Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой
В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...
Нұрдәулет Досмағамбет и Асылбек Мурзахметов познакомились в студенческие годы. Оба окончили Университет имени Сулеймана Демиреля в 2015 году по специальности «Информационные системы». Их интерес к робототехнике проявлялся с детства, а после университета только усилился.
Слева Нұрдәулет, справа Асылбек
После SDU Нұрдәулет получил еще два высших образования: В КазНУ («Механика машин и манипуляторов, создание интеллектуальных роботов») и University of Warwick (Project and Programme Management), Асылбек выиграл грант посольства США по программе обмена опытом — Open World. В рамках программы он познакомился и лично посетил мастерские лаборатории в штате Колорадо.
— Начнем с банального вопроса, что такое робототехника?
Нұрдәулет: Если углубиться в само значение слова «робот», то впервые оно было использовано Карелом Чапеком для описания человеческого рабского труда. Современное использование этого термина употребляется в отношении машин, которые способны автоматически выполнять ряд сложных действий, программируемых компьютером.
Мы занимаемся образовательной робототехникой — это инструмент обучения, побуждающий детей открывать и пробовать новые идеи. Во время тестирования их программ и конструкций, студенты могут получить незамедлительную обратную связь, которая помогает внести нужные коррективы и улучшить их.
— В какой момент началось ваше знакомство с робототехникой?
Нұрдәулет: Мое знакомство с роботами началось еще в детстве с разного рода новостей, где обсуждались японские роботы ASIMO. До этого увлекался починкой электронных приборов и техники. После университета еще больше заинтересовался этой сферой.
Асылбек: Я знал, что буду заниматься IT, и после окончания школы целенаправленно поступил на «Информационные системы» в СДУ. Этот университет открыл мне дорогу к профессиональной робототехнике. Помню, как-то мой преподаватель поручил мне доделать кое-какие детали робота. Увлекшись этим заданием, я провозился с ним всю ночь и понял, что это именно то, чем хочу заниматься. Дальше начал первые шаги в этом направлении, долго искал в Алматы мастерскую-лабораторию, где свободно мог бы заниматься робототехникой.
Так получилось, что мне удалось встретиться с председателем правления АО НИШ Куляш Нагатаевной. Предложил ей идею открытых мастерских-лабораторий, она поддержала. Спустя некоторое время, мы открыли первые Fablab-мастерские в Казахстане в двух Алматинских НИШ. Любой желающий ученик мог свободно посещать мастерскую.
Бывало такое, что мы не выходили из мастерской сутками, и я буквально жил в ней.
— Чем занимаетесь на сегодняшний день?
Нұрдәулет: Мы занимаемся подготовкой детей, преимущественно средних и старших классов, к профессии будущего. Стараемся дать те навыки и знания, которые понадобятся им через пять-шесть лет, когда они выйдут на рынок труда. В 2015 году при поддержке руководства НИШ нам с Асылбеком удалось открыть две лаборатории на базе НИШ ФМН и ХБН Алматы.
С первых же дней после открытия старались воссоздать неформальную обстановку, чтобы стимулировать детей к творчеству. Это незамедлительно дало свои первые плоды в виде наград на городских и республиканских соревнованиях. Яркие примеры: Ержан Кабдыкайров , Любовь Дудченко, Дильназ Камалова, Дана Ерланова, Селимжан Чалышкан и множество других талантливых учеников.
К 2025-2030 годам нынешнее понимание слова «профессия» изменится в корне, множество исследований этому доказательство. Например, согласно World Economic Forum, к 2022 году на Земле будет 133 млн новых профессий напрямую или косвенно связанных с ИТ, а 75 млн нынешних профессий могут исчезнуть по причине автоматизации или развития ИИ. Значит, чтобы преуспеть и обеспечить себя в будущем, нынешние школьники и студенты должны обучаться навыкам, которые позволят преуспеть в эре роботов и автоматизации процессов.
Асылбек: Помимо развития лабораторий, я курирую робототехнику в КарГУ и нескольких школах для одаренных детей в Караганде. Также занимаюсь переработкой пластика и конструированием специальных станков для переработки.
Молодежь в восторге от этого проекта. С помощью этих станков можно из краткосрочных пластиковых продуктов: бутылок, одноразовых тарелок, упаковок различной бытовой химии и прочего, делать долгосрочные вещи — интерьерную плитку, часы, горшки для цветов и многое другое. Все это делают сами дети в своих мастерских.
Вообще, тема экологии мне очень близка. Мы в своей семье ведем раздельный сбор мусора, я приучаю к этому своих учеников и студентов.
— Асылбек упоминал до интервью, что вы — основатели Фонда Развития Робототехники в ЦА. Расскажите про Фонд, чем он занимается?
Нұрдәулет: Фонд занимается поднятием человеческого капитала в странах Центральной Азии. Пока начали с Казахстана, в планах выйти на другие страны ЦА. Через призму образовательной робототехники мы открываем новые возможности для молодых людей, а они в последующем находят себя в жизни. Kerneu Technologies — наш генеральный спонсор, который занимается оборудованием STEM и робототехнических лабораторий в КЗ. Наши последние поездки в США в апреле 2019 года и в Дубай в октябре 2019 года были поддержаны этой компанией, за что мы безгранично благодарны.
— В каких масштабных конкурсах вы принимали участие со школьниками и как на них проводится отбор?
Нұрдәулет: Участвовать в соревнованиях мы начали с 2015 года. Сначала это были соревнования местного уровня, со временем начали выезжать в ближайшие страны — Россия, Турция и так далее. Самая первая поездка за рубеж была в 2016 году, мы поехали на фестиваль робототехники в Москве «Робофест-2016», где выиграли две медали — золото и серебро. Появился шанс поехать в США на всемирное соревнование VEX Worlds. В общей сложности, за четыре года мы посетили более 50 международных соревнований, почти во всех завоевывали призовые места.
— Совсем недавно, команда казахстанских школьников под вашим руководством выиграла бронзу на First Global Challenge 2019. Расскажите про соревнование.
Нұрдәулет: First Global Challenge — это самое масштабное соревнование по робототехнике в мире. В этом году в нем участвовала 191 страна. Наша команда состояла из так называемых «звездных» школьников страны, за которыми немалое количество побед в соревнованиях по робототехнике. Подготовка к First Global стартовала с мая 2019 года. Благодаря тому, что у нас уже был большой опыт в соревнованиях, четко представляли что нас ожидает и тщательно готовились.
Взяли с собой рации, мелкие расходные материалы, дополнительное оборудование и другие детали, чтобы помогать нашим союзникам в альянсе, так как в игре одновременно участвуют шесть стран-команд, их делят на два альянса друг против друга.
В первый день соревнований у нас было три игры, там мы вошли в топ-5. Во второй день у нас было уже шесть игр, благодаря слаженной работе команды, вышли в лидеры ранкинга. К сожалению, в третий день мы проиграли последнюю игру в квалификации, что отбросило нас на 13 место в рейтинге. Несмотря на это, в итоге вышли в плей-офф (в плей-офф выходят команды входящие в топ-24). В финальной части нашему альянсу удалось выиграть три игры из пяти. Так, по итогам соревнования, мы заняли третье место.
Дильназ Камаловой 16 лет, занимается робототехникой уже два с половиной года.
Дильназ: Мне нравится строить роботов и создавать IT-проекты, которые направлены на решение социальных проблем. Я была участницей разных соревнований по спортивной и проектной робототехнике. В список входят: Всероссийский робототехнический фестиваль ProFest в Москве, VEX Worlds Championship в Луисвилле, VEX Turning Point Tournament в Лондоне. Помимо этого я участвовала на мировом питче Technovation и Google Science Fair в Калифорнии, наряду с разными хакатонами, такими как Youth4Health и Microsoft IoT Hackathon. Там я занималась разработкой социальных проектов. Недавно я с мальчиками участвовала в First Global Challenge в Дубай.
— Расскажи немного о First Global Challenge и каково это, программировать роботов на мировой арене, будучи единственной девушкой в команде?
Дильназ: Помимо интересной игры и платформы, главная особенность этого соревнования — разнообразие. Такого разнообразия стран и национальностей я не видела еще нигде.
Главной целью было построить максимально эффективного робота, который способен очистить океан от «загрязнителей» в виде шаров разных размеров. Нам нужно было очищать поле и сортировать шары на разных уровнях высоты. Построили робота с поднимающим механизмом в виде каскадного лифта, собирали шары с помощью механизма для «рук» робота, представляющим длинные алюминиевые детали.
Будучи единственной девушкой в команде, я чувствовала определенную ответственность за свою роль, так как являюсь примером для остальных девочек. К слову, мне было комфортно работать в составе команды мальчиков. За время подготовки мы сплотились как команда, потому что нас объединяла единая цель.
— Последний, но не менее важный вопрос: как развивается робототехника в Казахстане, есть ли у нее будущее в нашей стране?
Нұрдәулет: Однозначный ответ дать сложно. С одной стороны, мы видим небывалую заинтересованность со стороны учеников и родителей, но с другой, кажется, что потенциал пока не реализован до конца. Если верить отчету Всемирного Банка, Казахстан находится на 58 месте из 100 по критерию подготовленности страны относительно инноваций и технологий.
Государство поддерживает STEM движение, они проводят разные конкурсы, хакатоны и так далее. Но, скорее всего, эти мероприятия не смогут дать системного и глубокого эффекта. Еще одна причина может скрываться в банальной нехватке учителей по робототехнике. Эту нишу как раз могут занять педагогические университеты, которые могли бы готовить кадры для школ, где есть кабинеты и лаборатории робототехники. Но для этого нужны кардинальные и быстрые перемены в высшем образовании.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)