Продолжение разговора: Алпамыс Батыров — о новых коллаборациях и казахских орнаментах для глобальных брендов
Ранее мы уже публиковали интервью с художником — Алпамысом Батыровым, где он рассказывал о своем пути в искусстве и творческих достижениях. Сегодня художник продолжает сотрудничать с международными компаниями, показывая, что культура и традиции могут органично существовать в современном мире. В новом разговоре STEPPE Алпамыс делится последними проектами и подходе к интеграции локальных мотивов в коммерческие и художественные работы.
Алпамыс Батыров — художник, который активно использует казахстанские орнаменты в футуристичных арт-объектах. Он родом из Актобе и увлекся искусством еще в школе, а также продолжил развивать его во время жизни в Лондоне. Алпамыс уже несколько лет сотрудничает с крупными международными компаниями и в своих проектах он активно прорабатывает иллюстрации и объекты, добавляя локальные мотивы и элементы казахской культуры.
Художник рассказывает о своем новом проекте, инсталляции для бренда бездымных альтернатив «Филип Моррис» в Казахстане, и о важности вовлечения артистов глобальными компаниями:
— Как прошла работа над вашей новой иллюстрацией в Казахстане?
Я всегда интересовался темой национальных символов и традиций, стараясь соединять их с современным визуальным языком. Так появилась работа «Общий дом»: идея заключалась в том, чтобы связать традиции и технологии, использовались элементы: в центре — шанырак, вокруг него — кереге. Так мы хотели показать Казахстан как страну, которая уважает свои корни и при этом смотрит в будущее.
Изначально мы обсуждали очень легкий формат сотрудничества — создание работы с задействованием традиционных для казахов элементов, но я предложил реализацию сложного арт-объекта. Была высокая важность материалов для инсталляции: использовалось дерево, которое не поддавалось изгибу, и нам пришлось искать нестандартные технические решения.
Это был наш первый совместный опыт. Сейчас мы завершаем работу над вторым, более масштабным объектом, где инсталляция собрана из разных материалов — дерева, металла, камня и других.

— Какая часть работы стала для вас ключевой в этом сотрудничестве?
Я впервые участвовал в проекте такого масштаба, чтобы были вовлечены и представители локального офиса, и глобальной команды. Это был занимательный опыт для меня. С их поддержкой я создал концепцию для масштабной арт-инсталляции. Сама задача усложнялась тем, что дизайн пространства был проработан специально для бизнеса в Казахстане, так что задача была сделать что-то уникальное и необычное. Для меня такая работа с интеграцией интересна еще и тем, что локализация элементов специально для их бизнеса в Казахстане подчеркивает богатство нашей культуры.
— Чем вы вдохновлялись, когда работали над проектом и этой арт-инсталляцией?
В первой арт-инсталляции, я отвечал за тему кереге – сетчатой каркасной части юрты. Для меня кереге является метафорой «пространства», то есть того, что образует само пространство. Это сетка, которая формирует нашу материальную реальность. В этом смысле кереге сдерживает стены, удерживает всю конструкцию юрты, давая возможность существовать, жить в этом мире и исследовать его. В итоге это символ дома, безопасности и защиты.

— Как вы видите интерес казахстанцев к традиционным мотивам и насколько важно работать с ними сегодня?
Традиционные мотивы дают нам возможность самоидентифицироваться. Они несут эстетику, которая питает нашу локальную культуру и дает базу, чтобы показывать миру с чем мы можем выходить на другие площадки и рынки. Такие мотивы всегда актуальны, поскольку можно создавать собственные или трансформировать существующие работы.
Я люблю нашу страну и верю в талант нашего народа. Я считаю, что Казахстан достоин вдумчивого переосмысления. Работа с прошлым требует «нейрохирургический» подход: ты обязан быть очень аккуратным, когда имеешь дело с символикой, которая несет сакральное значение для твоего народа.
— Что вам особенно понравилось в работе над проектом для магазина в Казахстане?
В первом проекте «Общий дом» мне понравился именно подход самого бренда. Мне, как автору, предлагалась творческая свобода для реализации идеи — для меня это необычно в коллаборации с глобальными брендами. Это прогрессивный подход, который повышает статус бренда для любых представителей культуры – художников, скульпторов, дизайнеров.

— Что вас больше всего впечатлило, когда вы увидели готовую работу?
Меня удивил итог, нам удалось довести проект до конца, несмотря на множество сложностей. Мы работали с необычным сочетанием материалов — это было рискованно и для партнера, и для меня как для автора, но результат себя оправдал: в итоге все остались довольны.
— Какую роль, по вашему мнению, играют локальные артисты в создании эмоциональной связи?
Локальные артисты — это часть общества, и уже в этом кроется глубокий эмоциональный смысл. Поддерживая любого художника, ты поддерживаешь собственное общество и его культурное будущее.