Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»
18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...
Несмотря на то что съемкой фильма занимается целая команда из операторов, продюсеров и монтажеров, большинство кинокритиков считает именно режиссера ответственным за качество продукта и приписывает ему все ляпы и ошибки.
К сожалению, зрители не менее поверхностны в своих суждениях. Если им понравился тот или иной фильм, они с радостным возгласом произносят что-то наподобие «Кристофер Нолан — мастер своего дела!». В киноиндустрии уже принято считать, что, например, Джей Джей Абрамс зарекомендовал себя как крутой мастер в жанре Sci-Fi, Стэнли Кубрик искусно справился с экранизацией книг, а Дэвид Линч стал гуру сюрреализма.
С таким мнением не конфликтуют идеи и выводы теоретиков, развивших теорию авторского кино и установивших критерии оценки картин кинорежиссеров. В этой статье мы хотим ознакомить вас с теорией авторского кино на примере работ культового режиссера современности Квентина Тарантино.
Первые зачатки теории авторского кино начали появляться во Франции 50-х годов. Этому способствовал амбициозный кинематографист Франсуа Трюффо («Четыреста ударов», «Нежная кожа»), чей манифест «Об одной тенденции во французском кино» перевернул привычный процесс съемки фильмов в Европе.
Его раздражало, что французские режиссеры копировали голливудские фильмы, в результате чего утрачивали уникальность местного контента. В своем манифесте он призывал молодых режиссеров не бояться через киноискусство выражать свою индивидуальность, или как выразился сам Трюффо, «психологический реализм». Его идея нашла отклик у известного нью-йоркского кинокритика Эндрю Сарриса, сформулировавшего критерии авторского кино.
Саррис считает, что режиссер должен быть технически компетентен, иметь собственный стиль и вкладывать «потайной смысл», определяемый индивидуальностью режиссера, в свои картины.
Квентин Тарантино полностью соответствует всем указанным критериям. Не в последнюю очередь потому что он лично разрабатывал каждый этап съёмок своих ранних фильмов, включая сценарий, операторскую работу и даже актерскую игру.
Цитируя самого Сарриса «A great director has to at least be a good director/ Великий режиссёр должен быть хотя бы хорошим режиссёром», можно понять, что видение самого фильма – это лишь начало. Настоящий режиссёр должен быть компетентен во всех сферах кинематографии, начиная с операторской работы и заканчивая монтажём. Именно так можно успешно управлять своей командой и добиться качественного продукта в пост-продакшене.
Все культовые фильмы Тарантино, включая «Криминальное чтиво», «Убить Билла» и «Бешеные псы», были отсняты по мотивам его сценария. Тарантино не уступает многим камераменам и в операторской работе. В своем фильме «Доказательство смерти» режиссер лично отснял все кадры и помогал режиссеру Роберту Родригесу в проекте «Грайндхаус».
И конечно же, стоит упомянуть высокое актёрское мастерство американского режиссера. Помимо демонстрации актёрской игры в своих фильмах, Тарантино снялся в таких знаменитых проектах, как «От заката до рассвета» и сериал «Шпионка».
Как понять, что режиссёр имеет уникальный почерк? Зритель должен по одному кадру определить: «Да, это точно его фильм!». Именно таким образом раскрываются характерные черты авторства в кинематографии: аудитория моментально чувствует присутствие режиссёра в его проектах.
Смотря фильмы Тарантино, первое, что бросается в глаза – это обилие насилия, крови и расчлененки. Тем не менее самыми знаковыми отличиями его фильмов считаются нестандартное линейное повествование, кадры женских пяток и любовь к историческим событиям американской культуры, не говоря уже о присутствии одних и тех же актеров, популярных в 80-х.
Тарантино обильно использует кадры, снятые экстремально крупным планом (extreme close-up shots), а именно определенные части лица и тела. Это заметно во время просмотров фильмов «Убить Билла» и «Криминальное чтиво» с Умой Турман. Подобный метод съёмки добавляет чувство «близости» и «открытости».
Еще одна особенность съёмок в фильмах Тарантино – это «trunk shot» или же кадр с багажника машины. Благодаря такому трюку достигается эффект могущества и доминирования героев.
В этом случае большую роль играет личность автора и способность выражать свою индивидуальность через фильм. Сам основоположник теории, Эндрю Саррис, объясняет это тем, что съёмка фильма – это ещё один метод повествования, а режиссёр, соответственно, становится писателем.
Квентин Тарантино с детства имел интерес к актёрской игре и проводил большое количество часов в местах, связанных с фильмами: будучи подростком, он работал в кинотеатре и в пункте проката дисков. Режиссёр не преуспевал в учёбе и его единственным любимым предметом была история, чем можно объяснить успех фильмов «Джанго Освобождённый», «Бесславные ублюдки» или «Омерзительная восьмёрка», в которых затрагиваются определённые отрезки истории Америки и её культуры.
Режиссёр с детства впитывал в себя различные фильмы, сериалы и другие продукты поп-культуры, что заметно в его кинокартинах. Одним из источников вдохновения являлся британский режиссёр Альфред Хичкок и, поэтому, в «Криминальном Чтиве» можно заметить небольшую отсылку к «Психо».
Картины Квентина Тарантино не являются единственным примером авторского кино. К таким также можно отнести Ксавье Долана, Гаспара Ноэ, братьев Руссо, Хитчкока и многих других творцов кино.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)