Рендер-арт: как Инстаграм превратил 3D-графику в искусство

13 минут Марк Куклин
Альтернативный текст

Рендер-арт — условное название одной из форм современной цифровой живописи. Но вместо холстов и кистей, рендер-арт подразумевает работу с компьютерной 3D-графикой и визуальными эффектами. Звучит сложно, а выглядит еще сложнее. 

В мире почти не проводят выставок рендер-арта, такие картины (если их так можно назвать) не висят в галереях и не пользуются популярностью у критиков. Но им этого и не нужно — им хватает лайков и тысяч подписчиков в Инстаграме.

От минималистичных и утопических интерьеров к футуристичным скульптурам и космическим пейзажам — все это встречается в работах рендер-артистов.

Компьютерная графика открыла широкие возможности для художников и их воображения. И поскольку технологический прогресс мира всегда влияет и на культуру, 3D-графика стала инструментом для создания произведений искусства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by @c_behrendt on

 

Техническая сторона

Рендеринг (англ. «rendering») — процесс получения изображения по модели с помощью цифровых вычислений. Он используется для создания фотореалистичных изображений из цифровых объектов. Сгенерированное в результате рендеринга изображение называют рендером.

Эту технологию широко применяют в разных областях — создают рендеры домов перед постройкой, варианты интерьеров, графику для зрелищных фильмов и компьютерных игр.

Внезапное искусство

Многие коммерческие 3D-дизайнеры и рендер-артисты выкладывали в интернет свои работы и портфолио еще до того, как это стало приравниваться к искусству.

Постепенно их творческие проекты стали популярны на Behance и Pinterest, а в последствии и на главной визуальной площадке современности — Instagram.

Именно благодаря Инстаграму рендер-арт превратился из хобби и сугубо коммерческого ремесла в вид искусства.

Дизайнеры, которые занимались этим в свое удовольствие или для опыта, внезапно стали набирать тысячи подписчиков, а их работы — десятки тысяч лайков и репостов.

FVCKRENDER

Инстаграм-аккаунт канадского рендер-артиста Фредерика Дюкетта, известного под псевдонимом FVCKRENDER, насчитывает 340 тысяч подписчиков и более двух тысяч постов.

Он — веган, дизайнер, скейтбордист, но что важнее, FVCKRENDER — один из самых известных рендер-артистов в мире. У него есть узнаваемый стиль, который пытаются копировать многие новички, а в его портфолио — коллаборации с Dior и Supreme, сотрудничество с Mercedes Benz, Off-White и рэпером Lil Nas X.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Frederic Duquette (@fvckrender) on

 

Фредерик начал заниматься 3D-графикой только в 2016 году, когда работал официантом в одном монреальском ресторане. Он носил с собой на работу компьютер и в свободное время изучал программу Cinema 4D, в которой работает по сей день.

В рамках личного творчества FVCKRENDER создал больше полутора тысяч работ, которые он продолжает создавать и почти ежедневно выкладывать в Instagram.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Frederic Duquette (@fvckrender) on

 

Его творчество можно обозначить как футуристичный постмодернизм. Дюкетт использует в своих работах знакомые современные образы — автомобили, манекены, промышленную технику, атрибуты индустриального окружения (тяжелые цепи, сетчатые заборы, покрышки, бетонные ограждения).

Но он помещает их в воображаемый космический сеттинг, заставляя непривычно переливаться цветами или светиться.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Frederic Duquette (@fvckrender) on

 

Часто его работы не содержат концепции или смысла, а фокус делается именно на визуальное содержание и эстетику. И в этом плане работы FVCKRENDER — большое удовольствие для глаз и воображения.

Свобода и разнообразие

Но нельзя утверждать, что рендер-арт полностью построен или зациклен на футуризме — есть множество авторов, которые создают работы совершенно иной направленности и стиля.

К примеру, кипрский рендер-артист Тотис Рафаэль делает чувственные и эстетичные произведения, в которых концепция нередко превалирует над визуальной наполненностью. Он использует нежные цвета и расфокус, а главные герои его работ — безликие манекены, в одежде, оформлении или позе которых можно узнать человеческие чувства и состояния.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Totis Raphael (@totisraphael) on

 

Архитектура, минимализм, пустота

Важным движением в рендер-арте является дизайн утопической архитектуры и интерьеров. Рендеринг будущих интерьеров и зданий — частая процедура в проектировании и дизайне, но именно популярность рендер-арта в интернете заставила многих архитекторов и дизайнеров создавать и позиционировать свои работы как произведения искусства.

В качество примера можно привести творчество канадского дизайнера Джо-Ани Чарленд, известной под псевдонимом BAEIGE. Она создает минималистичные пейзажи и интерьеры, которые вряд ли бы кто-то строил в реальности, и от этого они вызывают чувство тоски и очарования.

Работы BAEIGE

Поля сухоцветов, множество лестниц и фигурные проемы без дверей, бассейны в пустыне, бассейны в заснеженных горах, бассейны посреди луга с пышной травой. В ее работах нет людей, хотя все изображенные пространства подразумевают их присутствие.

Будущее и настоящее

Как было сказано в начале, рендер-арт не является признанной формой искусства. Его почти не котируют критики и галереи, несмотря на заметную популярность среди обычных пользователей соцсетей. И вот почему так сложилось:

  • Во-первых, рендер-арт — крайне молодое направление, которое не так часто считают именно искусством. Даже для многих людей в смежных сферах это скорее ремесло, а не форма искусства.
  • Во-вторых, настоящих «творцов» в этой области, которых знают за пределами Инстаграма, не так много. Те же FVCKRENDER или Chad Knight, которые имеют наибольший авторитет среди рендер-артистов, редко дают интервью или позиционируют себя как деятели искусства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by KNIGHT (@chadknight) on

 

Они делают большое количество коммерческой работы, а личным творчеством занимаются из любви к ремеслу и свободному творчества.

По их словам, они не были готовы к такой популярности и любви аудитории к их творчеству.

Заключение

Станет ли рендер-арт действительной формой искусства? Скорее всего да. Галереи и культурные пространства постепенно начинают обращать внимание на творцов в этой сфере, а у прессы появляется интерес к ним.

К примеру, издание HYPEBEAST выпустило в этом году интервью с FVCKRENDER в рамках их рубрики «Pen & Paper» про известных художников и иллюстраторов. А упомянутый Chad Knight в принципе пользуется популярностью у прессы: про него писали ViceBored Panda и TFOD (The Future Of Design).

Говоря о выставках, фестивали современного искусства Mural Art Festival и LNDMRK стали регулярно включать рендер-артистов в список своих участников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Alexy Préfontaine (@aeforia) on

 

Все это небольшими шагами формирует сообщество и дискурс вокруг рендер-арта, а также воздвигает рендеры в ранг произведений искусства.

 

Статьи STEPPE

Dead Playlist Society: Скарлетт о'Хара

Включаем новый плейлист и представляем, что слушала бы культовая героиня американской литературы, в спешке покидая горящую Атланту.

3 минуты
3 минуты

Что читают современные дети?

Узнали у воспитанников столичных детских дворовых клубов «Замандас», каким книгам они отдают предпочтение в свободное время и за что ценят литературу.

9 минут
9 минут
Партнерский

Где можно попробовать первый бургер для геймеров?

Производители мощнейших ноутбуков Lenovo c геймерской линейкой Legion и первый киберспортивный рестопаб в Казахстане объединились. Рассказываем, что из этого вышло.

2 минуты
2 минуты

Dead Playlist Society: Беллатриса Лестрейндж

Что слушает правая рука Темного Лорда, пока рассекает Лондон в поисках грязнокровок? 

2 минуты
2 минуты