Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
За год после интервью я понял, что не готов к универу в Америке, поэтому решил взять промежуточный год в школе. Во время этого я узнал о программе LaunchX. Она проводится в MIT и отличается от других программ тем, что рассчитана на студентов старших школ.
Попасть туда довольно сложно из-за большой конкуренции. Я слышал, что шансы прохода составляют только 14%, а я сомневался в себе, но все же подал документы. Заполнил application на сайте. Указал, что участвовал в олимпиадах по математике, когда учился в РФМШ.
Написал про клубы, которые создал: инженерный, где мы помогали детям разбираться в физике с помощью прикладных знаний, и charity-клуб, который посещал алматинский детдом по воскресеньям. У меня был небольшой опыт в создании tech-стартапов. До учебы в Америке и стажировки в NASA, я прошел отбор и был на первой части стажировки от Method.pro. Оценки и GPA особо не влияют на итоги отбора, важнее активность в школе.
Также надо записать видео с рассказом о себе и предпринимательстве. Перед тем как подать, я просмотрел множество роликов и в моей голове не укладывалось, как можно соревноваться с такими ребятами. После съемки видео, подал заявку и ждал три месяца.
Второй тур — это скайп-интервью, где разговаривал с парнем, который раньше участвовал в программе, о моих причинах и надеждах. Сказал, что мне нравится создавать вещи своими руками, прикладывая знания с разных областей. На втором этапе интервью нужно отвечать честно и свободно. Тогда он намекнул мне, что я неплохой апликант и участие в олимпиадах придало уникальность моему заявлению.
Через две недели я узнал, что прошел отбор. Я не удивился этому после интервью, кажется, страна моего пребывания — это преимущество.
Также у этой программы есть отделение LaunchX Clubs. Ты можешь создать клуб и команду в своей школе и в течение года работать над заданиями, которые тебе дали LaunchX. После можно участвовать в мировом чемпионате среди клубов.
Программа LaunchX платная (стоимость около $8 000), но можно подать на грант. Комиссия запрашивает заработок родителей. Если они зарабатывают меньше определенного порога, то ты можешь получить грант. Мои родители довольно обеспеченные люди, поэтому мне дали половину гранта. Всего 30 человек из 70 получили полный грант.
Программа началась в июне. В моем потоке участвовало 70 человек. Меня поразили в этой программе невероятные люди. Там были ребята с лучших школ Америки, несколько человек из Академии Филлипса, в которую нереально попасть. Были кодеры, которые создали три-четыре приложения для AppStore, стартаперы с уже прибыльными проектами, школьники с некоммерческими организациями и был парень, который написал книгу, когда учился в школе. Меня это все поразило.
Программа фокусируется на школьниках, потому что у них больше развито воображение и креативность относительно создания вещей.
К нам приходили эксперты в области дизайна, tech-стартапов и питчингов. Например, мне очень понравились две лекции. Первая от профессора по Mechanical Engineering в MIT. Он рассказывал про успешные tech-стартапы выпускников университета. Вторая — от Bill Aulet, управляющего директора Martin Trust Center в MIT Sloan School of Business. Он дал небольшой обзор о том, как стартапы продвигаются по «карьерной лестнице».
Жили мы в кампусе при одном из бостонских университетов. Я бы не сказал, что программа была очень международной. Было очень много ребят с Америки, пару человек из стран Европы, несколько человек из Азии: Китай, Индия, один парень с Украины и другой с Алматы.
Лекции были построены так, чтобы мы всё записывали и понимали, какое отношение информация имеет к реальной жизни. Еще у нас были менторы: инвесторы, бизнес-ангелы, с которыми встречались в конце каждой недели.
Всех участников поделили на команды. Организаторы смотрели на наши скиллы и подбирали команду в зависимости от этого. К примеру, я больше знаю в tech-части: могу кодить и знаю электронику, поэтому попал в команду с дизайнером и маркетологом. Так, программа учит адаптироваться в любой команде и работать с разными людьми.
Каждая команда за четыре недели должна разработать свой стартап. Вначале у нас было много идей: думали создать сервис, который раз в несколько месяцев доставлял зубные щетки и пасту.
Хотели создать браслет для детей с кнопками «я чувствую себя хорошо» и «я чувствую себя плохо». Мы подумали, что это неплохая идея, потому что в Америке есть проблема со стрельбой в школах. Но мы отбросили обе идеи, а вскоре один ментор напомнил нам о проблеме с аллергией.
Нас учили во время программы: когда создаешь стартап, нужно думать не о нем, а решать проблему.
На второй неделе мы с ребятами решили создать приложение, с помощью которого можно сканировать штрих-код на продуктах и узнать, есть ли там запрещенный аллерген. У нас есть один конкурент в Америке, но в его базе не все аллергены. Мы решили, что будет лучше, если пользователь сам указывает свой аллерген в приложении. Но тут появилась проблема: чтобы сканировать код, нужно иметь огромную базу данных. Приложение, о котором я говорил, разрабатывал Walmart. Это талантливые разработчики, у которых есть время создавать базу, а у нас было три недели. Тогда мы поняли, что штрих-код не подойдет.
Дизайнеру из нашей команды пришла идея использовать функцию сканирования текста на этикетке. Чтобы сканировать текст, нужен опыт работы с искусственным интеллектом, а у меня его не было. Я знал, что есть много open-source-сайтов, с которых можно использовать коды в своих приложениях. Я нашел один код, но он был медленный.
После нашел FireBase от Google, который быстро сканировал и красиво отображал текст на экране. Ушло четыре дня, чтобы имплементировать искусственный интеллект, я ночами не спал ради этого.
Наше приложение состоит из трех страничек: на первой ты вводишь свои аллергены, на второй делаешь фото этикетки, а приложение уже сканирует текст и находит конкретный аллерген в тексте.
Третью неделю я работал над поисковым алгоритмом, который будет находить название аллергена в огромном тексте. На это тоже ушло дня четыре. Мне помогло, что в программе участвовало много талантливых кодеров, у которых был опыт работы с ИИ. Они помогали, если просил.
К началу четвертой недели мы были готовы. Наш маркетолог начал рекламировать проект: создал страничку в Instagram, FB, LinkedIn. В конце программы у нас был demo-day, на котором было несколько инвесторов. Было 22 команды с нереально оригинальными идеями. Допустим, одна создала VR-платформу для детей с аутизмом. Другая разработала специальный ИИ, который сканирует непонятные вам документы и объясняет их значение простыми словами.
Мы презентовали проект. Я считаю успехом, что один из инвесторов подошел к нам и начал задавать вопросы и дал нам свою визитку. Тот проект с VR получил инвестиции в $200 тысяч за 10% их компании от инвестора. Сама команда состояла из детей 15-17 лет!
Сейчас приложение распознает только английский язык, потому что мы сфокусировались на Америке. Но ИИ, который использует Google, распознает 80 языков (в том числе казахский). Наш бизнес-проект предполагает, что люди смогут платить за языки в приложении. Еще можно купить премиум-версию и получить доступ к нескольким языкам одновременно. Приложение есть в AppStore — AllerScan.
Сейчас приложение очень простое, потому что у нас было только три недели на разработку. С момента запуска я уже исправил несколько багов и дальше буду его улучшать. К примеру, если в тексте написано «apples», а вы ввели «apple», то приложение не распознает аллерген. Планирую добавить русский и казахский язык и сделать приложение более глобальным. Его могут использовать путешественники с аллергией, которые едут в новую страну и не знают языка. Они просто могут скачать пакет с языком и пользоваться приложением.
Окончил 11 класс в США и уже подаю документы в университеты. Планирую подать на инженера-механика либо на Computer Science. Сейчас много дел: пишу эссе в универы, делаю апдейты в приложении. Как закончу с документами, буду активно заниматься приложением.
После программы я понял две вещи. Работа в команде — это самое важное. Без команды ты никто. Если хочешь начать стартап, я бы не советовал делать его самому. А также не нужно иметь мозги, чтобы придумывать что-то.
Чтобы изобретать вещи, не обязательно учить математику, физику и быть отличником — нужна мотивация и креативность.
Я заметил, что в Казахстане нет особой конкуренции и много людей жалуются на государство. Проблема не в государстве — проблема в самих людях: государство не будет за тебя создавать компанию.
Есть еще одна мисконцепция: люди думают, что создавать стартапы в Америке легче, чем в Казахстане. Я бы сказал «да» и «нет». В Америке эта тема раскручена: там много инвесторов, акселераторов и программ, но там огромная конкуренция. В Казахстане я знаю 20-30 стартапов. Это ничтожное число по сравнению с тем, что происходит в Америке.
Еще у нас очень много проблем, которые можно решить. Все зависит от вас, хотите ли вы помочь стране и внести в нее изменения. Нет понятия «невозможно», есть понятие «желание».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)