Music Unbound: расширяя границы музыки
Слово «инклюзия» все чаще стало звучать в казахстанском информационном поле. Для большинства людей это подразумевает...
STEPPE предлагает ознакомиться с минувшей церемонией «Грэмми».
В Лас-Вегасе в параллельной вселенной Grammy было все: родители на сцене и ожидающие их в отеле малыши, чтение с суфлера без отрыва глаз и плохие шутки, много звездных пар и Билли Айлиш без наград, много «старичков» и Зеленский, представивший Джона Ледженда, Doja Сat, объявившая, что завязывает с музыкой, но давшая задний ход и бодипозитивный гаваец Кау Ка Пеа, вытащивший на сцену супруга, чтобы сказать «I love you, honey»…
Не было скандалов, было заезженное до дыр всё. Королями вечера стали Джон Батист и Silk Sonic, унесшие домой пять и четыре граммофончика соответственно.
Перенос церемонии с января на апрель — thanks to Omicron — это нормально. Добавление новых категорий и изменение правил отбора — внутрицеховая прелюдия. Роль тайных номинационных комиссий сведена отныне на нет.
Благодаря этой ужасной воронке отсева шикарный прошлогодний релиз Уикенда не попал даже в число номинантов. Голосуют облажавшиеся академики теперь только в 4 основных и 10 дополнительных категориях из 86. Стали ли результаты более справедливыми? Не факт.
Кого стоит послушать, если вы этого до сих пор не сделали? Конечно, самую номинированную (!) звезду нынешнего ритм-н-блюза Джона Батиста. Его сингл Freedom», возможно, и не запись года, но альбом «We Are» («лучший альбом») точно шик. На сцене музыкант с конца 90-х, но у нас его не знают и не слушают. Любопытно, что из 10 пластинок-номинантов, в мой личный список лучшего за прошлый год вошла только одна — «Montero» (Lil Nas X).
Толкучка в категории песен/записей была знатная — 10 человек на место! Я сам лично мог бы спокойно отдать граммофон и синглу «Right On Time» Брэнди Карлайл, и «I Still Have Faith In You» ABBA, и «Montero» Lil Nas X. Просто «Leave The Door Open» проекта Бруно Марса и Андерсона Паака Silk Sonic была ну очень крутой. Поэтому трофей у нее. Собственно, она же взяла и «песню года».
Проект стяжал и несколько наград в R&B-номинациях. К слову, грань между записью и песней года очень тонкая. В первом случае награда попадает в руки создателей — исполнителей, продюсеров, звукоинженеров, во втором — написавших ее авторов. А из ушедших с пустыми руками послушайте «Fight For You» (H.E.R.), «A Beautiful Noise» (Алиша Кииз и Брэнди Карлайл) и «Happier Than Ever» (Билли Айлиш).
Лучшей новой артисткой стала совершенно разобычная девочка из сериалов и мюзиклов Оливия Родригез. Ни адепт приджазованного неосуфизма Аруж Афтаб (ей хотя бы достался граммофончик за песню «Mohabbat»), ни старший брат Билли Айлиш Финнеас, ни поп-психоделики Glass Animals, ни инди-поперы Japanese Breakfast. Оливия отцепила от паровоза и награды «лучшее сольное поп-исполнение» и «лучший поп-альбом», обскакав уже названных выше Брэнди, Билли и Ариану Гранде.
Отдохнул и Джастин Бибер: уж не знаю, что надо такого делать академикам (всем или одному?), чтобы с завидной регулярностью оказываться в числе номинантов с совершенно пресными и выхолощенными, скроенными по одному лекалу поделками. Впрочем, судя по тому, как он выступил на церемонии, скоро из подростковых категорий он плавненько перекочует в крунерские, пенсионерские.
Особо поразило, как во время своего перфоманса канадская исполнительница следила за соблюдением тональности, боясь пролететь мимо нот во время пропевания фразы «bad-ass bitch».
Такой же, как Бибер, долгожитель квартала номинантов на «Грэмми» — в электронной/танцевальной музыке — голландский диджей Тиесто. Да, с очередным хитом, но ключевое слово — очередным. Остальные треки-претенденты были на уровне. Помимо победителей — австралийского коллектива Rüfüs Du Sol — имеет смысл впустить в уши Джеймса Блейка, британского властелина пластинок Bonobo (номинировались сразу 2 его трека: «Loom» и «Heartbreak»), и канадца Дэна Снэйта (сценическое имя Caribou).
Среди электронных альбомов всех абсолютно заслуженно порвал Black Coffee, 46-летний диджей и продюсер электронной музыки, а также отец двоих детей из ЮАР. На его альбоме «Subconsciously» R&B и джаз флиртуют с реминисценциями из музыки британских классиков Faithless. Стоит также уделить внимание «Free Love» от поп-дуэта Sylvan Esso. Возможно, понравится вам и альбом чикагского трио Ten City, миксующего с хаус-музыкой R&B.
Об R&B-категориях. Помимо упомянутых выше продуктов от ЧП «Марс и Паак», достойно звучат и осилившие восхождение к победе до пика альбомы 34-летней Джазмин Салливан «Heaux Tales» и ее 36-летнего соотечественника из Нового Орлеана Lucky Daye «Table For Two».
Салливан была тем вечером одной из немногих, кто выдал вполне приличную речь победителя. И про свои очки пошутила, из-за которых она раз 10 чуть не упала, и салют передала «всем чернокожим женщинам, которые просто живут и красивы».
В домене ремиксов все было скучно: никакого тебе Иманбека, а среди ремикшируемых песен дорожки далеко не первой свежести, пусть и не без легендарности. «Back To Life» Soul II Soul, 1989 год да «Constant Craving» k.d. lang, 1992. Эх, жаль нет нигде в мире больше ремикшеров-железнодорожников!
Еще в ноябре, когда только огласили список претендентов, больше других критиковали категории рок- и рэп-музыки. Смотрите сами: Foo Fighters (бессменные, если не победители, как в этом году, то номинанты), AC/DC (какой век на дворе, не пойму?), Крис Корнелл (Soundgarden) с кавером «Nothing Compares To You» (вы серьезно?). Weezer, один из нового поколения Ван Хэйленов, Пол Маккартни…
Тот редкий случай, когда виноваты не академики, а факт, что рок-н-ролл мертв, и давно. Ну хоть соулстеры-психоделики Black Pumas со своей живой пластинкой «Capitol Cuts» как-то разбавили все это старорежимное безобразие — вот их и послушайте.
Рок-номинации лишь отражают ситуацию на рынке. Но вот в рэпе-то, имеющем собственные категории в рамках «Грэмми» аж с 1989 года, все совсем не так. А среди кандидатов на признание лучшей оказалась не оставляющая никакого следа в истории музыка, хотя интересных и артистов, и работ, отметившихся в стиле за 2 последних года, немало. Просто академики их имен не знают.
Был один Дрейк — да и тот задолго до церемонии потребовал изьять свою кандидатуру из списка. Про победившего же Бейби Кима (трек «Family Ties» исполнен с Кендриком Ламаром) смешно написал критик портала pitchfork.com: «самый главный его плюс в том, что у него есть номер телефона Ламара».
Уже одно наличие среди номинированных таких не лучших в дискографиях своих авторов рэп-альбомов, как «Donda» (Канье Уэст) и «King’s Disease II» (Nas) даже не говорит, а орет благим матом о том, что что-то не ладно!
Произошедшее тянет лишь на маленькое телеприключение и далеко не в праймтайм, никак не на выставку лучших достижений музыкального хозяйства мира. И казус этот доказывает, что с каждым годом Грэмми-академики становятся все дальше даже не от чартов и популюса, а от передовых современных и действительно интересных музыкальных произведений.
Все больше церемония, превратившаяся из авангарда в арьергард, отсылает даже не к 70-м, а к 59 году, в который она и стартовала. И все больше она напоминает съезды «Нур Отана», упс, простите, «Аманата». Хотя вот с кантри им по-старинке как-то проще разобраться: Крис Стэплтон собрал свой урожай из 3 наград по справедливости.
В материале использовано фото из Depositphotos.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)