Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити
Люди всегда стремились к объединению — от первобытных племен (ради выживания…) до формирования современных онлайн-сообществ...
Литература для «молодых взрослых» нацелена на аудиторию с 12 до 18 лет, но сегодня возрастные границы размыты и книги с маркировкой Young Adult читают как в 14, так и в 25. Когда появилась литература для подростков, как она завоевала читательский интерес и какую роль играет в современной литературе?
В литературе термин «молодые взрослые» первой использовала британская писательница и критик Сара Триммер в 1802 году в журнале The Guardian of Education. Триммер выделила литературу для детей до 14 лет и молодых людей с 14 до 20 лет. Тем не менее большая часть детских произведений 19 века — романы Жюля Верна, Марка Твена и Чарльза Диккенса — ориентировалась на взрослого читателя. Настоящий расцвет УА-литературы пришелся на шестидесятые годы 20 века.
Первой книгой, позиционирующей себя как литература для подростков, стал роман «Изгои» американки Сьюзен Хинтон, вышедший в 1967 году. Хинтон написала роман в 16 лет и рассказала о настоящей подростковой жизни: выживании в бедных кварталах, детях из неполных семей, классовом неравенстве и враждующих молодёжных бандах.
Период с начала семидесятых и до середины восьмидесятых считается золотым веком подростковой литературы. Писатели старались расширить границы прозы и описывали табуированные среди подростков темы. Авторы как Джуди Блум, Лоис Дункан и Роберт Кормье писали о подростковом максимализме, половой жизни и психических заболеваниях. В восьмидесятых Young Adult стал жанровым, тогда на книжных полках появлялось больше фантастики и хоррора.
Во второй половине девяностых популярность подростковой литературы упала, но ситуация изменилась с выходом саги о Гарри Поттере. Хотя первые три книги Поттерианы не относятся к категории Young Adult, публикация первой части культовой истории Джоан Роулинг в 1997 году положила начало новой эры подростковой литературы.
В те годы считалось, что дети читают простые и понятные рассказы и издатели были убеждены, что роман о мальчике-волшебнике с множеством персонажей и сложным устройством магического мира не найдёт читательский отклик, но последовавший интерес и коммерческий успех убедили издательства в потенциале молодежного направления в литературе. Феномен Гарри Поттера показал, что подростковая аудитория готова к многослойным жанровым романам, после чего Young Adult стал полноценным направлением со своей целевой аудиторией.
В большинстве романов писатели интерпретируют подростковый дух бунтарства, желание идти против системы, несправедливости и сил зла.
Так в начале 21 века популярными стали романы в жанре антиутопии, как трилогия Сьюзан Коллинз «Голодные игры», «Дивергент» Вероники Рот и серия «Бегущий в Лабиринте» Джеймса Дэшнера. Популярности литературным первоисточникам прибавили последовавшие экранизации. После выхода фильмов герои романов перестали существовать исключительно в фандомах, сегодня они являются полноценной частью массовой культуры.
Также литература заговорила о психологических проблемах и ментальном состоянии подростков. Яркий пример — «13 причин почему» Джея Эшера. В романе главная героиня называет тринадцать причин самоубийства, среди которых буллинг, изнасилование и предательство.
Джон Грин, один из самых популярных современных писателей в жанре УА, в романе «Виноваты звезды» рассказал историю любви двух смертельно больных подростков. В этой сентиментальной на первый взгляд истории обсуждается тема принятия потери любимого человека.
Такие книги помогают подросткам, переживающим подобные проблемы, понять, что они не одни. В подростковой литературе нет попытки научить чему-то читателя, наоборот роман говорит об актуальных для него проблемах на равных, поэтому часто главными героями романов выступают сами подростки.
У подростковой прозы нет жанровых границ, эта литература объединяет в себе разные истории, она говорит с читателем на одном языке, поэтому интересна не только подросткам, но и взрослым. Согласно исследованиям, только в начале 10-х годов 55% читателей подростковой литературы составляли взрослые.
Сегодня появляются отдельные серии и издательства, которые специализируются на УА-литературе. В 2018 году появилось издательство Popcorn Books, которое переводит зарубежную молодежную литературу на русский язык. За прошедший год в издательстве вышло около 15 переводных романов, среди которых продолжение нашумевшего «Назови меня своим именем» — «Найди меня» Андре Асимана, роман «Лишь» Эндрю Шона Грира лауреата Пулитцеровской премии 2018 года и книга нигерийской писательницы Ойинкан Брейтуэйт «Моя сестрица — серийная убийца», которая вошла в длинный список Букеровской премии в 2019 году.
Спрос на книги YA показывает, что в современной книжной индустрии подростковая литература стала полноценной и востребованной нишей со своей преданной аудиторией.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)