Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Куралбай Куракбаевич — профессор, проректор по развитию в Казахстанском медицинском университете «ВШОЗ» и доктор медицинских наук.
Рассказываем про историю внедрения обязательного социального медицинского страхования в Казахстане, о возникших сложностях и уровне осознанности людей в отношении своего здоровья.
— Как развивалась медицина в Казахстане после обретения независимости?
Мы с одной формации перешли на противоположную формацию, но не были к этому готовы. Реформы, даже эволюционного характера, тяжело внедряются. Экономика была развалена в результате разрыва устойчивых связей.
Первые пять лет мы разрабатывали базовые документы для здравоохранения с элементами рыночных отношений. Министерством здравоохранения и правительством было принято несколько программ — «Здоровье народа».
В 1995 году это переросло в развитие системы обязательного медицинского страхования, которая в рыночных странах являются основной формой организации медицинской помощи населению. Казахстан в 1995 году принял закон для перехода к этой системе. Вопросы перехода были поставлены в 1990 году и почва уже была заложена в СССР.
Страна адаптировала систему здравоохранения в новых условиях. Государство начало принимать программы — «реформы и развитие здравоохранения Казахстана». Но в последующем названия менялись и в нулевых годах слово «реформа» было исключено и осталось «программа развития здравоохранения».
Несмотря на определенный негативный опыт внедрения обязательного медицинского страхования в 1996 году, этот вопрос никогда не снимался с повестки. Было множество негативных оценок системы и главной причиной ее закрытия — экономический кризис, так как невозможно было обеспечивать людей дополнительными страховыми взносами.
Была расписана планомерная подготовка к принципам рыночных отношений и население начало привыкать к новым терминам — поставщик и плательщик медицинских услуг. Мы перешли от понятия «помощи» в сторону «услуг».
В начале это вызвало большое сопротивление, но создавалась прочная основа для развития Министерства здравоохранения с адекватной оценкой экономической ситуации. Надо было подготовить население. Здоровье — это не только проблема государства, а дело каждого человека и его ответственность.
Мы привыкли к иждивенческому настрою, что государство нам все должно, и не всегда осознаем ответственность за собственное состояние. ОСМС предусматривает солидарность двух сторон — одна создает условия для получения качественной медицинской помощи, а другая вносит свою лепту. Мы должны предпринимать шаги, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
С момента принятия закона о внедрении системы ОСМС прошло уже четыре года. Его приняли в ноябре 2015 года и все это время шла подготовка. Да, были замечания и высказывания различных общественных деятелей, но все это учитывалось. Когда начались исследовательские работы, то вскрылась одна проблема — у нас не совсем учтена неработающая часть населения. Государство приняло решение определить их статус, чтобы они могли в будущем получить медицинские услуги.
Оказалось, что 2,5 миллиона человек не имеют четкого статуса и все эти годы эксперты занимались определением статуса этой части населения. Нужно было понять, по какой программе их обеспечивать — под опекой государства или они способны сами о себе позаботится. Для этого было создан единый социальный платеж (ЕСП), чтобы за счет небольшой суммы люди могли себя обезопасить медицинским страхованием, пенсионными отчислениями и прочим.
К сожалению, на деле мы сталкиваемся с тем, что люди избегают определения своего статуса. Они убегают от помощи. Прошло уже 2,5 года с начала этой работы и до сих пор 550-600 тысяч человек находятся в неопределенном статусе. И вместо того, чтобы заявить о себе — они всячески этого избегают. Это отсутствие понимания солидарной ответственности за свое здоровье. Мы могли направить ресурсы в другие стороны системы, но занимаемся этим. Мне кажется, нужно идти навстречу друг другу.
Ведь финансирование здравоохранения позволит обеспечить клиники современными технологиями, а с помощью системы поступающие средства увеличатся в полтора раза. И надо сказать, что по ряду клинических направлений мы не уступаем зарубежным клиникам. В областных центрах уже сейчас проводятся сложные кардиологические операции.
— Один из недостатков этой системы — это недоверие народа к медицинской сфере?
К сожалению, да. Причин для этого много. Прежде всего — это низкая ресурсная обеспеченность и прямая связь с уровнем экономического развития страны. Хотя 50% средств из госбюджета направляется в социальную сферу, этого не хватает, чтобы поднять систему здравоохранения на уровень международных стандартов.
Новые технологии — это очень дорогостоящее вложение и не по силам каждой медицинской организации. Говоря о зарубежных странах, мы забывает, что они давно находятся в рыночной системе здравоохранения.
Застрахованным считается человек, который регулярно платит страховые взносы. С 1 января по 31 марта все казахстанцы будут считаться застрахованными, то есть всем будет доступен как гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, так и страховой пакет. Но с 1 апреля услуги по страховому пакету смогут получать лишь застрахованные.
Если вы заранее не задумаетесь об этом, то с 1 апреля на приеме вам скажут, что вы не застрахованы. И тогда возможен конфликт, но человеку дают три месяца, чтобы он успел внести взносы и обезопасить себя. Люди должны отнестись к этому ответственно и не винить другую сторону. Когда мы готовимся к зиме, то мы же планируем и никого не обвиняем, если не успели подготовиться.
Люди должны делать встречные шаги, чтобы максимально использовать эту систему и ее профилактическую направленность. Если они получат лечение на начальной стадии, то это приведет к снижению расходов на конкретного больного и сэкономленные средства перейдут к тем, кто нуждается в более сложной медицинской помощи. Общество должно иметь определенную систему защиты.
Человек вносит небольшие суммы и гарантирует себе в будущем получение дорогостоящих медицинских услуг. Например, он выплачивает 18 тысяч тенге в год, но может получить бесплатную услугу на 18 миллионов.
— Как эта система отразится на врачах?
Это дополнительная ответственность на них, потому что государство гарантирует застрахованным качественную и доступную помощь. Кто ее оказывает? Все медицинские работники.
Они берут на себя ответственность за реализацию программы, которая сегодня гарантирована государством. Поэтому с 1 июля 2019 года была увеличена зарплата медработника до 30%, а с 1 января будет повышение, которое находится в прямой зависимости от результатов деятельности в новой системе.
— Расскажите про льготы по системе ОСМС?
Людей, которые действительно занимают низкое социальное положение можно разделить на две группы: трудоспособное и нетрудоспособное население. За вторых отвечает государство и делает за них отчисления в виде страховых взносов.
Трудоспособное население тоже делится на две категории: не имеющие место работы и самозанятые, то есть незарегистрированные. Их можно было бы считать экономически незащищенными, но по факту — нет. Иногда они получают зарплату больше средней. Эти люди избегают налогов, ведя экономическую деятельность, которая нарушает закон. Есть категория людей, которые действительно находятся в тяжелом экономическом положении и для них существует единый социальный платеж. Сегодня приняты адекватные меры защиты бедной категории населения.
— Когда человек выплачивает взносы, у него меняется сознание в сторону профилактики?
Ходить к врачам надо по необходимости и состоянию здоровья. Бюджет на медицину сегодня не позволяет покрывать все затраты и существует дисбаланс между потребностью пациентов и средствами.
— Дети и старики — самая уязвимая часть населения и они входят в льготную группу. Сколько ещё категорий туда входит?
Заботу за них полностью берет на себя государство и существует 15 подобных категорий — это 10 миллионов человек в Казахстане. 55-56% населения. Около 5,5 миллионов — это наемные работники. Разговор сейчас идет о тех, у кого статус не определен.
— Какими прогнозами вы можете поделиться?
В ближайшее время наша реформа предусматривает переход на новую систему. Медицинские организации получат большую самостоятельность и у них уже запускается корпоративный уровень управления, так можно оперативно решать текущие вопросы — это ряд мелких вопросов, которые раньше нужно было согласовывать.
Застрахованный человек имеет возможность получать помощь не только в государственных медицинских организациях, но и в частых. Теперь нагрузка будет распределена равномерно. Около 60% договоров с Фондом медицинского страхования были заключены с частными медицинскими организациями.
Государство уменьшает количество прикрепленных пациентов на один врачебный участок, так у врача появляется больше времени для оказания услуг больным. И врачи первичного звена и общей практики имеют до трех медицинских сестер в качестве помощников, это позволяет еще больше обеспечить население качественным обслуживанием.
Есть недостаток ресурсов и это не только финансовые ресурсы, но и кадры и материально-техническая база, имеющая свои серьезные проблемы. Годами накопившиеся проблемы нельзя решить за один раз, поэтому нужно потерпеть.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)