часов», который показал, что регион действительно обладает большим потенциалом творческих кадров, который нуждается в раскрытии. Благодаря этим фильмам мы смогли окунуться в атмосферу Ашхабада, Ташкента, Алматы, через взаимоотношения отцов и детей соприкоснуться с менталитетом народа и актуальными для молодежи переживаниями. 

Я вспоминаю короткометражный фильм из Узбекистана, в котором абсолютно отсутствуют диалоги. Через ироничную, гротескную историю автор говорил об угрозе экологического кризиса. Он как бы приглашает нас пофантазировать на тему «What if…?» («А что если?»), то есть как выглядел бы мир, если данная проблема усугубится.

Ержан Жумабеков, член отборочной комиссии премии, считает, что в настоящее время Центральная Азия является привлекательным для мировой индустрии регионом: независимых кинематографистов и фильмов становится больше, а их работы все чаще показывают на международных кинофестиваля и вызывают большой резонанс в СМИ. 

Чтобы делать impact-кино кинематографисту необходимо чувствовать время, видеть проблемы и не быть равнодушным к происходящему.

Рекомендации центральноазиатского impact-кино от Ержана Жумабекова

Как снимать социально значимое кино

​​Импакт-кино — это то, что способно вдохновить на социальные изменения. Другими словами, это контент, который вызывает реакцию и мотивирует общественность к действиям. Если после просмотра фильма вы почувствовали желание помочь, посетили веб-сайт, чтобы зарегистрироваться в качестве волонтера, то такой фильм можно смело считать социально-значимым. 

Создание импакт-фильмов можно назвать искусством передачи сильных эмоций и вызывающих размышления сообщений. Для создания влиятельного и вдохновляющего импакт-кино следует придерживаться нескольких ключевых принципов, но при этом не забывать, что в фильмейкинге важно выходить за рамки дозволенных границ.

Важно определить историю и проследить за тем, чтобы она точно соприкасалась с реалиями современного мира. Фильм может повествовать о социальных проблемах, человеческих взаимоотношениях, личном росте или чем-то еще, что имеет значение для самого режиссера и его аудитории.

Шарофат Арабова считает, что единственный способ сделать свое творчество социально значимым — это держать руку на пульсе времени и быть как можно ближе к простым людям. Ведь кинорежиссера можно назвать «барометром общества», в котором он живет и может предвидеть определенные события. Именно поэтому авторам импакт-кино нужно развиваться не только в профессиональном, но и духовном плане. 

«Профессия кинорежиссера накладывает на человека больше ответственности. Он обязан обладать многосторонним жизненным опытом, чтобы иметь право вести диалог со зрителем в своих фильмах и обсуждать актуальные вопросы», — отметила кинорежиссер.

Кино не может быть оторвано от жизни, даже если это фильм в жанре фэнтези. Оно может принять любую форму, но будет трогать, если в нём есть подлинные эмоции и не высосаная из пальца история.

Амир Мусаев, член отборочной комиссии AFA из Казахстана, говоря о «фундаменте» создания импакт-контента, отмечает, что режиссер должен «спуститься на уровень метода».

Это фундамент режиссера. То, каким образом он снимает кино гораздо важнее того, что о чем это кино. Если ты снимаешь фильм о проблеме рабства, терроризируя собственную команду — то твой фильм всего лишь умозрительное заключение. Настоящий фашизм кроется не в идеологии, а в механизмах.

Важно также не забывать о том, что фильммейкинг — это искусство. Как и любое другое, оно не терпит наигранности; не надо стремиться сделать свой фильм социально-значимым, строго придерживаясь каких-либо условий. Ведь даже на первый взгляд развлекательное кино типа «Барби» может нести в себе очень много общественно важных смыслов.

Как получить признание

Социально значимых фильмов в Центральной Азии много, и Alternativa Film Awards стремится к тому, чтобы о них узнали и за пределами региона.

«Наша глобальная цель — поддержать кинематографистов, которые пока не получили международного признания, и сделать их более известными в мире. Мы работаем с авторами развивающихся киноиндустрий, у которых меньше ресурсов для того, чтобы снимать то, что они хотят, и им гораздо труднее заявить о себе, чем режиссерам из Америки или Европы. При этом в Центральной Азии очень много талантливых голосов, иногда гораздо более смелых и новаторских», — поясняет Лиза Сурганова.

Стать лауреатами премии могут авторы полнометражных художественных, документальных, анимационных и гибридных фильмов, производство которых было закончено в 2022 или 2023 году. Так как премия межкультурная, на участие можно подать фильмы, снятые на любом языке. При выборе лауреатов премии состав жюри будет ориентироваться на художественное достоинство картин, а также их социальное воздействие. Общий призовой фонд премии — 100 тыс. долларов, данная сумма будет распределена по пяти основным номинациям.

 

Почему мы все это делаем? Мы верим, что кино — это мощное и влиятельное искусство. Фильмы открывают людям ранее неизвестные вещи, показывают новые места и другой образ жизни, а иногда наоборот — демонстрируют, что ты не один сталкиваешься с такими проблемами, и оказывают терапевтический эффект. Нам хочется помогать таким фильмам и их авторам находить своего зрителя по всему миру.

Если вы снимаете кино о реальных людях и их историях, которые способны изменить жизнь сообщества, то подавайте заявку на Alternativa Film Awards до 8 октября включительно. Детали, подробности о номинациях этого года — все это можно прочесть на сайте alternativa.film.

Статьи STEPPE

От «Белого лотоса» до «Треугольника печали»: как сюжетные линии про богатых захватывают киноиндустрию

Почему классовая драма в кино привлекает всеобщее внимание и при чем тут капитализм.

8 минут
8 минут

От «традиционной» идеальной семьи до освещения бытового насилия: как менялся семейный образ в казахстанском кино

Рассказываем, как эволюционировал образ казахстанской семьи в фильмах, начиная с 60-х годов до современных кинокартин.

10 минут
10 минут

Как набрать миллион подписчиков на YouTube: блогер Dalbek и его история успеха

Казахстанский ютубер делится уникальными фишками, планами на контент в будущем, тонкостями монетизации на платформе и советами, как начать снимать видео.

11 минут
11 минут

«Не бывает “маленького” творчества»: режиссер Алдияр Байракимов о выходе нового социального кинопроекта

Как съемочная команда «Паралимпийца» работала над новым социальным кино, почему премьерный показ нового фильма никогда не бывает идеальным и о чем в будущем планирует снимать Алдияр Байракимов.

12 минут
12 минут