Режиссерка Малика Мухамеджан: «Мы с Казахстаном в любовных созависимых отношениях»
В новом материале Кристина Михайлова, основательница Women make docs, беседует с режиссеркой Маликой Мухамеджан о фильме...
Сегодня мировая сериальная индустрия переживает самый настоящий расцвет: каждый месяц выходят качественные сериалы. Кроме того, к сериалам перестали относиться как к развлечению домохозяек и пенсионеров, потому что их созданием занимаются ведущие режиссеры и актеры. Если раньше переход на ТВ считался закатом карьеры артиста или режиссера, то сегодня, напротив, кабельные каналы и стриминговые платформы дают им творческую свободу и не ограничивают ни в хронометраже, ни в выборе тем.
Казахстан также движется в этом направлении, и пусть пока отечественные сериалы не закупает Netflix или HBO, мы считаем, что у сериальной индустрии есть потенциал. Кроме того, в истории страны немало личностей, о которых можно было бы снять качественные и интересные сериалы.
Поэтому редакция Steppe предложила пять вариантов сериалов, а также поговорила с казахстанскими режиссерами и продюсерами о том, проекты о каких исторических личностях они хотели бы снять или увидеть на экране.
«Легендарная женщина» — с этих слов обычно начинаются рассказы о Фатиме Габитовой, которая была музой и возлюбленной великих казахских поэтов, писателей и общественных деятелей — Биляла Сулеева, Ильяса Джансугурова и Мухтара Ауэзова. Сама Фатима Габитова была учительницей казахского языка и литературы, и ее сын Мурат Ауэзов рассказывал, что она была образованной и начитанной женщиной. Сегодня мы можем только поражаться силе духа Фатимы Габитовой, двое возлюбленных которой — Сулеев и Джансугуров — погибли в ГУЛАГе, осужденные за свободомыслие и смелые взгляды. Именно благодаря усилиям Фатимы Габитовой наследие Ильяса Джансугурова не было утеряно, а после его посмертной реабилитации написанные им произведения оценили по достоинству.
По биографии Фатимы Габитовой можно снять отличный мини-сериал, привлечь к его созданию детей — Мурата Ауэзова и Ильфу Джансугурову-Джандосову. На основе их воспоминаний, а также дневника Фатимы Габитовой, который она вела с 1916 года, можно восстановить многие из событий, произошедших в казахской культуре XX века, а также заново открыть для современных зрителей творческое и общественное наследие Биляла Сулеева, Ильяса Джансугурова и Мухтара Ауэзова.
источник: time.kz
О жизни политического деятеля Динмухамеда Кунаева, на наш взгляд, можно снять самый настоящий политический триллер. Вспомните о декабрьских событиях 1986 года: рассказ о них станет прекрасной основой для увлекательного сериала. Конечно, от субъективизма никуда не уйдешь: сценаристы, продюсеры и сам режиссер проекта будут транслировать свой взгляд на те события, но попытка стоит того.
Создателям стоит проанализировать политическую обстановку в Казахстане и СССР в целом, создать не однобокий, а многослойный образ партийных деятелей тех времен: и самого Кунаева, и Михаила Горбачева, и Геннадия Колбина. Важными лицами тех событий стала казахстанская молодежь и интеллигенция, вставшие на защиту Динмухамеда Кунаева, например, Азербайжан Мамбетов и Олжас Сулейменов, чьи характеры и мотивы стоит раскрыть глубже, чем в имеющихся сегодня исторических монографиях и статьях.
Собрав воедино исторические материалы и проанализировав их, можно прописать каждому из героев мини-биографию, ведь даже через пару сцен или даже фраз грамотные сценаристы могут многое рассказать о герое. Что еще важно — подавление декабрьских протестов хорошо коррелируется с нашей современной политической и общественной повесткой. Вспомните митинги в самом Казахстане, России, Беларуси. Возможно, через анализ декабрьских событий 1986 года мы многое поймем и о современном мире.
источник: kazportal.kz
Образ Кунанбая — отца великого казахского поэта и просветителя Абая — сложился в сознании большинства людей через роман Мухтара Ауэзова. С точки зрения политической повестки, которая главенствовала в тот момент, когда писался «Путь Абая», образ Кунанбая был предопределен: он — полная противоположность своему сыну. Некоторые литературоведы, кстати, сегодня говорят о том, что Кунанбай в романе — едва ли не шекспировский злодей, написанный темными красками. Бытует и такое мнение, что образ отца Абая в произведении Мухтара Ауэзова похож на компьютерную систему: он написан единожды и мало меняется на протяжении романа. Конечно, мы ни в коем случае не говорим о том, что у великого писателя получился однобокий образ, Ауэзов создал антагониста главного героя, через которого мы многое понимаем о самом Абае — мотивах его поступков, характере, взглядах, и то, почему в итоге он стал тем, кем стал.
Образ Кунанбая вызывает у читателя живые эмоции, и равнодушия тут нет и в помине, как случилось бы, возьмись за его создание писатель менее талантливый. Однако интересно было бы посмотреть сериал, в котором мы узнали больше именно о самом Кунанбае: его детстве, воспитании, взрослении, почему у него сложились те или иные политические взгляды. Добавьте сюда сложные отношения с сыном, который изменит не только казахскую литературу, но и сам уклад жизни народа. Мы живем в эпоху, когда на экране приветствуются не приторно положительные герои, а именно антигерои — вспомните хотя бы триумфальное шествие по экранам сериала «Во все тяжкие».
А при грамотном подходе и из Кунанбая может получиться не менее драматичная и нетривиальная история развития антигероя. Кунанбай — просто идеальный вариант для создания разнопланового героя, который будет вызывать у зрителей большой спектр эмоций — от уважения до ненависти.
источник: ajylum.blogspot.com
Гафу Каирбеков — выдающийся казахский поэт, однако сериал о нем мы предлагаем сконцентрировать на его детстве во время голодомора 1930-х годов. Мы помним, что об этом периоде в прошлом году вышел фильм «Плач великой степи», который вошел в лонг-лист премии «Оскар». Но, как и в случае с предыдущими героями, мы считаем, что именно через большое событие можно многое рассказать как об исторической личности, так и эпохе в целом.
Основой для сценария может послужить книга Валерия Михайлова «Хроника Великого джута», для которой Гафу Каирбеков поделился своими воспоминаниями. До дрожи пробирает момент, когда поэт рассказывает, как он однажды вышел за двор своего дома, и его едва не утащили голодные люди: «Хорошо, бабушка на помощь подоспела, крик подняла. После несколько раз на день наказывала: не ходи за ворота — съедят». Немаловажно и то, что голод 1930-х годов в Казахстане до сих пор не осознан до конца, и в знаниях наших соотечественников много пробелов, не дающих проанализировать трагические события начала XX века. Жанр этого сериала мы видим в соединении исторической драмы и напряженного триллера с элементами хоррора — здесь главное не переборщить ни с нагнетанием атмосферы, ни со скримерами.
источник: belta.by
К сожалению, видный казахский писатель и общественный деятель Абиш Кекилбаев в последние годы своей жизни стал объектом для насмешек и героем мемов. Если вы забыли, напомним: в 2009 году Кекилбаеву присвоили звание «Қазақстанның Еңбек Ері». Расчувствовавшийся писатель, видимо, на эмоциях, поцеловал руку вручавшему ему награду Нурсултану Назарбаеву и моментально попал в заголовки газет. После этого Абиша Кекилбаева лишили статуса депутата сената несмотря на то, что срок его полномочий еще не истекал. Он ушел из политики и вообще редко появлялся на публике.
Из этой истории вполне может получиться сериал-расследование в духе проектов HBO: как на писателя повлияло это событие, почему он ушел из политики, хотел ли вернуться к активной общественной деятельности? В начале сериала мы застаем героя уже после того поворотного события, а после с помощью флэшбеков и флэшфорвардов перед нами разворачивается история жизни большого писателя. А для того, чтобы не удариться в крайности и не создать или слишком идеального, или излишне амбициозного героя, создателям сериала придется проделать большую работу. Мы говорим не только об изучении журналисткой хроники, но и о разговорах с очевидцами, близкими писателя, в конце концов, может, он вел дневник, который прольет свет на историю, которая одним махом едва не перечеркнула литературное наследие Кекилбаева.
источник: azh.kz
Я бы очень хотел снять музыкальный фильм о Коркыт Ата. И мне также интересен период, когда перевозили киностудии в Алматы — в это время сколько великих кинематографистов было здесь. Это время было таким сложным, и поэтому интересно было бы изучить архивы. Например, может быть, вы знали, что Дзига Вертов (советский кинорежиссер и сценарист, один из основателей и теоретиков документального кино — прим.ред.) писал сценарии совместно с Мухтаром Ауэзовым.
Я бы очень хотела увидеть на экране женщин-героинь. Я сама очень хотела бы снять сериал про Хиуаз Доспанову — первую казахскую женщину-летчицу во время Второй мировой войны. Еще мне интересно было бы снять сериал про первую казахскую танцовщицу Шару Жиенкулову и великую певицу Бибигуль Тулегенову.
Мне кажется, мог бы получиться очень классным сериал про Шокана Валиханова. Про его жизнь, экспедиции и путешествия. Тем более что в сериале можно было бы интересно представить другую эпоху, тут просто простор для художников и декораторов. Ну и так как Шокан знал многих известных личностей, например, Федора Достоевского, было бы здорово сюжетно их вписать и раскрыть их взаимоотношения с Шоканом Валиханом.
Я бы хотел поучаствовать в создании сериала «Градоначальники Алма-Аты». Мне как коренному жителю, хотелось бы знать, кто был у истоков города, как город развивался, с какими проблемами сталкивался. Ведь если пройтись по улицам Алматы, можно найти огромное количество мемориальных досок, по которым можно узнать, что здесь жил такой-то общественный деятель, писатель, художник и так далее.
Так, на улице Гоголя, 108 (угол улицы Сейфуллина) висит табличка с напоминанием, что здесь жил один из первых градоначальников города Хасен Байузаков. Он был сиротой с 14 лет. и жил в детдоме. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, постоянно самосовершенствовался, и уже в 33 года советское правительство доверяет Хасену стать у истоков генерального строительства главного города Казахстана. Оказывается, во многом благодаря его инициативе Алма-Ата превратилась в город-сад: разбивалось большое количество новых парков и скверов, высаживались деревья. Также прокладывались новые улицы, строились новые здания, архитектурный облик которых Хасен рассматривал лично. А в годы Великой Отечественной войны на долю возглавляемого им столичного Горсовета выпала нелегкая забота о принятии и расселении тысяч беженцев, прибывших в город из оккупированных немецкими захватчиками земель Советского Союза. Несмотря на то, что он днями и ночами пропадал на работе, не видел сутками своих детей, несмотря на все награды, Хасен Байузаков попал под влияние второй волны сталинских репрессий и умер в возрасте 55-ти лет.
И таких ярких и в то же время драматичных историй — сотни. Думаю, мог бы получиться интересный сериал а-ля «Корона» (The crown) от Netflix.
Хочу отметить, что западной аудитории будет интересно узнать все то, что раньше было за «железным занавесом». История сталинских репрессий, искусственная голодовка с целью истребления казахского народа, Вторая Мировая война и умолчание подвигов наших земляков, и в общем богатая история казахов.
Так как Алия Увальжанова была занята запуском нового проекта, она не смогла записать целое рассуждение, но рассказала нам, сериалы о каких личностях хотела бы создать. Во-первых, это Аль-Адиль Китбуга. Как говорит Википедия, он был мамлюкским султаном Египта монгольского происхождения в 1294-1294 годах. В исторических источниках сообщается, что Аль-Адиль Китбуга отличался благочестием, и не только совершил хадж, но и совершил паломничество к гробнице пророка Худа и месту хранения отпечатка ноги Мухаммеда. Кроме того, он покровительствовал по меньшей мере двум суфийским братствам. Во-вторых, Алие Увальжановой интересен Ибрай Алтынсарин. Со школы мы помним, что он был педагогом-просветителем, писателем и общественным деятелем, сделавшим многое для образования Казахстана. По мнению продюсера, сериалы об этих исторических личностях могли бы заинтересовать казахстанского зрителя.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)