Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
В последние годы в Казахстане активно развивается стендап-индустрия: открываются новые клубы, где любой желающий может выступить со своим материалом перед зрителями, появляется все больше крутых проектов, громких имен и даже проводится уже ежегодный фестиваль комедии Alem Comedy Fest. Во многом в таком успехе сыграла отличная организация команды Central Stand up Club Almaty, которая активно популяризирует казахстанский юмор в массы.
О том, как устроено это комьюнити изнутри, могут ли комики оставаться вне политики и на что делать упор начинающим в этой сфере, редакция STEPPE поговорила с сооснователем и креативным продюсером стендап-клуба в Алматы Томасом Гайсановым. Ранее он занимался популярными российскими проектами — OUTSIDE STAND UP, «История на ночь», «Утомми», SEGOZAVTRA, «Who is мы?», «Миллионы» и некоторыми другими.
— Как вы начали свою карьеру в качестве продюсера?
— В 2015 году мои друзья начали выступать в стендапе, а я — помогать им с материалами. Это начиналось на заре всего и особой конкуренции тогда не было. Я просто старался быть полезным на том уровне, на котором оказывался, начиная от опен майков до стендап-клуба и проектов на телевидении. Все постепенно двигалось в этом направлении.
В тот период начался набор нового состава комиков в Stand Up на «ТНТ», куда прошел мой друг Расул Чабдаров. Он порекомендовал меня в креативную группу и я начал работать автором-редактором. Спустя год уволился, чтобы работать в университете.
Чуть позднее появилось неутолимое желание увидеть в YouTube проект, где ученые будут общаться с комиками и блогерами о будущем. Его никто не создавал, поэтому я сам пришел с этим запросом в продакшн Medium Quality. Проект начал выходить под названием SEGOZAVTRA.
На сегодняшний день я работаю только над «История на ночь». Ребята в команде — профессионалы, расширяющие мое представление о том, каким человек может быть аутентичным, трудолюбивым и амбициозным.
— Одна из ваших визитных карточек — скрывать свое лицо, поэтому, как известно, вы генирируете свои изображения с помощью ИИ. Поделитесь, почему вы его не показываете?
— Я достаточно скрытный. Живется легче, когда не показываешь лицо и никто не знает, как ты выглядишь. Также это органично работает в качестве медиаобраза.
— Как работа в Казахстане повлияла на вас?
— Повлияла чудесно. Когда я приехал, было много мелочей, которые не понимал, что-то давалось нервно. Пришлось учиться, адаптируясь к местному подходу. В Казахстане я обнаружил и в себе новые творческие грани, и вышел на иной уровень деятельности уже как предприниматель. Для меня время проведенное здесь стало ценным длинным уроком — я рад, что так сложилось.
Сегодня в постсоветском пространстве Алматы — лучший город для творческого развития в любой сфере, кем бы ты ни был: комиком, как я, продюсером, актером, певцом и так далее. Здесь все создано для этого.
— Как устроено комьюнити стендаперов изнутри?
— В Central Stand up Club Almaty все как и в любой тусовке комиков: нельзя сказать, что комьюнити ласковое, оно может быть не очень доброжелательным — но главное не холодное. Я бы сказал, преобладает «горячая токсичность». Среди комиков есть элемент соревнования и сравнения, хотя они не делят куски пирога, он у каждого свой. Ты занимаешься одним и тем же с людьми в клубе каждый день, но вдруг кто-то становится успешным и богатым, а ты почему-то нет. Но это очень важно, потому что комики мотивируют друг друга стараться и писать больше.
Я очень люблю алматинскую сцену. Она разожгла во мне второе дыхание любви к этому жанру. Мы нашли друг друга как в романтической комедии.
Я никогда не называю своих любимых комиков, потому что не хочу никого перехваливать, но мне очень нравятся комики в Алматы. Мне нравится, когда они используют в юморе штуки, касающиеся казахского менталитета, и все в зале интуитивно улавливают это.
Это то, что тоже нравится и людям с других стран. У вас есть классный бренд. Казахстанцев любят, уважают и считают очень крутыми. Мне кажется, что нужно этим пользоваться и стремиться соответствовать, не теряя себя.
Казахстанский стендап для меня — это спасение жанра. Все самое главное, что есть в стендапе — свобода мышления, выражения, уникальный голос каждого комика, вовлеченность зрителей — очень органично здесь присутствует.
— Конкурируете ли вы со Stand Up Astana?
— С ними в нежных отношениях. Мы союзники и делаем одно дело, но у нас разный почерк. Мне кажется, что у них красивый мейнстримный экологичный проект. Нравится, как у них все организовано и работает. Но в Алматы другое движение, более хулиганское, задиристое и бессовестное. Вместе получается казахстанский стендап в разных оттенках на любой вкус.
— Какие точки роста и развития вы видите у стендап движения в Казахстане? Отличается ли оно от российского?
— На сегодняшний день алматинский стендап находится в поиске себя и общей стилистики. Стоит понимать, что здесь очень разные артисты и каждый не похож на второго в отличие от российских комиков, где молодые ребята подолгу не решаются выходить из привычных типажей. Это определенно приведет к чему-то творчески новому и не похожему на все, что происходило ранее в русскоязычном медиапространстве.
В Казахстане артисты свободнее мыслят, выступают и позволяют себе изобретательные эксперименты. Здесь стендап уже совершенно самобытное явление, намного более близкое к оригинальному американскому устройству и духу, чем еще формирующаяся российская традиция. Светится это все уже ярко, но когда добавится профессиональная медиаоптика, то это привлечет большее широкое зрительское внимание.
— Могут ли комики оставаться вне политики? Считаете ли вы справедливой позицию Нурлана Сабурова о Казахстане?
— Могли, могут и будут мочь — это было и остается личной жизненной позицией каждого артиста. Всех довольными все равно не сделаешь, сделай хоть себя. Мне кажется, от Нурлана Сабурова чрезмерно много требуют. Он не политолог, а комик. Мне кажется, претензии не по адресу. Нет ничего удивительного, что те комики, которые никогда не высказывались о политике ранее, впоследствии не стали этого делать.
Есть четкие грани между стендап-выступлениями и политической борьбой — большинство комиков не хотят становиться акторами политики. Если бы хотели, то избрали бы иную профессию.
— Как вы относитесь к культуре отмены в стендапе и есть ли у юмора какие-то границы?
— Границы безусловно есть, их ставит общество, а комик по миллиметрику их раздвигает. Это похоже на работу сапера. Иногда комик грубо шутит и навлекает на себя проблемы, травлю, хейт, угрозы, но я против культуры отмены в любом виде, не только направленную против комиков.
Касательно кейса Анди Топалидиса, который в прошлом году скандально высказался в адрес зрительницы, после чего его арестовала полиция на 10 суток, не мне его комментировать. Это было решение суда. Вот такой существует профессиональный риск у комиков оказаться в тюрьме. Его всякий раз можно избежать, если быть аккуратнее и внимательнее.
— Какие шутки сейчас актуальны?
— В шутках всегда залетает актуальная повестка, выражение того, что чувствуют и думают люди. Конечно, при этом есть вечнозеленые темы, которые работают бронебойно — то, что девушки долго собираются, а мужчины воняют. Выходя с этим, ты гарантировано получишь некоторые смешки в зале, но внутри комьюнити комики подкалывают тех, кто берет такие мейнстримные темы.
Лично мне в стендапе не хватает глубины содержания, литературности, философии и неочевидных размышлений. Я всегда выступаю за это, чтобы комики стремились развиваться в содержательную глубину. Но это пока что не совсем то, что нужно зрителям. Возможно что-то в будущем изменится.
— Расскажите о вашей организации первого фестиваля комедии в Казахстане Alem Comedy Fest-а. Были ли какие-то факапы?
— Когда я приехал в Казахстан, в Алматы уже было два стендап-клуба, но не все люди знали о них. Поэтому нужно было что-то сделать, чтобы популяризировать жанр стендапа и разжечь в жителях интерес. Мы хотели дать комикам понять, что они близки к успеху, разжечь в них страсть. Вдохновившись этой инициативой, мы собрались в сильную команду с местными ребятами и организовали Alem Fest.
За три дня мы провели 80 концертов и был только один скандальный случай. Тогда комик Костя Пушкин не очень осторожно высказался.
Что касается нашей работы, мы на удивление отлично поработали как организаторы фестиваля. Только столкнулись с проблемами с билетным сервисом kassir.kz, которые по сей день не отдали нам деньги. Они не выполнили обязательства и у нас до сих пор идет судебный процесс.
В декабре 2023 года мы провели второй Alem Fest в новой более локальной концепции: он проходил не во Дворцах Республики и был менее грандиозным. И, что важно, на первом фестивале было много звезд стендаперов из России, а в этот раз — только казахстанские комики. При этом все залы были заполнены. За полтора года произошло такое изменение, что люди ходят на казахстанский стендап и доверяют нам. Это наше большое достижение как организаторов и комиков, которые все это время бурно оттачивали кунг-фу.
В следующем году будет новый Alem Fest и он будет соответствовать нынешней задаче этапа развития.
Наше движение началось с этого фестиваля. Он очень важен для нас: там сложился костяк команды, наши внутренние роли и ценности. Мы радикально за дружбу, ментальное здоровье, объединение и здоровую творческую наглость. Сегодня все набрало ход и я уже не нахожусь так глубоко в процессах, а выступаю кем-то вроде ментора для ребят из команды и комиков.
— Вам в комментарии часто прилетает претензия, что вы создаете отдельные секции для женского юмора? Считаете ли вы, что такая сегрегация имеет смысл?
— Мы не всегда разделяем их на секции, все шоу смешанные в этом плане. У нас есть формат фем майка, где выступают только девочки. Мы придерживаемся скорее про феминистской позиции в стендап-клубе. В нашем менеджменте в основном девушки, поэтому может это их лоббизм создавать отдельные секции.
У команды есть свой взгляд и если они видят, что нужно делать отдельный женский микрофон, то они его делают. На чужое мнение мы не обращаем внимание так активно, а то, слушая всех подряд, можно потерять собственное видение.
— Какими проектами занимаетесь на сегодняшний день?
— У нас есть YouTube-канал Central Stand up Club Almaty. Я не занимаюсь им в ручном режиме, над ним работают наши старшие ребята Нурасхан Баскожаев, Темирлан Жалдыбаев и директор клуба Айгерим Инаят. Они начали свой продюсерский путь в этом. Но это только самое начало, потому что YouTube сейчас работает по другим законам, нежели чем пять лет назад. Большие просмотры — это результат стратегической регулярной работы, нежели одного успешного продукта.
Наша цель заключается в том, чтобы казахстанский стендап и шоу стали брендом соразмерным казахстанскому рэпу во всем мире. У нашего стендап-клуба такие амбиции.
В этом году должен будет появится еще один небольшой андеграунд стендап-клуб в Алматы и тогда этот город точно станет лучшим местом для стендаперов.
Для меня, человека, который улетает с темы творчества, — это совершенный город: здесь столько молодых людей, искусств, инфраструктуры для этого.
Я верю, что Алматы как стендап-узел важнее, чем даже какие-то другие столицы мира. Здесь есть пьянящий дух подлинной свободы. Хочу вносить свой вклад в развитие жанра здесь, пока у меня есть возможности, ресурсы и контакты.
Что касается моих личных проектов, у меня гораздо более скромные планы. Я хочу общаться с волнующими меня творческими людьми о том, как они строят свою аутентичность и зачем это делают. Хотел бы, чтобы зрители, смотря на эти диалоги, находили ответы для себя о своей аутентичности. Это мое главное личное исследование сейчас — оно вылилось в YouTube-проект Niyat Portraits.
Еще мы дописываем книгу «Истории на ночь». И после этого я закончу книгу про мою творческую карьеру, связанную со стендапом. В ней я буду описывать стендап как явление в постсоветском пространстве и хронологию событий и лиц. Также хочу, чтобы она являлась и полезным учебником для продюсеров и стендаперов.
Недавно прошла первая проба воркшопа, на котором я помогаю людям с их творческими запросами и поисков ответов. Это все, надеюсь, превратится в YouTube-проект, который поможет кому-то творчески состояться. Сам я постоянно ищу себя и когда я наблюдаю за поиском других людей, что-то нахожу и для себя.
— На что делать упор начинающим комикам?
— Для этого новичкам нужно много выступать, желательно каждый день. Необходимо регулярно много писать, привыкнуть к этому как ходить на спортивные тренировки. Важно развиваться во всех форматах как автор, много читать, смотреть западный классический стендап и посещать выступления комиков в живую.
Те, кто добились успеха, не обошли эти правила. А потом, когда у тебя уже более менее получаются эти вещи, ты должен становиться продюсером. Успешный комик — всегда успешный продюсер.
В нашем стендап-клубе мы поддерживаем начинающих комиков. У нас есть отдельный слот для них, когда они могут выступать. Есть внутренний незрительский формат «Ниндзя Тренировки», в рамках которого мы собираемся с опытными комиками и дискутируем на темы, которые важны для артистов: написание материала, продюсирование, ведение соцсетей, безопасность и так далее. Для меня, это первый и последний стендап-клуб. Изначально мы хотели сделать стандарт, и даже назвались соответствующе и амбициозно — CENTRAL, однако, как оказалось, мы прыгнули выше и построили мечту фаната жанра.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)