Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым
В условиях глобального роста интереса к альтернативным инвестициям, Павел Коктышев и его команда создали MOST Investors Club,...
— Как при таком большом потоке проектов вы оптимизируете рабочий процесс?
Мы ведем почасовой учёт рабочего времени в компании. У сотрудников есть часовая ставка и каждая задача стоит денег. Бывает, открываешь задачу «Поменять дизайн плеера» и удивляешься тому, что по учету затраченного времени на неё ушло $1,5 тысячи. И думаешь: «Для чего нужен был этот редизайн?». То есть такой подход здорово помогает по части контроля исполнения и расстановки приоритетов.
У нас каждое движение стоит денег. Всем разработчикам я плачу на основе задач, которые они закрыли, а не фиксированную ежемесячную зарплату. Важно, что ребята могут работать не более 10 часов. Иногда сотрудник может работать 5-6 часов, а когда-то — все 10. Но если он работает больше 10 часов в день, то есть два железных правила: первое — эти часы не оплачиваются, второе — я не разрешаю им этого делать.
Дело в том, что любой сотрудник, отработавший более 10 часов, пишет очень плохой код, на исправление которого может понадобится много денег. Можно сказать, вывел для себя волшебную формулу, которая позволяет делать качественный продукт.
— Сколько человек заняты разработкой продукта?
В разные моменты над проектом работают от 7 до 11 человек. Почему? У нас гибкий график и мы используем недельный SCRUM. На неделю мы ставим одни задачи, но в один момент, например, у заказчика могут возникнуть новые требования. Так, несколько человек внезапно могут на 2-3 недели перейти в другой проект. Иногда сотрудникам тяжело перестроиться и это наш единственный минус. Вроде бы в понедельник начинал работать над FeebMe, а на следующей неделе ты нужен на другом проекте. Не каждый выдержит такую динамику, но в целом наша команда понимает необходимость этого и адекватно реагирует. Большинство, наоборот, поддерживают, потому что разработчику полезно отвлечься. Наш костяк — это лучшие из лучших.
— Сколько средств вы уже вложили в проект?
По нашим подсчетам — уже около $500 тысяч. Сейчас наша основная цель — выйти на определенные финансовые показатели, а конкретно — на объем в 300 миллионов тенге в год. Если мы достигнем этой цели в ближайшее время, то это классно. Тогда можно будет сказать, что наша разработка окупается, и мы сможем вкладываться еще и идти вперёд. Если же не достигнем этого показателя, то оптимизируем процессы и внесем корректировки в стратегию, так как продукт в любом случае должен быть прибыльным.
— Получается, что проект еще не окупился?
Да, пока он убыточный за счёт очень высокой стоимости зарплат, но он и будет таковым во время активной разработки. Не вижу смысла сейчас уменьшать количество людей, которые работают над продуктом, ведь гораздо эффективнее пустить все силы на продажи и новые рынки.
Российский предприниматель Михаил Шварцбург — трекер V акселерационной программы Astana Hub, участником которой является FeebMe.
Михаил рассказал об особенностях стартапа и его развитии.
Михаил: Проект FeebMe — это довольно хороший проект, который на самом деле решает большой объём задач. В акселерации сейчас есть стартапы, которые по отдельности создают некоторый функционал FeebMe. А FeebMe объединяет все эти проекты, потому что он подходит под разные цели: мероприятия, контроль сотрудников, школьные столовые, ЭЦП и ещё множество дургих перспектив. Приложение — это ядро, которое объединяет в себе очень большой объем и разные ниши. Команда работает с государством, бизнесом и физическими лицами, поэтому проект мне нравится.
Основатель Олег Сотников предприниматель с хорошим стажем. Он легко находит общий язык с людьми, и умеет появляться в нужное время и в нужном месте. Олег расширяет деловые связи, а это верный ход для предпринимателя, который стремится реализовать хороший стартап-проект и выйти на мировой рынок.
Я думаю, ребятам нужно больше общаться с клиентами, потому что хорошие условия у стартапа — это еще не показатель того, что он делает окончательный продукт. Главное — это общаться с пользователями и отслеживать аналитику. Вообще, этот проект основан на сборе данных. Основная идея — собрать как можно больше данных, чтобы выйти на монетизацию проекта.
С большими данными и их аналитикой FeebMe будет некой точкой входа и дальше может работать с абсолютно любыми корпорациями, рекламодателями и так далее.
И офис в Штатах — это хороший шаг к развитию, особенно если стартап достиг успеха. Считаю, что локация не так важна, главное, чтобы была крепкая стартап-тусовка (Кремниевая долина). Думаю, что это хорошее развитие для Олега в сфере предпринимательства. Очень важно, что он изучил новые рынки, увидел, как монетизируются похожие продукты и развиваются стартапы в США.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)