Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
В Казахстане на данный момент проживает более 705,5 тыс. людей с ограниченной физической мобильностью. Несмотря на государственную помощь, многие из их проблем — от доступа к базовым лекарствам и реабилитации до полноценной интеграции в общество — остаются без должного внимания. В этот момент на помощь приходят общественные фонды и организации.
Асель Жасанова, директор Общественного фонда «Балам-ай», руководит одной из таких организаций с 2011 года. Фонд имеет четыре центра дневного пребывания в столице. Мы поговорили с Асель о том, как работает фонд, повлияла ли на него пандемия и чем именно он помогает детям.
— Как и когда вы приняли решение открыть фонд?
Фонд основала моя мама в 2010 году и передала мне руководство через год, но наша деятельность началась намного раньше. У моих родных братьев инвалидность по слуху. В детстве я наблюдала за тем, как даже дети во дворе не хотели играть с ними только потому, что они не умели разговаривать.
Общество не принимало и не понимало, как тяжело было нашей семье, а особенно им — моим младшим братьям. 25 лет назад мама, понимая, что для них нет специализированной школы, где они могли бы учиться как обычные дети, открыла первые в Нур-Султане классы для детей с нарушением слуха. Я и моя семья стали волонтерами поневоле.
Асель с воспитанницей центра
Когда мы увидели, что родители детей с нарушением слуха, ДЦП и синдромом Дауна стеснялись просто выйти на прогулку, боясь осуждающих взглядов, мы приняли решение открыть первый центр дневного пребывания в 1999 году.
— Как вы опишите первые дни вашей работы?
Первый центр был открыт на чистом энтузиазме. У нас не было опыта, государственной поддержки, методик работы с такими детьми. Но было сердечное желание помочь детям и их родителям. Я помню, как друзья приносили игрушки, мебель, книги, посуду. Когда пришли первые желающие, мы не знали даже с какой стороны подойти к ним. Спустя годы с улыбкой вспоминаю первые шаги нашей команды, а сейчас наблюдаю первые шаги наших детей.
— Чем занимается ваш фонд?
Мы содержим центры дневного пребывания и оказываем социальные услуги детям и молодежи с инвалидностью. Например, родители могут оставить ребенка и пойти на работу, не беспокоясь за безопасность своих детей.
Наша основная миссия — формирование навыков самопомощи и всестороннее развитие детей с особыми нуждами для получения равных возможностей в обществе. Центры открыты в четырех районах города.
— Чем занимаются дети в дневных центрах?
Играют, социализируются, развиваются и получают лечение. Дети ходят в театральный кружок, экокружок, где занимаются выращиванием микрозелени и перепелок, а также занимаются хореографией и йогой.
На ежедневной основе проводятся занятия с разными специалистами: логопедом, дефектологом, психологом, эрготерапевтом, музыкотерапевтом, глинотерапевтом, изотерапевтом, ЛФК инструктором, массажистом, специалистом адаптивной физкультуры и другими. Мы также создали группу для молодежи с ментальными нарушениями здоровья старше 18 лет.
Мы стараемся улучшать материальную базу наших центров. В этом году, например, с помощью партнеров оборудовали сенсорную комнату, в которой происходит воздействие на основные каналы центральной нервной системы. В процессе работы дети приобретают богатый жизненный опыт, открывают для себя чувственный мир с новыми эмоциями. Все это содействует укреплению адаптационных возможностей и достижению состояния психоэмоционального комфорта детей.
— Каких результатов достиг ваш фонд?
Радует знаете что? Когда дети делают первые шаги. У нас очень много результатов, например, когда «лежачий» ребенок спустя несколько лет начинает ходить. От нас многие дети пошли в школы. Даже у ребят с очень тяжелыми диагнозами наблюдается положительная динамика развития. В целом, за эти годы 15 детей с диагнозом ДЦП начали ходить, 30 детей с диагнозами ДЦП, синдром Дауна поступили в коррекционные классы, три человека с ментальными нарушениями были трудоустроены в социальное кафе Kunde.
Мы также уделяем особое внимание психоэмоциональному состоянию родителей и проводим для них тренинги на постоянной основе. Родители, воспитывающие детей и молодежь с психоневрологическими патологиями, получили возможность трудоустроиться, тем самым повысить уровень жизни своих семей. Например, пройти курсы квалификации по профессиям и приобрести жилье.
— Как на вас повлияла пандемия?
Когда начался карантин, все испытали стресс. Наши дети оказались в особо уязвимом положении и не смогли посещать центры. Из-за отсутствия «Инватакси», службы бесплатного такси для людей с ограниченной физической мобильностью, дети не посещали центр около месяца. Но даже этот короткий период оказал серьезное влияние на детей. Динамика резко упала и произошел откат. Сейчас ситуация постепенно налаживается.
Были и хорошие новости. В 2020 году мы смогли приобрести сенсорно-динамический зал «Дом совы». Это безопасное игровое пространство в виде зала со специально разработанными развивающими тренажерами и балансерами. Более того, в тот же год приобрели одну из самых инновационных и современных программ нейросенсорной стимуляции для улучшения моторики, а также эмоциональных и когнитивных способностей Tomatis. Специалисты центра прошли специальное обучение и получили сертификаты, и теперь дети получают бесплатные услуги у официально лицензированных специалистов.
— Как вы справляетесь с работой?
Бывает, что мама приходит и отдает ребенка в центр. Неделю они ходят и адаптируются, потом мама со слезами на глазах начинает благодарить и радоваться возможности реализовывать себя, работать по профессии и элементарно водить машину — вот это и вдохновляет.
Это непростой труд, но 99% результата — это заслуга моей команды. Уже более 10 лет работаем, но кадры остаются все те же. У нас нет текучки, от нас не уходят, и я рада этому. Родители, дети и мы, команда, привыкаем друг к другу. Мы стали одной семьей.
— Чем планируете заниматься?
Как раз во время пандемии появилась идея купить транспорт для наших детей. В связи с этим у нас запустился сбор средств для приобретения транспорта для 200 детей и взрослых с инвалидностью. Хотим приобрести автобус, доступный для инвалидных колясок, который позволит нашим бенефициарам свободно передвигаться по городу без препятствий, добираться до реабилитационных центров, выходить на природу, посещать культурные мероприятия и получать независимую мобильность по всему городу. Сейчас занимаемся этим проектом.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)