Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити
Люди всегда стремились к объединению — от первобытных племен (ради выживания…) до формирования современных онлайн-сообществ...
Правозащитники — это сообщество граждан, организованное в защиту своих общих интересов, к которым относятся независимые СМИ, профсоюзы, организации и др. Иногда бывают случаи, когда правозащитные организации работают в угоду государству.
Правозащитники, в одиночку или совместно с другими, пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Они отличаются тем, что защищают права окружающих вне зависимости от того, кем они являются по профессии.
Данияр Ахмади |Александр Абляев|Арайлы Ниязова
Азизбек Ашуров|Ширинбек Давлатшоев|Маргарита Шкода
Я занимаюсь благотворительностью, помогаю лицам без определённого гражданства и с документами бывшего СССР получить заветное гражданство РК, принимаю участие в многочисленных тренингах для активистов гражданского общества и являюсь участником Национального превентивного механизма (НПМ) по предупреждению пыток по Карагандинской области.
Моя задача — повышать уровень прозрачности деятельности закрытых учреждений для общественности и защищать права и законные интересы лиц, находящихся в закрытых учреждениях.
Моим вдохновением для начала деятельности в сфере правозащиты послужило то, что благодаря СМИ, интернету и рассказам знакомых я видел, как человеческие права повсеместно нарушаются.
Дух справедливости и надежды на улучшение ситуации с правами человека в Казахстане помогли мне стать тем, кто я есть сейчас.
Пусть я еще не успел внести огромный вклад в сферу правозащиты, но, благодаря проекту УВКБ ООН «Оказание правовой помощи беженцам и лицам без гражданства», уже помог в получении гражданства Казахстана либо иного государства более 250 людям — и это далеко не все, кому я готов оказать помощь.
Сфера правозащиты важная и нужная: благодаря ей мы узнаем больше о собственных правах на жизнь.
По моим наблюдениям, казахстанцы меньше всего знают о «Праве на эффективные средства правовой защиты», которое гласит о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы.
Немногие осведомлены о том, что после прохождения всей процедуры защиты прав в Казахстане (первая инстанция, апелляционная, кассационная инстанция и протест Генеральной прокуратуры РК) можно обратиться в Комитет по правам человека ООН и Комитет против пыток ООН.
Система защиты прав человека в Центральной Азии базируется, в основном, на ратифицированных странами ЦА документах ООН, которые позволяют ему обращаться за защитой нарушенного права в договорные несудебные органы.
Страны СНГ, расположенные в Европе, ориентированы больше на Европейскую конвенцию прав человека 1951 года. Граждане, государства которых ратифицировали такую конвенцию, получили право обращаться за защитой в Европейский Суд по правам человека, что более действенно по сравнению с системой правозащиты ЦА.
За шесть лет работы в правозащитной сфере я могу отметить сотни ярких моментов. Буду стараться и дальше развивать гражданское общество и улучшать ситуацию по правам человека в Республике Казахстан.
Если человек хочет заниматься правозащитной деятельностью, то ему нужно быть активным гражданином своей страны и испытывать неравнодушие к проблемам общества, не проходить мимо, игнорируя нарушения прав человека, происходящие на его глазах.
Я участвовал в разработке многих нормативно-правовых актов, которые могли привести к улучшению соблюдения прав человека. За все время своей деятельности пережил много ярких моментов и событий, за которыми стояли судьбы реальных людей.
Особенно запомнилось участие в экстрадиционных делах, так как они содержали в себе аспекты правовых систем двух и более стран, являлись в некотором смысле политическими и требовали соблюдения международных норм.
На мой взгляд, правовая система Кыргызстана отличается нестабильностью и резкими изменениями политических векторов, а население меньше всего осведомлено о семейных, медицинских, трудовых и гендерных правах, в связи с чем значительно участились случаи семейного насилия и нарушения прав, связанных с доступом к медицине.
Конечно, у всех правовых систем есть как положительные стороны, так и недостатки. В качестве идеальной системы правозащиты я бы выделил систему Великобритании: она имеет свою историю, содержит методы максимальной защиты и соблюдения прав человека, а ее принципы применяются во многих странах.
Человек с самого рождения имеет множество прав, однако не всегда может воспользоваться ими из-за незнания или нарушения прав объектами разного масштаба и значения. Для создания условий соблюдения, восстановления и профилактики нарушения прав человека и нужна правозащитная деятельность.
Те, кто хотят заняться правозащитной деятельностью, должны начать с самоопределения. Человек должен понимать свою роль, возможности, должен быть готовым столкнуться с различной несправедливостью и противостоять целой системе.
Фишка в чем: осуществляя защиту другого, возможно столкнуться с нарушением прав самого защитника.
Будучи студенткой факультета международного права, я горела амбициями и видела себя членом международной организации. Казалось, что мне интересны корпорации и сфера юриспруденции, но со временем я поняла, что ошиблась.
На самом деле я была заинтересована в справедливости и возможности защитить людей, доказать их правоту. Во время работы корпоративным юристом мне нравилось составлять бескомпромиссные договора, искать лазейки и изучать законы, но всегда чувствовала, что это не совсем мое.
Все изменилось после посещения одной из лекций о безгражданстве и беженцах, лектором которой выступал координатор моего настоящего проекта. Я поняла, как здорово участвовать в чем-то важном и быть полезной для общества.
Целью работы правозащитников является помощь нуждающимся – это именно то, чего я так долго искала, желая направлять людей, добиваться справедливости и давать советы. Я растворяюсь в работе, потому что знаю, что это мое истинное призвание, но похвастаться яркими достижениями пока не могу в связи с нехваткой опыта.
Сейчас я работаю над эмоционально тяжелым проектом с лицами без документов и всем своим существом понимаю, как важно каждому быть индивидуальной личностью. Я искренне радуюсь тому, что смогла помочь человеку получить заветные документы или увидеться с родными людьми — для меня это уже достижение, пусть и маленькое.
Прискорбно, но большая часть наших граждан не знает своих прав, путая одно с другим. Люди могут быть экспертами многих сфер деятельности, но в вопросах собственных прав они в основном необразованны. Благодаря этому в Казахстане каждое универсальное право человека хоть немного, но нарушается.
Один из самых остро стоящих вопросов — это право трудящегося. В последнее время у нас развилось огромное количество мелких организаций и компаний, не соблюдающих минимальные требования по защите прав работников и нацеленных только на получение прибыли любыми путями. Каждый работодатель пытается сэкономить и заплатить меньше налогов, а цель простого трудящегося заключается в том, чтобы получит средства на существование.
Люди нуждаются в заработке, а нужда и безвыходное положение заставляют соглашаться на любые условия труда. Главное, чтобы получить в конце месяца какую-нибудь зарплату.
Существует закон и права, но обязательно найдутся те, кто будут эти права нарушать. Если не пресекать нарушения, то зачем вообще вводить права? Правозащитники и борцы за справедливость нужны людям, чтобы решать проблемы, сглаживать углы и объяснять нововведения.
Мы не чиновники, а простые люди, которые заботятся о других простых людях.
Наша деятельность начинается с любви к ближнему и стремления к справедливости и миру на земле. Чтобы стать правозащитником, нужно лишь начать помогать людям и пытаться изменить несправедливые аспекты системы.
Фото: Bektur Zhanibekov
Каждый гражданин, озадаченный перспективой достойной жизни в своей стране и не испытывающий безразличия к будущему, рано или поздно приходит в правозащиту.
После окончания университета мы с несколькими практикующими юристами инициировали создание НПО «Юристы Ферганской долины без границ», основной миссией которой стало объединение усилий юристов в продвижении прав человека в странах Ферганской долины.
На начальном этапе развития организации нас было всего два человека, которые постоянно работали и, привлекая гранты, оказывали юридическую помощь людям, которые не могли себе ее позволить.
Я был свидетелем того, как безгражданство может влиять на судьбы людей и оставлять их беспомощными в современном обществе. Каждая история, вдохновившая меня на деятельность в сфере правозащиты, всегда сопровождалась трагическими последствиями для судеб людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.
Помню сотни случаев, когда безгражданство разделяло целые семьи между странами, а люди оставались без дома и стабильного заработка, оказывались беспомощны при тяжелых болезнях.
Премия Нансена — это награда УВКБ ООН, которой награждают за выдающиеся заслуги в делах по оказанию помощи вынужденным переселенцам. В 2019 году впервые за свою 65-летнюю историю Премией был награжден представитель Центральной Азии.
Этим представителем являюсь я, хоть и считаю, что это не лично моя заслуга, а результат долгой командной работы. Награда в первую очередь принадлежит всем, кто посвятил себя нелегкой работе по защите людей без гражданства.
Премия олицетворяет собой плод совместных усилий группы юристов из НПО и наших партнеров из гражданского и международного сообществ, которые раз за разом предпринимают все возможные усилия, чтобы провести людей с их сложными историями через все юридические процедуры.
Достижения Кыргызстана могут служить примером для других стран региона и мира — с применением комплексного подхода, основанного на партнерстве, государство может на практике достичь целей по решению проблем в сфере прав человека.
Кыргызстан, не отличаясь большим экономическим потенциалом в регионе, смог добиться разрешения всех выявленных проблемных кейсов в стране. Решение проблемы прав человека зависит от большого количества финансовых ресурсов и, главное, — наличия политической воли и открытости к сотрудничеству.
Больше всего в Кыргызстане знают безусловно о правах свободы слова, чем я искренне горжусь, несмотря на то, что нам зачастую приходится это право отстаивать. О других аспектах правовой деятельности, к сожалению, многие осведомлены не так хорошо.
Большинство прав человека смешивают с гражданскими правами — благодаря этой неправильной установке среди нас есть люди, которые в силу отсутствия гражданства лишены прав, принадлежащих им с рождения.
Они просто оказались не в том месте и не в то время. За права таких людей мы и боремся.
Надеюсь, что когда-нибудь наступят времена, где не будет необходимости заниматься той правозащитой, которая нужна нам сейчас. В идеале этим должно заниматься само государство, но мы пока далеки от такой системы.
Главным вдохновением для меня стали коллектив и атмосфера организации «Право и Процветание», где я и начал свою карьеру. Коллектив состоит из людей, для которых справедливость и права человека всегда стоят на первом месте, а организация непрестанно борется за их защиту. В начале карьеры я был молодым и неопытным, и, благодаря воспитанию в коллективе, вырос до настоящего специалиста.
Я принимал участие в гармонизации и совершенствовании законодательства Республики Таджикистан в сфере защиты прав беженцев, которые были направлены на улучшение доступа к убежищу в нашей стране.
К сожалению, правосознание и правовая культура населения нашей страны все еще находится на низком уровне несмотря на то, что действуют государственные программы по повышению сознания населения.
Правовой нигилизм общества — это барьер для развития системы, зависящей не только от нужд общества, но и от соблюдения и знания закона.
Когда общество, исходя из своих нужд, активно продвигает права, государство принимает нормативно-правовые акты. Именно поэтому институт гражданского общества очень важен и нужен для служения во благо и в интересах общества.
Ни одна страна не может считаться идеальной в сфере правовой защиты, сочетая в себе плюсы и минусы. В каждом государстве система формируется с учетом исторических и нравственных особенностей. Одним из элементов правовой системы является культура, поэтому важную роль играют религия, самосознание, менталитет и прочее.
В Таджикистане сейчас происходит трансформация, многие нормы правовых актов являются гуманными и разработаны на основе международных стандартов, признанных Таджикистаном и предопределяющих направления развития правовой системы.
Правозащитная деятельность нуждается в работе честных и порядочных людей, которые справедливо относятся к своей работе.
Юристом может стать каждый человек, если действительно этого захочет, но не каждый юрист сможет стать правозащитником, потому что связывать свою судьбу с борьбой за справедливость и с защитой прав других людей — не так легко.
На мой взгляд, одного желания работать в правозащитной сфере недостаточно. Прежде всего нужно уметь слушать и понимать боль человека, уметь контролировать свои эмоции во время принятия решений и адекватно оценивать собственные возможности.
Обучаясь на юриста, я была в растерянности от осознания того, что не смогу работать в государственных органах, а работа в коммерческом секторе оказалась мне не интересна. По удивительному стечению обстоятельств два человека из разных городов и сфер жизни, зная меня, порекомендовали пройти магистерскую практику в КМБПЧ.
Выступления на международной и национальной арене, направление запросов по острым вопросам в государственные органы, организация мероприятий на разных уровнях и участие в интересных проектах КМБПЧ можно отнести к моим маленьким, но важным достижениям.
Двигателями системы и идейными вдохновителями для нас является руководство организации, но, уверена, и мы внесем в систему свой весомый вклад, ведь для этого предпринимается всё возможное.
Большая часть людей начинает пытаться разобраться в своих правах и обязанностях государства только после того, как почувствуют, что их обманывают или вытягивают дополнительные деньги за оплату услуг.
Грустно, но даже в таких ситуациях, на мой взгляд, нашим гражданам легче заплатить, чем пытаться что-то изучить и доказать. Именно из-за подобной схемы поведения в нашей стране так долго практически ничего не меняется в лучшую сторону.
Все права нарушаются, но не все об этом знают и заявляют.
В отношении правовой системы граждане стран ЦА и стран СНГ находятся в «лодке», но разных «временных моментах развития». Кто-то отстает на десять или даже двадцать лет от другого, а кто-то далеко впереди по сравнению с «соседями». Если приглядеться внимательнее, то и в самых развитых странах часто и грубо нарушаются права человека и существует яркое несоответствие международным стандартам и принципам.
Я думаю, что каждый, кто считает себя патриотом, обязан заниматься правозащитной деятельностью в любых ее масштабах.
Мы должны не терпеть коррупцию и протекционизм, а открыто заявлять о любых нарушениях, тем самым побуждая государство исправить проблему. Это не противостояние государственным органам, а помощь, диалог и, как следствие, развитие.
Для меня нет идеальной правовой системы, но я с удовольствием назову правовую систему своей страны таковой, когда мы совместными усилиями добьемся этого.
Начните с себя: не нарушайте закон, забудьте о коррупции, интересуйтесь своими и государственными правами и обязанностями, повышайте гражданскую сознательность.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)