Нужны ли сегодня композиторы

7 минут Роман Райфельд
Нужны ли сегодня композиторы

В Алматы с 2 по 7 мая прошла музыкальная резиденция для композиторов из Центральной Азии и Казахстана Batyr Lab. Зачем при существующих консерваториях, академиях, компьютерах и любителях, балующихся ремиксами, нужно заниматься сочинителями музыки и в таком формате?

В новом материале STEPPE Роман Райфельд попытался найти ответы на все эти вопросы.


В резиденции, которую Batyr Foundation делает уже во второй раз, участвовали 13 композиторов из Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана. Организаторы творческой лаборатории получили 70 заявок из разных стран региона. По итогам резиденции отобрано несколько участников, которые получат гранты в размере 1 млн тенге каждый на сочинение новой музыки.

В октябре выйдут два мини-альбома с современной академической и экспериментальной музыкой, печать хрестоматии резиденции с биографиями композиторов и партитурами созданной музыки. Финальной точкой станет презентация результатов лаборатории и финальный концерт с участием ансамбля «Игеру».

Часть отобранных участников занималась в мастерской академической музыки: в ней преподавал выпускник московской консерватории, композитор и художественный руководитель ансамбля «Игеру» Санжар Байтереков. 

Санжар Байтереков

«Если за рубежом, кроме государства, академическую музыку поддерживают и частные фонды (например, немецкий фонд Сименса), то в Казахстане она сильно зависит от поддержки государственной. Мне нравится сравнение академической музыки с фундаментальной наукой. Последняя нуждается в том, чтобы ее культивировали, так как без нее не будет и развития науки прикладной (в нашем случае — неакадемической музыки). В советские времена композиторы существовали неплохо, потому что была полная господдержка. Сегодня мир изменился, но многие композиторы по-прежнему считают, что государство должно им платить просто так. Важно самому продвигать свою музыку, участвовать в конкурсах и фестивалях. Конечно, не помешало бы создание национального центра, аналогичного тому, что поддерживает наше кино. Пока же места академического композитора в казахстанском обществе я не вижу. Потому что у общества нет на него спроса», — говорит Санжар.

Также он отметил про казахстанцев за рубежом.

«В оптике мировой академической индустрии казахстанских композиторов очень мало, и те живут за рубежом. Сергей Ким в Австрии, Айгерим Сеилова и Джамиля Джазылбекова в Германии, Рахат-Би Абдысагин частично отучился в Астане, частично в Италии. Академическая музыка может дать вам больше, чем просто эмоции. Потому что вы, может, выйдете после концерта и откроете какую-то очень важную вещь: теорему, лекарство от рака. Ведь музыка сильно воздействует на умственные способности. Я согласен с нейробиологом Татьяной Черниговской, которая уверяет, что в будущем люди будут делится на два типа: тех, кто умеет воспринимать очень простую информацию, типа чтения вывесок, и тех, кто предпочитает книги. Я предполагаю, что также сложится ситуация и с музыкой. Какие цели я преследую в Batyr Lab?

Во-первых, работы на такую дальнюю дистанцию в полгода в таком формате нет нигде. Во-вторых, фонд еще и выделяет грант на написание музыки, что должно еще больше должно стимулировать композиторов-участников. Я бы хотел, чтобы мы за эти полгода с отобранными победителями попытались выйти за пределы их привычных рамок, их зоны комфорта и войти в новое для них пространство», — считает композитор.

Второй мастерской резиденции — экспериментальной — руководил таджикский музыкант и композитор Далер Назаров, поддержкой творчества которого всячески занимался в свое время Батырхан Шукенов. Мастерство одного из самых медитативных музыкантов современности проявилось во всей его красоте на концерте, который Далер дал для резидентов и гостей в один из дней Batyr Lab.

Далер Назаров

«Для меня такой опыт впервые. Получается, они шли навстречу мне, а я — им. Резиденция для меня — это тайна и продолжение энергии Батыра. Это красиво, удивительно и очень актуально для сегодняшней ситуации в мире, которая… ну полный абсурд. Композиторы — это жрецы. И они появляются только тогда, когда они нужны. Сейчас тенденция другая. Академические музыканты – я не вижу, чтобы в них нуждались, поэтому они и не появляются. И Batyr Lab не просто воркшоп, семинар, а еще и попытка наладить человеческий диалог, передать человеческий опыт. Тенденция, когда мы ждем технического оснащения, чтобы выразить что-то, она уже проходит. И мы возвращаемся к человеку, который просто сидит и поет под гитару, потому что вся огромная индустрия существует за счет него — творца. Мы возвращаемся туда, где искренность. И ее ищут сейчас все, в том числе — академические музыканты. Потому что она всегда была проявлением божественности», — говорит Далер.

На вопрос о том, каких учеников выбирал себе Далер, он ответил следующее: «Вопрос не столько в таланте, сколько в том, чтобы найти и поддержать того, кто так этого желает. Хотелось ребят, у которых есть вопросы, ответы на которые можно было бы найти вместе. Вот это красиво, я считаю. И он уйдет после нашей встречи, имея свое собственное достижение. При этом я не буду в его жизни тем, кто его спас».

«Композитор сейчас в сфере услуг. По сути, это человек избранный, через которого происходит или исцеление, или разрушение. Вот эту свою роль композиторы и вспоминают сегодня, возвращаются к ней. Меня часто спрашивают, почему я не пою на свадьбах, но объяснить это очень сложно. Когда ты с полной душой и сердцем занимаешься любимым делом, не для побед, не для того, чтобы сказали, какой ты молодец, а просто для себя самого – я за это! Когда мы приглашем залы, мы делимся со зрителями тем вдохновением, которое получили во время сочинения. И наша музыка способна в них вызвать то же вдохновение. И насколько оно чисто и достоверно, настолько и мастером является композитор», — резюмирует Назаров.

Программа резиденции Batyr Lab 2022 была насыщена. Авторское право — «темный лес» для многих сочинителей — давал эксперт в этой области, юрист, председатель авторского совета авторского общества «Абырой» Темирлан Тулегенов, который если выразиться прямо, собаку съел на этой теме, через собственный, порою обжигающий опыт.

Режиссер, сценарист, продюсер Малик Зенгер, — каждый новый музыкальный видеоклип которого маленькая эпическая кинокартина, — рассказал о том пути, который проделывает любая креативная идея: от концепта до реализации ее на практике.

Музыковед, общественный деятель, журналист, педагог и креативный продюсер «Радио Classic» Раушан Джуманиязова поделилась информацией о сегодняшнем дне академического музыканта в регионе. Российский специалист, основатель консультационного бюро InSimple, лектор бизнес-школы RMA и Института звукового дизайна Алекс Николаев, уже не впервые сотрудничающий с Batyr Foundation, проконсультировал композиторов в области основ музыкального бизнеса.

Спикерами резиденции также стали PR–эксперт, преподаватель ALMAU и профессиональный коуч Erickson International Эльнора Розмут и основатель и ген. директор крупнейшей в СНГ конференции музыкальной индустрии Colisium Владимир Кравченко. Среди тем, о которых шла речь на резиденции — создание музыки для кино и видеопродуктов, организация турне и создание личного бренда. И, конечно, много времени в обеих мастерских было уделено занятиям музыкой.

Расписание составили так, чтобы у руководителей мастерских было время на индивидуальные занятия с каждым. Участники узнали о самых значимых мировых фестивалях, конкурсах, академиях, встретились с музыкантами коллектива Eegeru, и, разумеется, помузицировали, как на занятиях, так и вечером в кафе.

Фаррух Акрамов

Неделя Batyr Lab 2022 пролетела мгновенно. Узбекский участник, композитор Фаррух Акрамов так оценил ее итоги для себя: «Я не могу сказать, что я новичок, много видел, участвовал в подобных резиденциях. Но эту могу похвалить: организаторы и лекторы на высоком уровне, много полезного узнал. Потому что были освещены те сферы, с которыми мы раньше не сталкивались: например, музыкальный бизнес и авторские права. У меня был какой-то период кризиса, я перестал писать музыку и даже участвовать в подобных мероприятиях. Но после Batyr Lab, после работы с Санжаром я восстановился и твердо уверен, что пойду дальше. Даже есть конкретные планы». 

Зачем они занимаются сочинителями музыки, сформулировала Наргиз Шукенова, директор фонда им. Батырхана Шукенова, который организовал обучение:

«После каждого проекта мы много рефлексируем. Первые годы больше ориентировались на исполнителей, но там очень сложно замерить отдачу и прогресс. С недавних пор решили вкладываться в тех, кто пишет музыку. Композиторы для нас — это те, кто отвечает нашей миссии, кто создает сильную живую культурную среду. Среди тех, кто прошел конкурс и те, кто уже организовывал какие-то фестивали, и те, кто делал open-air в махале. И наша задача дать импульс таким ребятам, чтобы они потом влияли на тех, кто рядом. Мы делаем ставку на сообщество», — подытожила Наргиз.

Ждем октября, новой музыки и концерта в Алматы.

*Музыкальная резиденция для композиторов Batyr Lab» реализуется фондом имени Батырхана Шукенова и фондом Булата Утемуратова.

Статьи STEPPE

Новый сингл от исполнительницы О!нет

Новый сингл от исполнительницы О!нет

 «-20» — это новый сингл исполнительницы О!нет, ставшей популярной своим треком «Не переживай». По словам певицы, новая...

1 минута
1 минута
Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Сания Султанова — юрист в сфере интеллектуальной собственности, специализирующаяся на вопросах авторского права. Сания является...

12 минут
12 минут
Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут