Перформанс «Утопия»: исследуем вечность в стенах старого дома

11 минут Марк Куклин
Альтернативный текст

Художники Дарья Спивакова и Тимур Актаев создали для алматинцев иммерсивный перформанс. Это постдраматическое театральное представление, которое создает эффект полного присутствия в моделируемой реальности и объединяет в себе элементы квеста, выставки и привычного театра.

В «Утопии» нет актеров, сюжета и привычного театрального действия, а главное действующее лицо здесь — сам зритель, его опыт и ощущения. Дарья говорит, что постдраматический театр только кажется чем-то непривычным, хотя как явление существует в мировой культуре более 50 лет. Иммерсивный перфоманс предполагает такой способ взаимодействия с человеком, когда он погружается в пространство, контекст, переживания, и сам становится частью этих переживаний.

Мы встретились с создателями и узнали, что нового они предлагают алматинскому зрителю и почему этот перформанс стоит посетить.

Дисклеймер: авторы намеренно избегают публикации фотографий пространства и спойлеров, чтобы всё происходящее со зрителем было для него неожиданностью.

«Утопия» проходит в небольшом старом домике на территории арт-пространства «Дом 36». Это бывший спортивный техникум, а после Посольство Узбекистана, в котором сейчас создается социально-культурная платформа. Там уже проходят фестивали, функционируют студии звукозаписи и диджеинга, коворкинг, бар, кофейня, лекторий и готовится к открытию многое другое.

Сам перформанс для зрителя проходит так: человек слушает срежиссированную партитуру через специальное приложение на смартфоне, путешествует внутри этого дома и взаимодействует с разными объектами.

О том, как появилась «Утопия»

Дарья: «Утопия появилась так, как будто она всегда была в этом пространстве. Мы оказались здесь по приглашению создателей «Дома» посмотреть будущую культурную площадку. Я была очарована этим местом. Этот небольшой домик стал точкой притяжения образов и идей, которые формировались внутри меня.

Когда мы зашли в этот дом, у меня сложилось точное понимание того, какую историю и образы здесь может проживать человек, в какие впечатления может погружаться через запах, звук и прикосновения. Стало понятно, что человек будет чувствовать и как этот опыт можно организовать здесь в перформанс.

Я рассказала об идее Тимуру, Даурену (Даурен Тюлеев — один из основателей Дома 36 — прим.ред). Мы благодарны «Дому», что они оказали нам полную поддержку, но работать над перформансом вдвоем оказалось непросто: всё от столярных работ до драматургии и записи звука мы делали сами в течении двух бессонных месяцев.

Так случилось, что мы с Тимуром исследуем одну и ту же тему в своем творчестве — проблему антропологии культуры (и) смерти, рассказываем о невидимом и трансцендентальном посредством искусства. Наш первый совместный проект объединил в себе этот опыт».

О формате

Для зрителя показ перформанса в среднем занимает около полутора часов. Людей приглашают строго по графику — одного человека раз в 10 минут. В среднем этого достаточно, чтобы зрители не мешали друг-другу, но при этом встречались между собой внутри домика. Это тоже элемент перформанса: сначала человек погружается в нарратив в одиночку, потом неожиданно встречает другого человека, а ближе к концу разным людям внезапно приходится взаимодействовать.

Просмотр перформанса, или его «прохождение», состоит из посещения разных комнат и взаимодействия с объектами внутри. Перед переходом из одной комнаты в другую зритель может лишь догадываться, что его ждет. В этом ему помогает аудиосопровождение: в наушниках звучит голос Дарьи и говорит о том, нужно делать или представлять.

Сюжет партитуры еще более непредсказуем: если ожидания от предстоящей комнаты диктует пространство, то неожиданные метафоры и просьбы в наушниках не ограничиваются ничем.

«Утопия» удивляет, несмотря на почти полную статичность и простоту реализации.

О том, что звучит в перформансе

Звуковым оформлением перформанса Дарья Спивакова занималась сама. К слову, некоторые спектакли АRTиШОКа сопровождались саундом ее авторства. Музыка в «Утопии» — сложный звуковой ландшафт, содержащий в себе не меньше слоев и элементов, чем материальная часть перформанса.

Звук дополняет ощущения от просмотра, акцентирует внимание на нужном и добавляет насыщенности фантазиям и образам, что возникают во время взаимодействия с «Утопией».

О названии перформанса

«Мои мастера говорили, что не нужно считать зрителей, читателей или других потребителей искусства идиотами. Нужно всегда давать им пространство и потенциал для формирования собственного смысла».

Дарья: «Здесь мы предлагаем зрителю самостоятельно дойти до значения слова "утопия" и понять, как идти к этой самой утопии. Мне очень хочется, чтобы каждый сам нашел этот путь, чтобы этот опыт стал для него вдохновением, своеобразным триггером для поиска ощущения идеального мира».

О темах перфоманса

«Утопия» — авторское произведение. Оно затрагивает глобальные и абстрактные философские темы времени, вечности, воспоминаний, единства, но остается отражением личных ощущений своих авторов. В самом перформансе можно узнать личности и образы тех, кто его создавал. Возможно, именно это и цепляет зрителей «Утопии».

«Утопии» удается говорить о вечности и оставаться таким временным и скоротечным произведением. Говорить о пустоте, оставаясь наполненным.

О реакции зрителей

Дарья: «Зрители говорят и пишут нам, что это очень сильный и глубокий опыт, наполненный открытиями и приятными переживаниями. Есть люди, которые плачут. И есть незнакомцы, которые хотят с нами обниматься после. А еще видно, как меняются лица людей, как горят их глаза. Некоторые хотят помолчать и побыть в себе. А другие рассказывают интересные вещи про себя, про ощущение своих границ, и про то, какие сильные чувства они испытывают, когда рядом находится другой человек. О том, как мы все связаны и пересекаемся в мире».

Тимур: «В какой-то момент мы задались вопросом, что вообще натворили. Задумка была одна, мы ее реализовали и это сработало. Даже на первых тестовых показах была видна невероятно сильная реакция. Мы подумали так произошло, потому что знакомые и близкие уже прониклись и в принципе знали, что здесь будет происходить. Но это стало повторяться из раза в раз, каждый показ. Люди говорили, что  в них происходило нечто действительно  глубокое. И говорили они это не просто из вежливости».

Несмотря на такую бурную реакцию и внезапные зрительские откровения, «Утопию» нельзя назвать травмирующим или даже трагичным опытом. Напротив — одной из главных целей для авторов перформанса было «сделать так, чтобы у людей внутри оставался свет».

Дарья: «Для нас было очень важно при создании произведения не паразитировать на теме боли, не вскрывать травмы, не манипулировать человеческими чувствами. Потому что один из самых простых и популярных способов в искусстве заставить человека вовлекаться в переживания — это тыкать палочкой в его самые болезненные места. И вокруг нас ежедневно так много про страдания, боль, травму, трагедию. А мне очень хотелось, чтобы у человека внутри оставался свет, появлялись силы жить, быть счастливым и делать мир лучше. И это была ключевая задача — сделать такое произведение, от которого будет светло».

 

Статьи STEPPE

Влюбиться в город за пять минут: звуки столицы

Послушайте, как звучит город ветров, бизнес-центров и бесконечных строек.

3 минуты
3 минуты

Библиотеки, которые вам понравятся: кто и как занимается обновлением этих пространств в Алматы?

Мы поговорили с идейным вдохновителем и автором проекта 7TANA Камилой Лукпановой о том, чем дизайнеры вдохновлялись во время реконструкции, о стилевых особенностях дизайна и почему библиотеки все еще актуальны в современном Казахстане.

18 минут
18 минут

Что нужно знать о модернизации Туркестана

Как в молодом областном центре строят новую столицу и что будет в октябре 2020 года?

8 минут
8 минут

Как государство решает жилищный вопрос в отношении молодёжи в столице, Алматы и Шымкенте

По каким государственным программам и на каких условиях можно получить жилье молодым семьям и специалистам в трёх городах Казахстана.

10 минут
10 минут