Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Синдром саванта, или савантизм — состояние, при котором люди с серьезными нарушениями развития, в том числе, аутистического характера, имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, например, в календарных расчетах, картографии, математическом счете, музыке, изобразительном искусстве.
Так, мегасавант Ким Пик был способен запомнить почти полностью информацию из книги на любую тему — история, география или литература. Он одновременно читал левую страницу левым глазом и правую — правым. Благодаря умению быстро читать он мог пересказать сюжет 12 тысяч книг. При своих уникальных способностях Киму тяжело давались обычные бытовые вещи, например, застегивание пуговиц.
Еще один савант Алонзо Клемонс с высокой точностью воспроизводил фигурки животных из глины. Для знакомства с предметом ему требовалось всего несколько секунд, а после он приступал к работе. Алонзо мог слепить и трехмерную фигурку после того, как видел двухмерное изображение. Сегодня он работает архитектором и занимается научной деятельностью. А вот завязывание шнурков и самостоятельный прием пищи для него — невыполнимая задача.
Данные по количеству савантов противоречивы. Википедия утверждает, что савантизм у людей с РАС встречается в одном из десяти случаев, а иногда в одном из 200 случаев. В Аутизм.энциклопедии же говорится, что это более частое явление. Исследование, проведенное британским клиническим психологом Патрицией Хоулин, выявило наличие уникальных способностей у трети взрослых с аутизмом.
Для того, чтобы узнать о казахстанских людях с синдромом саванта мы обратились к психологу Кульдрайхан Жунусбековой, которая рассказала об этом подробнее:
Савантизм не внесен в медицинские классификаторы МКБ-10 и DSM-5. Психиатры и нейрофизиологи называют причиной наличия синдрома саванта повреждение левого полушария мозга до рождения в утробе матери или в младенчестве. Саванты, как и аутисты, испытывают сложности с бытовыми задачами, не могут переносить шум, прикосновения, объятия.
Многие родители, в первую очередь, уделяют внимание общему развитию ребенка, его социализации, нежели специализированным навыкам. Родители особенных детей хотят сначала обучить ребенка базовым задачам, ведь в жизни это приоритетней.
На моей практике встречались люди с савантизмом. У одного мальчика были способности в быстром календарном счете: он безошибочно называл день недели заданной даты. Для выполнения этой задачи ему требовалось буквально пару секунд.
Встречала ребенка, у которого было хорошо развито пространственное мышление: он складывал самые разнообразные и оригинальные объемные фигуры из мелких деталей. Это может показаться не таким уж значительным действием, но я знаю, о чем говорю, так как по первому образованию я инженер-строитель. Для выполнения той же задачи мне, как инженеру, требовалось время, чтобы ознакомиться с пособием или инструкцией, несмотря на приобретенные знания в начертательной геометрии и перспективе.
Третий ребенок, девочка, читала с неуловимой скоростью — это при том, что читать ее никто не учил. В целом я часто сталкивалась со случаями, когда родители заявляли о самообучении чтению своих детей с аутизмом.
Но самым очевидным проявлением савантизма для меня стал ребенок, который поглощал огромное количество литературы, научившись читать сам в четыре года. Причем читал он не обычную литературу, а медицинскую — библиотека с такими книгами досталась ему от дедушки-врача. Когда его дедушке звонили посоветоваться коллеги, мальчик зачитывал слово в слово выдержки из специализированной литературы, перечисляя симптомы определенной болезни . Когда пришло время делать ему обрезание, он прочел Коран и Библию, чтобы изучить, как разные религии смотрят на это, ребенок предпочел выбрать христианство.
У Ивана атипичный аутизм. Он говорит о себе в третьем лице. С трех лет мальчик стал смотреть мультики на иностранном языке — так его и выучил, несмотря на то, что родители и окружение не говорили на английском. «Многие люди с аутизмом выбирают английский язык, так как конструкции этого языка проще, чем в русском», — говорит мама Ивана Евгения. Ваня особенно интересуется динозаврами, космическими станциями. У него хорошо получается лепить фигуры из пластилина, собирать конструктор и рисовать.
фото из личного архива
В три года Ваня пошел в коррекционный детсад. Спустя некоторое время воспитательница пожаловалась на неусидчивость Вани во время чтения сказок. Евгения тогда решила поговорить с сыном: просила его сидеть на одном месте и не отвлекать других детей в садике, как вдруг Ваня начал будто бы зачитывать «Колобка» слово в слово. Стоит упомянуть, что привычки читать книжки дома у Вани нет: он попросту закрывает книги, отказываясь слушать.
В пять с половиной мальчик стал осознанно говорить фразами. До этого времени говорил только глаголами, типа «пить», «гулять», иногда использовал выражения на английском языке. В последнем случае родители его не понимали, и тогда он брал фразы из мультфильмов и использовал их в готовых предложениях.
Причем фразы он цитировал дословно. Сейчас после просмотра мультфильмов Ваня любит разыгрывать сцены с героями-игрушками, опять же воспроизводя диалоги или монологи по памяти, а также эмоции, интонации и движения.
Ваня научился читать и считать еще до того, как пошел в школу. Мальчик ходил на занятия 20 дней, затем у него случился откат в развитии. На какое-то время он перестал есть, спать и ходить в туалет. С тех пор Ваня занимается дома.
Иван хорошо лепит из пластилина: делает это без помощи специальных инструментов с трех лет. Даже после представления ему инструментов он отказывается пользоваться ими, ссылаясь на неудобство. За час он доводит фигурку из пластилина до состояния, которое ему нравится. Причем лепит он, не глядя на картинку или фотографию, а по памяти. Мама Евгения сама по профессии художник-оформитель, но лепить так, как это делает ее сын, у нее не получается. Для этого ей будут нужны стек, проволока, кисти.
Ваня увлекается и конструктором Lego: строит роботов, динозавров, города, космические станции. Но сооружает их без помощи инструкций — только по задумкам из своей головы. Как-то он подсмотрел в интернете, как делать маленького динозавра — но в 2D, где не шевелятся лапы и рот. Через пару часов он пришел показать уже усовершенствованную модель спинозавра — с открывающимся ртом и двигающимися лапами. Он взял за основу рисунок и превратил его в трехмерную модель — пространственное мышление у Вани развито хорошо. Поэтому он был отличным проводником, когда члены семьи путались в городе, в который только переехали. Правда, он не называет места по названиям, даже если знает их. Во времени Ваня ориентируется плохо: «неделю назад», «сегодня», «завтра» он не понимает — нужно привязывать время к местоположению.
Со способностями Вани контрастируют другие проявления аутизма: он не понимает падежи, неправильно использует окончания родов, о себе и других говорит то в мужском, то женском роде. Ему сложно поздороваться на улице со знакомым, сложно пойти в магазин одному. Не различает взрослого и ребенка — ко всем обращается на «ты» и избегает зрительного контакта.
Ваня не любит белый цвет, поэтому он никогда не носит одежду этого цвета. Для него белый ассоциируется с врачами. В школе половину из дней, проведенных там, мама Вани провела в сражениях с администрацией за то, чтобы ему позволили не носить рубашку. Ваня закапывал, выкидывал в мусор атрибут школьной формы. Директор была непреклонна, говоря, что она не виновата в том, что в семье растет «псих».
У Вани нет друзей: в круг ровесников во дворе его не принимают. Он начал со временем играть с детьми младше его возраста, потому что им все равно на то, что Ваня от них отличается.
Мама Жени не догадывалась о каких-то признаках аутизма в детстве сына: пятнадцать лет назад про это не было информации. Он был гиперактивным ребенком, болезненно реагировал на прикосновения людей, не разговаривал, но мама Жени Евгения надеялась, что придет время и сын заговорит.
фото из личного архива
В пять лет Женя заговорил. Но заговорил не слогами, как обычно начинают дети, а полными предложениями сразу. С быстрой речью пришло и заикание. Мама Жени считает причиной множество мыслей, за которыми не поспевал речевой аппарат сына. Позже в один из дней, когда Евгения пришла за ним в коррекционный садик, воспитательница сообщила, что Женя читает. Это было удивительно: сын совсем недавно научился говорить, а тут вдруг еще и читает. Так же как и было с речью, он начал сразу же читать слова полностью, не по слогам.
В третьем классе классная руководительница принесла в класс карту. Женя тогда увлекался передачами про животных и среду их обитания. Учительница попросила ребят называть страны, а она показывала бы им их на карте. Тогда Женя попросил показать Галапагосские острова, на что учительница растерялась. Мальчик тут же безошибочно показал месторасположение, при этом рассказывая, какие животные водятся на острове и чем они запоминаются. Учительница была поражена, учитывая его сложности с обучением.
После четвертого класса за неготовностью школы к детям с особенностями развития Женя с мамой перешли на домашнее обучение. Таким детям приходится немного труднее в обычной школе: они бывают перевозбуждены, иногда выражают свои эмоции непривычным для окружающих образом, отвлекают от работы других. Стоило Жене уйти на индивидуальное обучение, как его показатели улучшились. Учителя хвалили способности Жени, удивлялись энциклопедическим знаниям.
Однажды родственница взяла своих детей и Женю на урок к художнице, мальчику тогда было 14. Художница обратила внимание на пространственное мышление Жени. С тех пор он увлекается рисованием аниме. В детстве Женя часто смотрел комедии советского времени. Когда семья повторно позже смотрела эти фильмы, он «предсказывал», какая фраза будет следующей. Он также хорош в сборке конструктора Lego. Если отсутствует определенный набор, он собирает из тех материалов, что у него есть. Вдохновляется картинками из интернета.
Все начатое Женя доводит до конца — это свойственно многим людям с аутизмом. А если собирает конструктор — собирает его полностью, даже если время позднее. Женя достаточно раскрепощен, ему комфортно в обществе. Хорошо развита память.
Для Жени характерна раскрепощенность. Пока его ровесники в школе стеснялись танцевать, прижимаясь к стенке, он спокойно выходил в центр и энергично танцевал. Он не обращает внимания и на рамки приличия: когда ему неинтресно, встает и уходит.
Сейчас Женя проживает пубертатный период. Он хочет отношений, мечтает создать в будущем свою семью с любимой девушкой. Чтобы выразить свои чувства, он написал историю. В ней описывает переживания парня и девушки, развитие отношений в создание семьи. Историю сопровождают слово от автора, оглавление, рисунки. Один из таких рисунков изображает пару, на заднем фоне которой стоит дом на холме, а над ним высится солнце. Так, через работы он выражает свои чувства: ему хочется любви, человека, который будет его понимать.
Когда Евгения приняла тот факт, что у нее растет особенный ребенок и от этого не нужно убегать, а просто жить с этим, ей стало проще. Она стала рассматривать это как предназначение. Водила сына, куда только можно, чтобы преодолеть его и свои страхи: «Я думаю, благодаря этому он приблизился к тому, что сейчас вернулся в обычную школу и учится общаться с окружающими».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)