Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити
Люди всегда стремились к объединению — от первобытных племен (ради выживания…) до формирования современных онлайн-сообществ...
25-летний Ардан не видит с рождения. Недавно юноша завел личный блог, где с юмором рассказывает об особенностях жизни с инвалидностью. Страница довольно быстро набрала популярность и стала обсуждаемой среди пользователей сети. В разговоре с редакцией STEPPE Ардан поделился мыслями об актуальных проблемах, с которыми сталкиваются люди с особыми потребностями.
— Расскажите о себе.
— Я родился и вырос в Алматы, сейчас проживаю в столице вместе со своей женой. Учился в специальной школе-интернате для незрячих детей. Позже поступил в колледж на юриста, а потом стал выпускником Академии спорта.
В детстве мое зрение составляло всего 0,01% — это очень размытая видимость, примерно в метре перед собой. Поэтому я различаю только некоторые цвета: черный, белый, красный, синий. А те, которые не знаю, додумываю и пытаюсь представить.
Говоря о семье, мои родители простые люди: отец — электрик, мама — учительница. Есть старшие брат и сестра. Из-за большой разницы в возрасте они стали для меня вторыми родителями. Несмотря на то, что я незрячий человек с рождения, всегда участвовал в домашних делах: рубил дрова, копал огород, чистил снег. Одним словом, дома меня воспринимали за равного и никогда ни в чем не ущемляли.
— Вы работаете? Если да, то можете рассказать, тяжело ли найти работу?
— На самом деле с трудоустройством все сложно. Во-первых, в Казахстанеу нас нет должного уровня образования для подготовки людей с особыми потребностями к рабочим местам. Можно получить какие-то знания только по специальностям массажиста или музыканта. Существует не так много профессий, которые подходят людям с инвалидностью. Поэтому тех, кому удалось пробиться, очень мало.
Найти работу тяжело даже в каких-то специализированных местах, как Паралимпийский центр. Например, однажды я подавался на вакансию тренера, но мне отказали. Сказали, что из-за отсутствия зрения мне понадобится еще один помощник и я им не подхожу.
Сейчас я профессиональный спортсмен и состою в сборной Казахстана по голболу. В спорте с подросткового возраста: занимался шашками, плаванием, а сейчас увлекаюсь паралимпийским видом спорта. Есть зарплата, ну, она такая (смеется). На сегодня это моя основная работа.
— Были ли у вас комплексы, связанные с инклюзией?
— Комплексы были. Думаю, они есть у всех. Из-за стеснительности было тяжело раскрываться и общаться с людьми. Особенно некомфортно чувствовал себя в компании людей: зачастую они, сами того не осознавая, половину говорили словами, а половину жестами. При этом все понимали друг друга, а я просто сидел молча.
Люди с особыми потребностями плохо социализированы в обществе и часто сталкиваются с подобными трудностями.
На самом деле, комплексы до сих пор есть: иногда я стесняюсь двигаться, танцевать или боюсь выглядеть нелепо.
— Слушаете ли аудиокниги?
— Я очень люблю аудиокниги, прочитал довольно много. Любимая книга — «Хижина дяди Тома». Роман посвящен трудным временам, а именно теме рабства в США. Мне очень импонирует то, что главный герой Том в любой ситуации остается добрым и верным. Книга учит пониманию, прощению и толерантности.
— Пользуетесь ли девайсами для незрячих людей? Насколько они доступны?
— Да, я пользуюсь разными приспособлениями. Честно говоря, цены на такие вещи кусаются, даже Брайлевский дисплей стоит дорого. Наверное, это связано с тем, что рынок маленький и продавцам приходится возмещать ограниченность спроса высокими ценами.
Есть много специальных приложений, например, навигаторов. В среднем цена за подписку варьируется от 100 до 200 долларов. Существуют бытовые девайсы,такие как индикаторы жидкости, которые прикрепляется на стакан и начинают вибрировать, когда он наполняется. Еще есть говорящие градусники, тонометры и другие.
В Казахстане пока не встречал специализированных магазинов для незрячих людей, но у нас доступны развлекательные вещи. Например, я пользуюсь игральными картами, тактильным кубик-рубиком, играю в шашки и шахматы.
— Какие сны видите?
— Я вижу обычные сны, недавно снимал про это ролик. Я просто осознаю, где и с кем я нахожусь, но не могу это увидеть. Незрячим людям, которые когда-либо видели, снятся знакомые места.
— Существуют ли сообщества незрячих людей?
— Есть Казахское общество слепых (КОС), которое охватывает все города и регионы Казахстана. Я мало знаю об их деятельности, но в основном они занимаются образовательными проектами. Существуют библиотеки, в которых можно почитать книги Брайля.
Помимо этого, есть специализированные интернаты для незрячих людей, поэтому большинство из нас знакомы друг с другом еще со школы. Люди с особыми потребностями больше общаются между собой, в некоем социальном пузыре.
— Как относитесь к помощи?
— К помощи отношусь положительно, но при условии, что люди делают это вежливо и не нарушают мои личные границы. Для этого следует поинтересоваться и узнать действительно ли мне нужна помощь. Иногда люди делают это довольно резко и бестактно. В целом я могу передвигаться самостоятельно в любом городе, даже между регионами.
— Как выбираете одежду?
— Здесь необходима помощь в том, чтобы кто-то посмотрел подходят ли мне цвета и стиль. Поэтому сейчас я выбираю одежду вместе с женой. До этого мне помогал брат.
— Что можете порекомендовать людям, которые только лишились зрения?
— Рекомендую записаться на реабилитационные программы, которые обучают ходить, ориентироваться в пространстве и пользоваться девайсами. Морально это тяжело, стресса в первое время избежать невозможно. Главное, чтобы рядом были люди. Но горевать всю жизнь не надо. Важно дать себе время, максимум месяц. Лучше скорее адаптироваться к новым условиям.
— Насколько в Казахстане развита инфраструктура для незрячих людей?
— В целом, ходить можно. Со временем условия становятся лучше: появляются тактильные дорожки и другие удобства. Самое сложное для меня — искать автобусы. Например, в Европе, когда они подъезжают, по внешнему динамику объявляют номер. Было бы здорово, если бы и у нас такое появилось.
— Недавно вы начали вести блог в Инстаграме. Ожидали ли вы такого хорошего отклика от аудитории?
— Я очень хотел, чтобы блог развивался, но не ожидал, что он будет расти так динамично. Тогда несколько тысяч подписчиков были для меня мечтой, а потом их неожиданно стало десять тысяч. Сейчас меня смотрит 47 тысяч людей. Мне нравится, что общество учится взаимодействовать с незрячими людьми. Очень приятно осознавать, что благодаря блогу происходят важные изменения в обществе.
— Почему этот блог важен для вас?
— Я хочу показать людям с инвалидностью, что можно развиваться, пробовать и просто собирать свое комьюнити. Для меня важно, чтобы каждый смог проявить себя. Мечтаю стереть социальные границы между зрячими и незрячими людьми. Поэтому на своем примере я показываю, как живут незрячие люди.
При встрече люди реагируют по-разному: кто-то боится, кто-то гиперопекает, кто-то вообще ведет себя не адекватно и задает глупые вопросы.
Я отвечаю на все неудобные вопросы в своих видео, чтобы другим незрячим людям не приходилось этого делать. Пытаюсь мотивировать людей своим примером. Хочу, чтобы смотря на меня, другие находили в себе силы двигаться дальше, были благодарны и ценили то, что имеют.
И последняя цель уже более коммерческая. Как я уже говорил, людям с инвалидностью тяжело найти работу, поэтому при помощи блога я создаю дополнительный источник заработка. Ведь мне тоже нужно кормить семью и думать о благополучии будущих детей.
— Что посоветуете родителям незрячих детей?
— Больше доверяйте детям и делегируйте обязанности. Например, отдавайте им ответственность за вынос мусора или мытье посуды. Даже если он нечаянно разобьет тарелку, в этом нет ничего страшного. Со временем все станет лучше.
Не стоит гиперопекать своего ребенка. Относитесь к нему как к человеку, который ведет абсолютно обычный образ жизни. Лучшее, что вы можете для него сделать — это научить быть самостоятельным.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)