
Голос, покоривший мир: эксклюзивный разговор с маэстро Андреа Бочелли
о28 октября в Алматы выступит Андреа Бочелли — легендарный итальянский тенор, популяризатор оперной и классической музыки, чьи концерты собирают миллионы слушателей по всему миру. В преддверии концерта, организуемого компаниями Stereo Live и Art Uz в Алматы редакция Steppe поговорила с маэстро о силе искусства, источниках вдохновения и ожиданиях от встречи с казахстанской публикой.
— Ваши концерты собирают миллионы людей по всему миру. Что значит для вас момент, когда сцена и публика становятся единым целым?
Живые выступления по-прежнему дарят мне огромную энергию. То, что заставляет меня снова садиться в самолет, — это радость встречи с публикой, возможность объединиться и разделить эмоции, вместе празднуя красоту. Прямой контакт с людьми — фундаментальная часть моей профессиональной и личной жизни, момент обновления и перерождения. Обмен позитивной энергией, который возникает на концерте, бесценен. Записи — это чудесный инструмент: они позволяют войти в дома людей. Но момент концерта незаменим — я говорю это и как артист, и как человек.

— Вы часто говорите, что музыка — это язык сердца. Как бы вы объяснили ее силу тем, кто ищет вдохновения или надежды?
Я считаю все искусство (и, следовательно, музыку тоже) небесным даром, призванным возвышать дух. Искусство — это голос души, то, что способно «изменять нравственный характер души», как говорил Аристотель. Музыка — универсальный язык, который может стать источником внутреннего богатства, утешения и надежды для каждого. То, что часто слишком велико, чтобы уложиться в рамки рационального ума, иногда можно уловить в музыкальной фразе или мелодии.
— Ваш голос сопровождает людей в самые разные моменты жизни — от праздников до личных испытаний. В чем источник вашей силы и вдохновения?
Источник вдохновения — любовь во всех ее проявлениях: страстная любовь, любовь к жизни, к красоте, к братству, которое нас объединяет. Без любви жизнь лишена смысла. Я построил всю свою жизнь как дань уважения через пение к силе любви и, значит, к самой жизни. Моя духовная опора — вера, бесценный дар, ведь тот, кто верит, делает лучше и свою жизнь, и мир вокруг. В другом смысле моей силой является семья: та, в которой мне посчастливилось родиться, и большая семья, которую я создал во взрослом возрасте.

— Для миллионов слушателей вашей визитной карточкой остается «Con te partirò». Что эта композиция значит для вас сегодня?
Это песня, которую я никогда не устаю исполнять и за которую испытываю глубокую благодарность. Она стала началом моей международной карьеры и, в каком-то смысле, превратилась в классику, вошла в сердца людей. Не знаю, в чем ее секрет… Возможно, в ритмичной и вдохновляющей основе, в оригинальной, но при этом запоминающейся мелодии или в поэтических, наполненных образами словах. Помню, как многие «эксперты индустрии» тогда сомневались в ее успехе именно из-за необычности. Но она покорила чарты и до сих пор удерживает мировые рекорды.

— Ваша карьера — это история о том, как искусство объединяет поколения. Как вы ощущаете влияние музыки на духовное единство людей?
Музыка — мощный инструмент взаимопонимания: она объединяет людей и разрушает недоверие. Я считаю, что задача артиста — обращаться к сердцу каждого, неустанно практикуя, распространяя и поддерживая красоту. Хорошая музыка вспахивает душу, делает ее плодородной. Она терапевтична, помогает преодолевать трудности, усиливает позитив и доверие к людям. Еще две тысячи лет назад римский политик Катон Младший советовал законодателю запретить солдатам слушать музыку, считая, что она может смягчить их дух и сделать неспособными к бою. Сегодня мы больше не хотим конфликтов, и музыка — хорошая музыка, ведь плохая может иметь обратный эффект, — может стать инструментом гармонии и мира, а также противоядием от страха и тревоги.
— Среди множества творческих коллабораций был ли дуэт, который стал для вас самым особенным?
Мне посчастливилось встретить на пути замечательных партнеров, и у каждого я чему-то учился. У некоторых — многому. Назову лишь нескольких, понимая, что это далеко не полный список… Я имел честь петь с выдающимися артистами — от Тони Беннета до Стиви Уандера, от Барбры Стрейзанд до Селин Дион. В оперной сфере для меня дорого воспоминание о возможности выступать с Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Лучано Паваротти. Но назвать только некоторых — значит быть несправедливым к другим великим коллегам, многие из которых стали моими друзьями.

— Что вы знаете о нашей стране и что хотели бы открыть для себя?
Если не ошибаюсь, мне уже выпадала честь петь в Казахстане примерно 15 лет назад. Но каждый концерт уникален, это всегда незабываемое и неповторимое событие. Особенно с учетом того, что это будет мой первый раз в Алматы. Сейчас в мире осталось очень мало мест, где я еще не выступал за более чем 30 лет гастролей. Я жду этого с радостью, волнением и предвкушением! Со своей стороны я сделаю все, чтобы подарить зрителям концерт, достойный их ожиданий. Знаю, что Алматы считают настоящей жемчужиной Казахстана, важным экономическим и культурным центром. Я слышал о мягком климате, парках и величественной архитектуре города. Надеюсь, у меня будет возможность хотя бы немного почувствовать его очарование.
— Казахстанская публика ценит искренность и глубину. Какой отклик слушателей для вас самый важный?
Для меня пение — это привилегия, самый простой и прямой способ соединиться с людьми, получить их любовь и попытаться отдать столько же, насколько это возможно. У меня всегда были честные отношения со зрителями на концертах: я никогда не пытался им льстить или идти на компромиссы с профессионализмом. Думаю, эта последовательность была вознаграждена. Помню, как меня поразили теплота казахов, их радушие и глубокие знания в музыке.

— Вы соединяете классику и популярную музыку, сохраняя подлинность. В чем секрет этого баланса?
Миры поп- и классической музыки пересекаются там, где они находят общий знаменатель — качество. Я всегда старался выбирать репертуар без предубеждений, искать и распространять красоту везде, где она есть. Многие классические произведения настолько прекрасны, что становятся популярными, а легкая музыка порой настолько красива, что поднимается до уровня классики. Для меня принципиальное различие — между хорошей и плохой музыкой. И, как я всегда говорю, отличить их просто: хорошая музыка делает тебя счастливее и помогает расти.
— Ваши концерты — это не только музыка, но и философия. В чем истинная суть вашего искусства?
Мы поем и празднуем то, что сумели вырастить внутри себя. Если хотим тронуть слушателя со сцены, нам нужно иметь чем поделиться через песню. Это опыт, знания и озарения, которые мы приобретаем в жизни. Я спокойный человек и думаю, что у меня есть предрасположенность передавать светлые эмоции через пение. Каждый раз, выходя на сцену, я надеюсь достичь сердца слушателя и подарить ему положительные эмоции. Когда это удается, я считаю цель достигнутой и счастлив.

— Если бы вы могли обратиться к молодым казахстанским музыкантам, мечтающим о большой сцене, что бы вы им посоветовали?
Прежде всего учитесь, приобретайте знания, погружайтесь в красоту и практикуйте ее. Образование, на мой взгляд, — это носитель единственной возможной революции: внутренней. При этом нужно помнить о таланте — он не приобретается, это дар небес. У каждого он есть. Важно распознать свой дар, почитать его и взрастить с помощью учебы и упорства, сохраняя мечты, но твердо стоя на земле. Выделиться всегда было сложно и всегда будет. Я верю, что необходим дух жертвенности, иначе далеко не уйдешь. И еще важно надеяться, что судьба подарит шанс показать миру, какую пользу ты можешь принести обществу через искусство. В конце концов, я сам доказательство того, что судьба существует: если был кто-то, кто с трудом мог рассчитывать на успех, то это был я.