Мозаистка Дарья Заитова открыла свою мастерскую в 2019 году. Сейчас она обучает мозаичному искусству и делает панно на заказ. Дарья рассказала Степи о том, почему не нужно бояться отказов клиентов, как развивать насмотренность и оценивать собственные работы.

  1. Найдите любимое дело

    Для этого нужно задать себе три вопроса:

    - В чем вы можете стать лучшим?
    - Что приносит вам прибыль?
    - Что больше всего вас вдохновляет и приносит удовольствие?

    Попробуйте вовлечь в дискуссию своих друзей и знакомых, чтобы они помогли вам ответить на эти вопросы и лучше понять свои сильные стороны.

    Прекрасно, если у вас уже есть художественное образование, определённые способности в творческой сфере и свой стиль. Я познакомилась с мозаикой только в 25 лет по счастливой случайности и до сих пор нахожусь в поиске того, что у меня получается лучше всего (в области мозаики).
  2. Откройте мастерскую

    Лучшее, что вы можете сделать для собственной карьеры в самом ее начале, — как можно скорее обустроить мастерскую. Это совет не для новичков, а для тех, кто уже занимается каким-то ремеслом.

    Первые два года я занималась мозаикой дома и замучилась, так как негде было хранить материалы, а осколки стекла разлетались повсюду. Своя мастерская дисциплинировала меня и позволила отнестись к мозаике уже не как к хобби, а как к работе.

    Чтобы не тратить большие деньги на аренду, можно найти себе компаньона, с которым бы вы могли поделить мастерскую. Когда я сняла себе помещение, то через пару месяцев поняла, что не тяну аренду и написала в группу «Ярмарка Мастеров» о том, что ищу соарендатора. Отозвались несколько человек. Так я познакомилась с керамисткой Катей, с которой мы уже два года снимаем мастерскую.
  3. Если вы не вкладываете сразу большие деньги в дело, не стоит ждать, что оно будет приносить вам хорошую прибыль

    Я начинала с небольшой суммы — около полумиллиона. Поэтому до сих пор большую часть заработанных денег стараюсь выкладывать в развитие.
  4. Делитесь процессом своей работы

    Вас может преследовать страх, что вы создадите себе конкурентов, если будете много рассказывать о своём деле. Но это не так. Скорее, люди будут тянуться к вам, и с большей охотой придут к вам на обучение, так как будут понимать, что вы настоящий профессионал. И вряд ли кому-то захочется повторить ваш опыт, зная, каких трудов все это стоит.
  5. Тщательно готовьтесь к мастер-классам

    И обязательно приходите заранее, чтобы успеть подготовить рабочее место. Первые МК лучше провести среди своих друзей. Потом потихоньку набирать учеников. Вначале будет получаться криво и некачественно, но со временем ваш профессионализм будет расти.
  6. Обучайтесь, развивайте насмотренность

    Если вы учите других людей, то и сами постоянно должны находиться в процессе обучения. Развивайте свой вкус, посещайте музеи и выставки.

    Можно легко найти огромное количество разных курсов, книг или лекций на интересующие вас темы.

    Мне очень нравится следить за современным искусством, поэтому я подписана на многие галереи (Almine Rech, Gagosian, Perrotin, Saatchi), на художников, дизайнеров интерьера, ну и, конечно же, на мозаичистов со всего мира.
     

     Литература по теме: 

    - Хизер Дарси Бхандари, Джонатан Мельбер: «Art/Work Как стать успешным художником»
    - Джим Коллинз: «От хорошего к великому»
    - Остин Клеон: «Покажи свою работу»

  7. Экспериментируйте

    Пробуйте новые техники. Я начала с классической мозаики, но через некоторое время делать копии римских мозаик стало просто скучно. Мне не нравится повторяться — каждый раз я ищу что-то новое.

    Это и есть призвание художника — открывать неизведанные земли, ошибаться, искать и испытывать радость, когда находишь решения. Именно поэтому мой интерес к мозаике не угасает, а только разгорается. Ещё столько всего предстоит опробовать! К тому же мозаика — идеальное место для экспериментов. У неё есть несложные правила монтажа, но количество материалов, техник и мест применения — от стен домов до украшений — поистине поражает.

  8. Постарайтесь правильно определить цены на свои работы и занятия

    Начинающие художники склонны либо занижать цены, либо, наоборот, завышать.

    В стоимость работы должно быть включено:

    ⁃ Количество ранее проданных работ и их стоимость;
    ⁃ Материалы, из которых или с помощью которых изготовлена работа;
    ⁃ Время, потраченное на создание работы;
    ⁃ Количество экземпляров (чем их больше, тем дешевле будет каждая единица);
    ⁃ Участие в выставках;
    ⁃ Ваше образование и опыт.

  9. Записывайте все расходы, которые напрямую связаны с вашей работой

    Это аренда, коммунальные услуги, налоги, расходные материалы, реклама, книги по искусству, изготовление визитных карточек. Всё это поможет вам объективно оценить стоимость ваших произведений или курсов.

    Для удобства заведите приложение для контроля расходов. Я пользуюсь Spendee. Доход художника нестабилен, и благодаря такому приложению вы будете четко видеть, сколько вы заработали и на что потратили. Как альтернативу можно использовать Zenmoney и CoinKeeper. 

  10. Не бойтесь отказов и потери клиентов

    Быть профессионалом — значит постоянно получать отказы. Шансы на отказ всегда довольно высоки и не всегда вы тому виной. Когда получаешь отказ, меньше всего хочется возвращаться в мастерскую. Но это тем не менее именно то, что нужно сделать в первую очередь. В качестве альтернативы можно, конечно, выбрать другое место, но только такое, которое принесёт тебе ещё больше вдохновения.

  11. Если обучаете людей, старайтесь не забывать про своё творчество

    Очень тяжело соблюдать золотую середину — обучать и творить. Большинство моих знакомых выбирают только один вариант. Из-за регулярных занятий можно погрязнуть в преподавательской рутине и потерять творческий запал.

  12. Не продавайте подряд все свои работы

    Я очень рада, что далеко не все мои картины вначале раскупили. Так как в будущем они вам непременно пригодятся для выставок и для обустройства мастерской.

  13. Берите предоплату, а лучше — полную стоимость

    Пару раз я сталкивалась с недобросовестными заказчиками. Однажды после окончания работы заказчица заблокировала меня. Второй раз заказчица не платила и в течение долгого времени игнорировала мои сообщения. Теперь я беру 60% от стоимости работы и оставшуюся сумму после завершения заказа, которую нужно оплатить в течение недели. Обязательно проговаривайте, а лучше прописывайте все обязательства и сроки.

  14. Заведите дружбу с художниками, ходите на выставки, посещайте ярмарки или лекции по искусству

    Эта отличная возможность найти себе единомышленников, которым интересно то, что ты делаешь, а тебе интересно, что делают они.

  15. Забудьте про свои выходные

    Обычно люди приходят на занятия по выходным. Поэтому отдыхать вы будете в будние дни. На самом деле, это очень удобно: везде свободно, не нужно резервировать столик в кафешке или идти в горы с толпой людей.

  16. Найдите магазины, где можно выставить свои работы. И снова: не бойтесь отказов!

    В первый раз я отвезла почти все свои работы в интерьерный магазин. Там собрались люди, начальница какое-то время вертела в руках мой мозаичный портрет, а потом сказала: «Это что ещё за конь?!» Ни одной работы не взяли. Сказать, что я была раздавлена, ничего не сказать. После этого я год ничего не предпринимала. Исправить ситуацию мне помог случай. Один мой знакомый сказал, что познакомился с владелицей магазина и ей понравились мои работы. Когда я шла к ней, то ужасно нервничала. Но в итоге мы очень мило побеседовали, а мои работы выставили.

  17. Составить расписание работы и досуга

    Как-то услышала фразу, что если ты сам не можешь составить себе расписание, то за тебя это сделает твой начальник. Чтобы этого не произошло, очень важно выработать самодисциплину. Регулярность и фокус внимания на вашем деле — залог успеха. Работать предстоит регулярно, но при этом не забывать, что без отдыха вы быстро выгорите.  Я всегда выделяю себе два выходных среди недели, если, конечно, нет срочного заказа.

  18. Не ожидайте моментального отклика и успеха

    На одних амбициях далеко не уедешь — на все нужно время. Когда человек начинает новое дело, он приходит туда без практических навыков и ему необходимо преодолеть «серую зону», в которой он должен принять свою несостоятельность: моменты, когда будет не получаться. Моменты, когда кажется, что ты и твоё дело никому не интересны. 

    Наверное, если бы мозаика мне так сильно не нравилась, я бы давно бросила ей заниматься. Трудные моменты все-таки намного легче пережить, если занимаешься любимым делом.

  19. Не теряйте веру

    После длительной работы в одном и том же направлении неизменно наступает момент прорыва, когда накопленная инерция начинает работать на вас.


Читайте также: 

6 женщин, навсегда изменивших историю фотографии

Где грань между искусством и сексуализацией?

5 горных маршрутов для тех, кто не может (или не хочет) высоко подниматься


Читай нас в  Инстаграм и Телеграм