Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой
В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...
— Начнем, пожалуй, с шахмат. Что значит быть шахматистом сегодня?
В первую очередь это значит быть причастным к двухтысячелетней истории интеллектуальной игры и к миллионам любителей шахмат по всему миру. Ежедневно только в Интернете играется до 10 млн партий, из которых 3-3,5 млн — на онлайн-платформе chess.com. Это очень популярный игровой и обучающий ресурс, где можно встретить игроков любого уровня, от начинающего до чемпиона мира. Всего здесь зарегистрировано порядка 30 млн пользователей.
Что касается профессиональных шахматистов, то их в мире не так много, быть может, всего несколько сотен. Это люди, которые регулярно тренируются, изучают теорию, претендуют на получение спортивных званий и выступают в международных соревнованиях.
Когда-то я тоже был профессиональным шахматистом и очень хорошо знаю этот мир изнутри. Шахматистом быть по-своему интересно — это путешествия по всему миру, знакомства, новые страны и города, незабываемые впечатления и бесценный опыт.
— Получается, что бывших шахматистов не бывает?
Шахматы — как первая любовь. Даже если шахматисты не выступают на турнирах, то как минимум играют в интернете, читают новости, просматривают партии последних чемпионатов.
— Судя по статистике, шахматы практически полностью цифровизировались и ушли в онлайн. А какое значение они могут иметь в реальной жизни?
Здесь необходимо обратить внимание на шахматы в школах. Когда мы говорим об образовательных реформах, то предполагаем, что современные дети должны получить важнейшие навыки, которые затем помогут им в обучении и жизни. Сами знания устаревают ежедневно, это давно все понимают. Но есть фундаментальные вещи, которые никогда не выходят из моды.
Шахматы прокачивают в школьниках память, решительность, стратегическое видение, концентрация внимания, усидчивость, работу с огромным объемом информации, способность принять решение в сжатое время.
Казахстанские школы пока внедряют шахматы самостоятельно, практически все ведущие частные учебные заведения открыли шахматные факультативы или даже сделали их обязательным предметом. В авангарде здесь Павлодарская область. Дети, занимающиеся шахматами, начинают лучше учиться по всем предметам, быстрее читают и усваивают информацию — это подтверждается фундаментальными научными исследованиями.
Лидеры по внедрению шахмат в учебный процесс — Россия, Китай и Индия. С 1 сентября 2019 года у наших северных соседей этот предмет стал обязательным и заменил третий урок физкультуры. Дополнительным плюсом шахмат является их доступность, потому что игра не требует дорогих арен или сверхпроизводительных компьютеров, в которых, например, нуждается киберспорт.
— Как быть тем, кто решил сесть за доску не со школьной скамьи, а уже в более сознательном возрасте?
Шахматы демократичны и доступны для людей в любом возрасте. При наличии опытного тренера с грамотной методикой обучения и педагогическим подходом можно значительно поднять свои игровые навыки. Практическую помощь вам окажут онлайн-платформы и книги.
— Какие шахматные приемы необходимо освоить, чтобы добиваться достигнутых целей в жизни?
Цели у всех разные. Одни делают карьеру или зарабатывают деньги, другие ориентируются на семью и воспитание детей, третьи посвящают время религии.
Здесь вспоминается одна из книг 13-го чемпиона мира Гарри Каспарова под названием «Шахматы как модель жизни». В самом этом заглавии кроется новая философия, где популярная игра позиционируется не как проекция войны, а как практический инструмент достижения целей в реальности.
Шахматисты свои цели ставят четко — победа в турнире, достижение очередного этапа отбора, повышение рейтинга. Цель предполагает наличие плана по изучению дебютов, повышению техники, усилению тактических способностей. Всё это требует железной дисциплины.
Хорошие шахматисты очень дисциплинированы, они ежедневно и интенсивно занимаются оттачиванием своей техники. И когда я вижу, как легко играет действующий чемпион мира Магнус Карлсен, насколько он превосходит многих конкурентов, то я понимаю, что за этим стоит огромный труд и ежедневное продвижение к цели.
Все эти навыки — целеполагание, работоспособность и дисциплина одинаково эффективны и в жизни.
— Какие шахматные приемы помогают вам при взаимодействии с людьми?
На самом деле, шахматный арсенал зачастую агрессивен, ведь в игре есть такие приемы, как прямая атака, двойной удар, жертва, связка, отвлечение и завлечение соперника. Шахматы, к тому же, достаточно эгоистичная игра, ассоциированная с известным сериальным выражением: «Когда играешь в игру престолов, ты побеждаешь или умираешь — третьего не дано».
Но в шахматах, в отличие от того же тенниса, есть ничья. Это накладывает определенные психологические отпечатки на мышление. В целом, шахматисты нацелены на победу, однако поиск разумных компромиссов, win-win решений, значительно расширяет линейку рассматриваемых вариантов.
— Какой турнирный поединок стал для вас самым захватывающим?
Партия с Гарри Каспаровым в 2001 году на супертурнире в Астане. Это был один из сильнейших на тот момент турниров, который собрал всю элиту мировых шахмат, в том числе первого номера рейтинг-листа. Каспарову нужна была только победа, и для меня, 22-летнего подающего надежды юноши, выстоять против великого гроссмейстера стало серьезным вызовом.
По ходу партии чемпион начал усложнять позицию, ушел от известных теоретических дискуссий и пожертвовал материал ради атаки с «открытым забралом». Я принял бой и ввязался в невероятно сложные варианты, требовавшие точного расчета. Мы истратили много времени и оказались в обоюдном цейтноте. В крайне запутанной ситуации мне удалось переиграть именитого оппонента и получить позицию с решающим перевесом.
На 37-м ходу Каспаров предложил ничью, у него на часах оставалось 30 секунд, у меня — чуть больше одной минуты. Взвесив все «за» и «против», я решил принять то самое компромиссное решение, о которым мы уже говорили. У меня на циферблате оставалось всего десять секунд, когда мы пожали руки. Конечно, помимо ничьи, был выбор рискнуть и успеть за оставшиеся секунды сделать три хода до нового контроля (плюс час времени на обдумывание). До сих пор не уверен, что решение о согласии на ничью было правильным.
— Как вы относились к турнирным поражениям?
Философски. Проигрыш — всегда начало нового пути. В этом плане можно проиграть конкретный бой, но победить в большой битве. Это с любым шахматистом случается на длинном турнире с дистанцией от 9 до 15 партий. Можно проиграть партию, но при этом выйти победителем во всем чемпионате.
Из всего, что преподносит жизнь, нужно извлекать пользу, понимать причины и не повторять ошибок.
— Романтический вопрос: что значит для шахматиста любовь?
Как и для любого человека, это высшее чувство, которое ведёт людей за собой и заставляет совершать настоящие подвиги. Ну а если говорить о любви к шахматам, то ради неё шахматисты жертвуют своим временем, молодостью, перспективами, они проводят за доской всю свою жизнь и не жалеют об этом ни минуты.
Очень часто даже гроссмейстеры признают, что шахматы не приносят серьёзных доходов, особенно в сравнении с другими популярными видами спорта. Тем не менее, многие люди из-за любви к шахматам продолжают играть и кочевать от турнира к турниру. С возрастом они переходят на тренерскую работу и передают свою любовь, опыт и навыки подрастающему поколению. Вот это, наверное, и есть искренняя любовь шахматистов.
— Можете себя представить вне шахмат?
Да, конечно, я ведь сейчас в первую очередь занимаюсь бизнесом. Но, вместе с тем, не ухожу из шахмат полностью. В моей Академии шахмат я и моя команда постоянно совершенствуем методики обучения детей, проводим турниры и готовим ребят к большим соревнованиям.
Кроме того, в прошлом году при поддержке партии Nur Otan мы сняли 32-серийный 3D-мультфильм «Приключения в Шахматном королевстве», который вышел в эфире телеканала «Балапан». Я считаю, что это отличный и яркий проект, который был презентован в Европе, а также руководству Международной шахматной федерации.
— Давайте перейдём к части с консалтингом. В чём его сходство с шахматами?
Наверное, они совсем не похожи, это две разные формы моей деятельности. Но приемы, которые есть в шахматах, для консалтинга могут быть полезны.
К примеру, в шахматной игре при принятии решений применяются интуиция и расчёт. Консалтинг также часто направлен на те сферы, в которых нет единственно верного решения, но где-то на стыке интуиции и рациональности можно выработать эффективную стратегию и тактические ходы.
Также в консалтинге есть четкое разделение функционала между членами проектной команды. Если провести аналогию, то среди шахматных фигур есть тяжеловесные ладьи, которые цементируют оборону либо наносят решающий удар; ферзь, придающий позиции динамику; гибкие кони и дальнобойные слоны, позволяющие находить нестандартные пути. Консалтинговые проекты также состоят из людей, имеющих уникальные характеристики и преимущества.
Неслучайно консалтинговые компании — главные «охотники за головами», постоянно находящиеся в поисках сильных кадров. Основное преимущество любого консалтинга — наличие умных, талантливых, квалифицированных специалистов с богатой методологией и неординарным взглядом на повседневные процессы.
— Когда вы берётесь за проект, то уже видите, каким будет результат?
Наша команда берётся за проекты повышенной сложности, и поэтому зачастую трудно увидеть конкретные решения сразу. На первоначальном этапе возникают гипотезы о том, что определенные методики могут принести пользу. Эти гипотезы консультанты обязательно пропускают через комплексный анализ, который доказывает правоту экспертов либо отвергает тот или иной вариант. Но в любом случае клиент получает уже выверенный и протестированный аналитическим путем пакет рекомендаций.
При этом скорость реализации проекта зависит от того, насколько быстро гипотезы будут выдвинуты — это задача опытного состава с хорошим бэкграундом. У нас в команде есть эксперты с 15-20 летним стажем работы в конкретных социально-экономических, коммуникационных, IT-сферах, которые способны оперативно разработать гипотезы, провести соответствующий анализ и выдать четкие рекомендации.
— Что такое стратегия для шахматного человека, зарабатывающего на жизнь консалтингом?
Стратегия — это последовательность, выбор некоего пути, долгосрочного видения и ежедневного движения к поставленным целям. При этом мы понимаем, что даже в шахматах стратегии становятся гибкими, а самые сильные ходы должны быть мультифункциональными. То есть, одновременно защищать позицию, готовить собственную атаку и решать какую-то определенную локальную задачу. Именно такие «гибкие стратегии» наиболее ценны и эффективны.
В то же время надо понимать, что благодаря появлению компьютера в тех же шахматах тактика начала доминировать над стратегией, конкретика и жесткие варианты — над концепциями и долгосрочными планами.
Пока «белковый разум» раздумывает над общими вопросами, программа рассчитывает каждую линию до конца и смело идёт по направлениям, которые с человеческой точки зрения кажутся странными и нарушающими общие законы игры.
Эта тенденция перешла на все сферы нашей жизни — в производство, бизнес, политику, науку, спорт. Всё вокруг цифровизируется с невероятной скоростью. И пока вы думаете, как бы стратегически повысить эффективность управления своей пекарни, кто-то внедряет AI-программу, которая ежедневно анализирует предпочтения горожан в каждом отдельном жилом комплексе и прогнозирует спрос на ближайшее утро.
— Задумывались ли вы над тем, чему консалтинг может научить современных детей?
В первую очередь, эффективным коммуникациям. Консультанту приходится каждый день не просто проводить аналитическую работу, но и постоянно общаться с клиентами. И детей в современном мире необходимо учить этим навыкам — умению доносить мысли, структурировать речь, анализировать огромные потоки данных. Без этих способностей в информационном веке трудно добиться больших успехов.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)