Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать
В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...
Шесть утра, турецкий городок Бодрум. На песчаном берегу лежит тело трехлетнего сирийского мальчика Айлана Курди. В четырех метрах от него найдут тело его матери, а в ста — брата.
В ту роковую ночь, 2 сентября 2015 года, семья Айлана Курди планировала переплыть Средиземное море, чтобы спастись от войны в Сирии. Удалось это только отцу семейства. С того рокового события прошло пять лет. Количество вынужденно перемещенных лиц, включая беженцев, неуклонно растет.
Совместно с Агентством ООН по делам беженцев мы собрали подборку документальных и художественных фильмов о беженцах, которые позволят вам посмотреть на мир не через призму новостных заголовков, а глазами людей, вынужденных покинуть дом, чтобы спасти свою жизнь.
«Боюсь, люди посмотрят репортаж и скажут: «Боже, как это ужасно!» — и продолжат ужинать»
Художественный фильм «Отель «Руанда»» основан на реальных событиях 1994 года и воспоминаниях Пола Русесабаджина — менеджера отеля в столице Руанды — Кигали, — которая стала центром кровавого геноцида и вооруженных столкновений между племенами тутси и хуту. Благодаря своему влиянию и связям, Пол защитил 1 268 граждан от полицейского произвола.
После премьеры фильм окрестили новым «списком Шиндлера». А Пола и его жену Татьяну — «маленькими людьми с большим сердцем». Сам фильм пугает не миллионами тел, лежащих штабелями, не кровью и пытками, а безразличием, которое транслировал мир.
«Нас назвали «Пропавшие ребята Судана». Но мы не пропали. Я думаю, мы нашлись»
Фильм рассказывает об американке, которая соглашается принять у себя беженцев из Судана. На самом деле, начинаешь смотреть фильм ради Риз Уизерспун в необычном амплуа, а остаешься ради трех суданских мальчишек, которые своей наивностью и сердцами, необоженными пулями, рассказывают о трагичных событиях в Судане, гражданской войне и том, почему стоит бояться людей, а не львов.
«Пожалуйста, спасите, мы тонем. — Ваши координаты? Вы слышите нас, ваши координаты?»
Документальный фильм снят Джанфранко Рози, итальянским документалистом, который живет в США. Рози — чужой среди своих и свой среди чужих — умело показывает две стороны медали в вопросах о миграции. Так и случилось с документальным фильмом «Море в огне», который получил в 2016 году главный приз Берлинского кинофестиваля.
Фильм рассказывает о жизни обычных рыбацких семей и беженцев, которые уже двадцать лет используют остров Лампедуза — крохотную точку невозврата между Северной Африкой и Италией — как окно в Европу. С одной стороны Рози показывает размеренный быт местных жителей, окруженных домашним уютом, с другой — мрачные будни прибывающих на остров беженцев, которые лишились своего дома.
«Он прошел четыре тысячи километра, чтобы найти её. Он переплывет Ла-Манш. А я не могу перейти дорогу, чтобы вернуть тебя обратно»
Французская драма об истории дружбы иранского беженца и бывшего французского чемпиона по плаванию завоевала приз на европейском кинофестивале «Люмьер», гран-при Берлинского кинофестиваля и получила десять номинаций на премию «Сезар». Проблема беженцев и мигрантов остро стоит для Франции, но фильм не наполнен рассуждениями о плюсах и минусах смешанных миграционных потоков. Главное, что важно для автора фильма — человечность и любовь, которая живет в каждом из нас вне зависимости от нации, страны проживания и культурных взглядов.
«Я помню каждую деталь. Немцы были в сером, а ты — в голубом»
Легендарная кинолента 1942 года до сих пор остается актуальной, несмотря на то что с момента ее премьеры прошло уже 78 лет. Многие привыкли считать «Касабланку» фильмом о любви во время чумы, но если стереть первый романтический слой, можно заметить посыл, о котором напоминает фильм — когда-то люди стремились бежать не в Европу, а из нее. В бегстве от разрухи, гестапо и геноцида целые потоки семей использовали Касабланку как перевалочный пункт, через который можно было добраться до спокойной Португалии, а за столиками пышных и кричащих баров в «Касабланке» говорят о наболевшем: проданных ювелирных украшениях за бесценок и дорогущих местах на рыбацких шлюпках.
«Нам было страшно. Мы бежали ни с чем»
В этом году Агентству ООН по делам беженцев исполнилось 70 лет. 14 декабря 1950 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) — Агентства ООН по делам беженцев. Все эти годы миссия Агентства заключается в том, чтобы служить людям, вынужденным покинуть свои дома из-за преследований или войны.
Сейчас работа Агентства ООН по делам беженцев актуальна как никогда: 1% всего населения мира составляют вынужденно перемещенные лица, включая беженцев и лиц без гражданства.
70-летняя годовщина Агентства ООН по делам беженцев — это не повод для празднования. Прежде всего, это напоминание о том, что мы должны объединить усилия для построения мира, в котором людям не придется спасаться бегством от опасности и преследований.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)