Почему у Казахстана именно такая государственная символика

8 минут Аяна Сейтхан
Почему у Казахстана именно такая государственная символика

Государственные символы Казахстана, как флаг, герб и гимн, являются важными элементами идентичности страны. Их формирование, однако, является результатом сложного исторического процесса, который охватывает несколько веков, начиная с Казахского ханства, советского периода и заканчивая современным независимым Казахстаном. Рассказываем об эволюции государственных символов Казахстана, начиная с ханских времен, через советский период и заканчивая современностью.

Флаг

Казахское ханство

Говорить точно о первом флаге Казахского ханства мы не можем. Предположительно, флаг представлял из себя зеленое полотно с полумесяцем и волком. Например, так звучат отрывки стихотворений казахского акына Сүйінбай:

«Бөрі басы — ұраным,
Бөрілі менің байрағым
Бөрілі байрақ көтерсе,
Қозып кетер байрағым»

«Батырлар жауға шапқанда,
Қолына жасыл ту алар.
Найзасын қарға асынып,
Алмасын қанға суарар»

Также можно упомянуть отрывок стихотворения Кожаберген-батыра (Кожаберген-жырау, «Елім-ай дастаны»):

«Бөрінің басы, жарты аймен,
Жұртымның туда белгісі.
Байрақты ондай ұстады,
Қол бастаған ер кісі»

«Жәнібектің ұлдары
Қасым, Жәдік,
Нығайтып қазағымды мықты ел еткен.
Қалмақпен соғысқанда ылғи жеңіп,
Жайнатып жасыл туын желбіреткен»

Согласно мифам, тюрки называют себя потомками «Голубого волка». Также считается, что в древности слова «волк» и «тюркский правитель» были синонимами. Поэтому волк на флаге казахского ханства скорее всего был «данью памяти» тюркскому прошлому. А полумесяц и зеленый цвет были тесно связаны с исламом, который играл важную роль в культурной жизни

Исследователь Ахмет Токтабай в своих трудах описывает казахские знамена тех времен. В XVI-XVIII веках флаги Казахского ханства имели белый цвет, который символизировал святость и чистоту. Центральное место на знаменах занимала тамга — символ рода или племени. Знамена были украшены белыми бунчуками — древками с привязанными конскими хвостами, которые служили символом власти. Бунчуки были не просто украшением: их количество напрямую зависело от числа родов, что символизировало единство и мощь.

К середине XIX века, во времена правления Кенесары-хана (1837-1847 гг.), отмечается появление красных знамен. Эти знамена с тамгой, согласно Токтабаю, отражали определенную эволюцию государственной символики. Однако, как отмечает исследователь, красный цвет был не характерен для раннего периода казахской истории, и его появление связано именно с периодом восстаний под предводительством Кенесары-хана.

СССР

После падения ханства и в начале XX века на политической арене Казахстана появилась партия Алаш. Во время борьбы за независимость в 1916-1917 гг. казахские революционеры использовали флаги с синим полумесяцем и надписями на арабском, которые подчеркивали национальные и религиозные корни.

Флаг партии Алаш был белого цвета с изображением юрты в центре, что символизировало традиционный уклад жизни казахов. Позднее, Алаш Орда, национальное правительство, возглавляемое Әлихан Бөкейханом, утвердило свой собственный флаг с зелеными, красными и жёлтыми полосами. Полумесяц и звезда в углу флага подчеркивали исламские корни, а полосы символизировали веру, свободу и пролитую кровь в борьбе за независимость.

С установлением Советской власти в Казахстане изменились и государственные символы. Казахская Советская Социалистическая Республика (КазССР) существовала с 1920 по 1991 годы, и за это время её флаг менялся несколько раз, отражая советскую идеологию и интернационализм.

Наиболее узнаваемым символом советской эпохи был красный флаг с серпом и молотом. Серп и молот, красные звезды, колосья, которые символизировали рабочий класс, крестьянство и социализм. Этот флаг был похож на символику других советских республик, но у каждой республики были свои уникальные элементы. Так, например, флаг КазССР (1953-1992) отличался наличием синей полосы снизу, которая символизировала реки и озера Казахстана. Позже похожий цвет станет основой флага независимого Казахстана.

Независимый Казахстан

Многие постсоветские страны в первые годы независимости приняли новые гербы и флаги, которые кардинально отличались от советских, чтобы подчеркнуть разрыв с коммунистическим прошлым. Литва, Латвия и Эстония восстановили символику, которая использовалась до их присоединения к СССР, вернув традиционные цвета и элементы. Грузия в 2004 году полностью сменила свой флаг на древний национальный символ — белый флаг с пятью красными крестами. 

Некоторые страны сохранили элементы советской символики, хотя они и были интерпретированы через национальную призму. Беларусь сохранила красно-зеленый флаг, который напоминает флаг Белорусской ССР, но убрала серп и молот. 

Таджикистан также сохранил часть советской цветовой гаммы в своем флаге (красный, белый и зеленый), но наполнил его национальными символами — короной и семью звездами. Россия частично сохранила советскую символику. Современный герб России — двуглавый орел, восходящий к Российской империи, но красная звезда, цветовая палитра, ордена и медали остаются отголосками советского времени.

Первым официальным флагом независимого Казахстана стал синий флаг с солнцем и парящим орлом. Автором флага был Шәкен Ниязбеков. Основные элементы флага были тщательно выбраны для того, чтобы символизировать основные аспекты национальной культуры и природы страны. Синий цвет флага символизирует безоблачное небо, открытость и свободу, что отражает желание народа жить в мире и согласии. Солнце на флаге олицетворяет источник жизни и энергии. Оно символизирует богатство и процветание. Лучи солнца на флаге страны имеют форму зерна — символа достатка и благополучия. Беркут, парящий под солнцем, является символом независимости и стремления к будущему. Он также был важным символом в культуре кочевников и указывал на силу, свободу и власть. Национальный орнамент по краю флага подчеркивает культурное наследие.

Герб

Казахское ханство

Современные политические гербы в казахском обществе имеют корни, восходящие к древним печатям и тамга, которые использовались для обозначения родовой принадлежности и статуса. Тамга выполняла функцию племенного герба, заменяя подпись и выступая символом территориальной принадлежности. 

Первые упоминания о таких символах встречаются в связи с ханом Тәуке, который в своем законодательном труде «Жеті Жарғы» указал, что каждый казахский род должен иметь собственный символ. Однако происхождение и распределение этих символов уходит в еще более ранние времена, к эпохе Огуз хана, который также упоминается в контексте создания системы родовых имен и боевых кличей (уранов). В Старшем жузе наиболее распространены тамга круглой формы, что может символизировать единство и сплоченность. В Среднем жузе преобладают более сложные формы, включая множество линий, углов и подпорок, что отражает разнообразие его структур. Младший жуз отличается самым большим разнообразием форм, что связано с его сложной племенной организацией.

Следующий этап в развитии государственной символики Казахстана начался в 60-е годы XIX века, когда регион окончательно вошел в состав Российской империи. В ходе административных реформ 1867-1868 годов были образованы области, каждая из которых получила собственный герб, отражающий характерные черты региона и его жителей. Семиреченская область, например, имела щит с золотым полумесяцем и российскими орлами, в то время как герб Сырдарьинской области украшал золотой щит с лазуревым поясом и виноградными листьями. Гербы других областей, таких как Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская сочетали в себе символы, отражающие природные богатства, родовые традиции и религиозную принадлежность населения. Все щиты областей венчались царскими коронами и окружались дубовыми листьями с Александровской лентой, символизируя вхождение в состав империи.

СССР

С распадом Российской империи и приходом Советской власти Казахстан получил новую символику. В 1937 году на Чрезвычайном Х Всеказахском съезде Советов был утвержден герб Казахской ССР. Он состоял из изображения серпа и молота на фоне солнца с колосьями, символизируя союз рабочего класса и крестьянства. Надписи на гербе гласили «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском и казахском языках. Со временем герб претерпевал изменения, отражая переход от латинизированной казахской письменности к кириллице, а также корректировку изображений серпа и молота в соответствии с союзной символикой.

Независимый Казахстан

После распада СССР Казахстан обрел независимость и начал формировать новую государственную символику. 4 июня 1992 года был утвержден современный герб Республики Казахстан, который разработали архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. В финальном этапе конкурса на разработку нового герба участвовало 245 проектов и 67 описаний, но именно работа Малибекова и Уалиханова была признана лучшей.

Гимн

В XV веке на территории современной Казахстана не существовало гимна в современном понимании. Основными формами выражения национального духа были эпические произведения, песни и поэмы, созданные жырау и акынами.

Первый казахский гимн был написан после образования Казахской Советской Социалистической Республики в 1936 году. В 1945 году был создан официальный гимн Казахской ССР, который по музыке соответствовал стилю других союзных республик. Композиторы гимна — Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди, а текст был написан Абдильдой Тажибаевым, Габитом Мусреповым и Каюмом Мухамедхановым.

С обретением независимости в 1991 году возникла необходимость создания нового государственного гимна, который отражал бы суверенитет и национальное самосознание. В 1992 году был принят гимн на основе музыки гимна Казахской ССР, но с новым текстом. Его авторы — Мурат Кожамкулов, Жадыра Дәрібаева и Турар Беккожин. 

В 2006 году был принят нынешний гимн Казахстана, который базируется на патриотической песне «Менің Қазақстаным» («Мой Казахстан»), созданной в 1956 году композитором Шамши Калдаяковым и поэтом Жумекеном Нажимеденовым. Музыка и текст песни были переработаны, чтобы создать официальный гимн государства. Текст также изменил Нурсултан Назарбаев.

Подробнее об истории казахского гимна мы рассказывали в этом видеоэссе.

Государственные символы играют ключевую роль в самоидентификации народа и нации. Кроме того, символы создают основу для национального самосознания, позволяя людям осознать свои корни и идентифицировать себя с общими традициями. В этом контексте государственные символы не только представляют нацию на международной арене, но и укрепляют внутреннюю связь между поколениями, передавая важные культурные и исторические значения от одного поколения к другому.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Что такое экотуризм и кто его развивает в Казахстане

Что такое экотуризм и кто его развивает в Казахстане

Представьте, что вы решили отправиться в поход с ночевкой в горах. Как это обычно бывает? Вы идете в шумной компании,...

13 минут
13 минут
Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

До 1917 года женщины не имели большинства гражданских прав. Ленин называл это «возмутительным пережитком крепостничества и...

1 минута
1 минута
Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Тұлғаны қалыптастыру – туылғаннан басталатын және өмір бойы жалғасатын күрделі және көп қырлы процесс. Ата-аналар бұл процессте...

4 минуты
4 минуты