Олма Джон: Рецензия Гульнары Абикеевой

7 минут Гульнара Абикеева
Олма Джон: Рецензия Гульнары Абикеевой

Когда писалась эта рецензия, картина была только закончена. Сегодня фильм — обладатель нескольких фестивальных призов: в Риме на кинофестивале Prizma он был назван «Лучшим фильмом», приз на 12 кинофестивале кино и музыки в Нью-Йорке. Но мировая премьера фильма прошла в Казахстане, на кинофестивале «Евразия», потому что режиссер картины Виктория Якубова, живущая во Франции, хотела, чтобы премьера фильма состоялась там, где он был снят.  


В минуты отчаяния мы начинаем искать помощи у наших близких. А что, если тех, к кому мы привычно с детства бежали за помощью, уже нет?! Что если ты — самый сильный или таковым должен быть? И от тебя ждут совета, помощи, решений. Один на один со своими печалями, трудными мыслями, горькими слезами ты забиваешься в угол для того, чтобы переждать свою слабость или сделать паузу, набраться сил.

Обычно это называют кризисом — среднего возраста, семейных отношений, Бог знает, как еще. Но именно это состояние попытался передать замечательный актер Азиз Бейшеналиев и съемочная группа французско-казахского фильма «Олма джон» во главе с режиссером Викторией Якубовой. Это дебютная работа, и, возможно, она во многом не совершенна, но там есть тот градус боли, который заставляет зрителя сопереживать.

Муж, жена и пяти-шестилетняя дочь Шолпан живут в загородном доме. За окном — снег, холод, да и в доме тоже царит холод взаимоотношений. Не понятно, в чем дело — то ли супруги перестали понимать и любить друг друга, то ли очевидная немота дочери стала неподъемной тяжестью для обоих. Отец (актер Азиз Бейшеналиев) пытается тщетно заставить ребенка заговорить, мать (актриса Наталья Машкевич) безропотно выполняет домашние обязанности и не понятно — то ли она тоже немая, то ли они давно уже не разговаривает с мужем. 

Но звуков в фильме много, как и в самой жизни — биение собственного сердца, крики птиц, лай собак, скрип сапогов на снегу, шорохи в доме, звуки рубящего топора. В картине есть живое дыхание и атмосфера, которая создается не только звуками, но и музыкой, которую писали, или как говорит режиссер, подарили для фильма  японский композитор Шигеру Умабаяши и иранский композитор Аббас Бахтиари.

«Олма джон», безусловно, арт-хаусное кино, главная цель которого — проникнуть во внутренний мир человека. А делается это через настроение, игру актера, сны, воспоминания или видения.

В фильме три героя и у каждого свой мир.

У девочки Шолпан он самый предметный — кукла, качели, яблоки, которые ей через забор передает какая-то странная женщина. Он по-детски яркий, беззаботный, волшебный и гармоничный. 

У жены он болезненный, напряженный. Показательна в этом плане сцена семейного ужина, когда лампа, отсвечивающая на стену, создает узор паутины. Конфликт между мужем и женой не бытовой, а, скорее, мировоззренческий. Он — казах, скорее всего, мусульманин. Она — христианка и в своих снах-видениях видит себя в облике Девы Марии, оплакивающего Христа-мужа, как в «Пьете» Микеланджело.

Наверное, это прямая отсылка больше всего и смущает в фильме — уж очень много этот образ на себя берет. Впрочем, как и первая фраза, сказанная отцом девочке: «В начале было слово. Скажи, Шолпан — “Слово”». Вообще, по стилистике фильм имеет много отсылок к картинам Андрея Тарковского — зеркала, свечи, видения, замедленные кадры. И это не то, чтобы отталкивает, а скорее выявляет все еще ученический характер работы режиссера, который характеризуются прямым подражанием. Обычно это изживается на учебных короткометражных работах. А в более зрелых работах режиссеры стараются избегать прямого цитирования. В общем, мир «Марии» — христианский, наполненный страданием и болью.     

Самая интересная линия, на мой взгляд, у мужа — он не понимает, что делать, как быть и как изменить ситуацию, как помочь Шолпан заговорить. Он тоже бежит если не в сны, то в видения с помощью все той же женщины, которая угощала девочку яблоками. Она — шаманка, которая «зовет» героя в другой мир, в пространство яблоневого сада, которое есть пространство памяти. Сначала он видит там самого себя четырнадцатилетним подростком, это тоже похоже на цитату из «Зеркала» Тарковского, потом себя же трехлетним малышом в окружении совсем молодых отца и матери. И, наконец, встречает уже состарившую мать, до того, как она умерла.  Она поет ему колыбельную, что пела в детстве.

Но самая сильная сцена — встреча со стариками арухами. Они все в том же саду и поют песню Шамши Калдаякова «Бақыт күшағында» так, как обычно родня поет во время застолья — просто и душевно. А когда к ним подходит герой Азиза Бейшеналиева, они начинают говорить ему теплые слова — «Айналайн», давать благословения: «Достигни своих целей», «Будь здоров», «Чтобы дети твои были счастливы», «Будь хорошим человеком», «Верь людям» и т.д. И он, погружаясь в это облако любви и добропожелания родных и близких, пусть уже ушедших людей, начинает, наверное, оттаивать… 

Меня поразила эта сцена! Не только по своей эмоциональности, но и по глубине. Здесь так точно показано естественное существование казахов с духами-арухами и вообще какая-то особенная наша привязанность к родне, что диву даешься, что в кино это передает режиссер, живущая во Франции, явно другого вероисповедания и довольно далекая от нашей культуры. Виктория Якубова жила в детстве в Узбекистане и отсюда написание названия фильма «Олма джон», а не «Алма-жан». 

В фильме присутствует желание познания-проникновения в другую культуру, так же как и героиня фильма, жена главного героя, проходит через шаманский обряд (зикр) и в финале переодевается в восточную одежду, то есть меняется, чтобы стать ближе мужу. Тут, правда, у меня серьезные претензии к художнику по костюмам Александре Ароновой, которая не смогла создать точные костюмы, что понизило качество фильма. Зато монтаж француза Эрве Шнейда великолепен — особенно сцена зикра, где под стук барабана, дыхание героини через огни костра и движения героини, мы видим таинство шаманского обряда. 

Все страсти, переживания и вообще сюжетные коллизии фильма вынесены в изображение. И тут особо хочется отметить работу оператора Искандера Нарымбетова — практически каждый кадр решен необычно, красиво и продуманно.   

 И в конце вновь хотела бы вернуться к работе актера Азиза Бейшеналиева. Это одна из лучших его работ в кино — глубокая, эмоциональная, харизматичная роль, в которой Азиз передает самые разные состояния своего персонажа. Если бы не прямые, в лоб тексты и слова, то его роль выиграла бы еще больше. Когда в конце фильма Шолпан все-таки начинает говорить и на руках отца говорит сложное слово «Анашым», вместо простых «мама» или «аке» (папа), ты, как зритель, не веришь в правду происходящего. И когда вместо образа «Пьеты» возникает как бы иконы с отцом-матерью и ребенком, плюс музыка Баха, пафос кажется нарочитым, а символизм — ложным.

Вот и получается, что картина «Олма джон» — неровная и не совершенная. Где-то она вызывает восхищение, где-то отторжение. Некоторые эпизоды естественны и красивы своей простотой, другие — нарочиты и искусственны. И  все же она трогает, заставляет сопереживать, думать и чувствовать. А это большое достижение для дебютной ленты. Ведь она не просто о конфликте семейной пары, она о конфликте наций и религий, о непреодолимых барьерах, которые мешают нам говорить. И немота ребенка — это художественный образ этого конфликта.

Мне видится символичным, что картину делал большой международный коллектив: режиссер и монтажер из Франции,  композиторы из Японии и Ирана, звук делали в России и во Франции, в фильме играл кыргызский актер, живущий в Казахстане, оператор из Казахстана и т.д. Талантливые люди из разных стран объединились для создания художественного кино. Но в фильме показано движение не в сторону глобализации, а, наоборот, в сторону принятия одной культуры, чтобы наладить жизнь семьи, чтобы девочка могла заговорить, потому что для преодоления разногласий кто-то один должен уступить. Возможно, в следующий раз, этот шаг должен будет сделать другой человек. 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards
Партнерский

Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards

Alternativa Film Project — глобальная некоммерческая киноинициатива компании inDrive — объявляет о начале приема заявок на...

2 минуты
2 минуты
Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут
Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Собрали специальную разножанровую подборку для тех, кто не может выбрать фильм на вечер.

3 минуты
3 минуты