Кыргызстан в коротком метре: 6 фильмов, отражающих историю страны

10 минут Жазгуль Ибраимова
Кыргызстан в коротком метре: 6 фильмов, отражающих историю страны

О короткометражном кино говорят фрагментарно и незаслуженно мало. Короткий метр как форма в основном считается тренировочным стартом для молодых и начинающих режиссеров. Однако упускается из виду тот факт, что независимо от формы и жанра, кино является индикатором времени и общественного развития. 

Короткометражные ленты наиболее ярко отражают как реалии настоящего времени, так и образ мышления, и опыт молодого поколения, которому принадлежит львиная доля короткометражных фильмов. Авторское кино как противопоставление массовой культуре с ее потребительской идеей и односторонними истинами ценно своим содержанием. 

В этом обзоре собраны картины, которые отражают историю страны.

Этот материал — отрывок из образовательного проекта Жазгуль Ибраимовой «Кыргызстан в коротком метре». Через проект автор пытается расширить дискуссию об авторских короткометражных фильмах в Кыргызстане через призму отражения времени. В работе анализируются специфика короткометражного фильма, основные тенденции и теоретические основы кино как средства коммуникации. 

1960-е: В поисках самобытности

Манасчы

режиссер: Болот Шамшиев
год: 1965
хронометраж: 18 мин 23 сек (2 части)

Фильм рассказывает о жизни Саякбая Каралаева, поэта и сказителя эпоса «Манас», последнего манасчы из плеяды великих творцов устной поэзии. Сюжет строится на документальной съемке сказителя во время живого выступления. Жизнь и личность манасчы раскрываются через органичное переплетение событий недалекого прошлого Кыргызстана с некоторыми событиями эпоса.

С одной стороны, это такой способ сторителлинга, при котором зритель пропускает фильм через себя. С другой — обращение к народному творчеству, которое воспевает величие земли, природы и народа, который пережил и преодолел трудности, соразмерные событиям, описанным в эпосе.

Тематический фокус фильма обращается одновременно как к истокам народного творчества, так и к поиску самобытности народа и ярко отражает дух шестидесятых. Эта тема красной нитью проходит в каждом втором фильме тех лет.

Еще десятью годами ранее рассматривался вопрос о запрете эпоса из-за несоответствия советской идеологии. На фоне таких событий запечатлеть манасчы на кинопленке, вероятно, было рискованно, но необходимо после вынужденной паузы. Необходимо для рефлексии о прошлом, поиска собственного происхождения и озвучивания того, о чем не скажешь в будний день. В фильме в качестве эпиграфа используются слова Рамена Роллана: «…Не прошлое воскресает в нас, а это мы отбрасываем в прошлое свою тень — наши желания, наши вопросы, наш порядок и наше смятение», что  уже дает отсылку к тому, что это не просто портретный фильм, а попытка осмысления истории, прошлого.

1970-е: В центре внимания — человек

Кнопка

режиссер: Дооронбек Садырбаев
год: 1973
хронометраж: 29 мин (3 части)

Айка — шестилетняя актриса, снимается в роли дочери. Девочка растет без отца в настоящей жизни и поэтому привязывается к актеру-папе. Тем более, для «вхождения в роль» по заданию режиссера «папа и дочь» проводят много времени вместе за пределами киноплощадки. Маленькая актриса, мамина дочка, как она сама говорит, уже «работает».

Самостоятельная, уверенная в себе девочка на кинопробах отказывается играть с кандидатом на роль отца, у которого стереотипное представление о воспитании и роли ребенка, к тому же он грубиян. Кинопробы проходит тот, кто смог подобрать подход к девочке — простотой и искренностью. Это молодой актер на старте карьеры, которому предстоит еще учиться и приобретать жизненный опыт. 

Лиричный, с ненавязчивым аудиорядом фильм точно передает настроение городской жизни того времени, на фоне строительства городов и урбанизации советских столиц. Содержательно фильм погружает зрителя в мир искренней детской жизни и призывает зрителя к соразмышлению: за частной историей взаимоотношений взрослых и детей — глобальная модель устройства отношений человека. 

«Кнопка» — рядовой телевизионный фильм для широкого зрителя, не из числа фестивальных. На мой субъективный взгляд, это один из показательных и характерных художественных фильмов того времени. Семидесятые — пик нового времени, когда строились города и многоэтажки, расцвет технологизации. Об этом говорит и место съемки, и рамочный сюжет. Так и отношения начинались строиться заново. Кризис института семьи, о котором раньше не говорили, открыто упоминается через неловкие паузы и умалчивание взрослых, а вопрос цельности жизни и полноценности отношений на фоне социальных изменений и урбанизации раскрывается через сюжетную линию.

1980-е: Стремление к мечте

Кочевье космонавта

режиссер: Шамиль Джапаров 
год: 1982
хронометраж: 16 мин 18 сек (2 части)

Фильм подробно повествует о будничной жизни на высокогорном пастбище: чабан уезжает со скотом, жена остается с домашними делами в юрте. У старшего сына Алтынбека, на вид дошкольника, другие заботы: он пробует зубную пасту на вкус, чтобы понять, как выживают космонавты, которые, по словам отца, питаются в космосе «всякими крем-пастами». Пока местная детвора играет в паровозик, Алтынбек мечтает о высоком. В мечту сына верит и мама. 

Технически этот фильм — реконструкция действительности. Документальное воспроизведение бытовой жизни на джайлоо с элементами постановки. Визуальный ряд фильма весьма информативный в контексте советских достижений. Зритель узнает, насколько в тот период технологии проникли в самые дальние уголки — не только в детскую игру в поезд или в разговоры о космосе, но это заметно и по газовой плите в юрте, радио и даже по переводному календарю.

В фильме «необычное в обычном» проскальзывает сквозь время, когда портрет и характер народа показывается не только через быт, но и через смелые мечты. И, по сути, это не отдельный факт из жизни, а атмосфера и настроение той эпохи. В шестидесятые страна только-только становилась на ноги после полувековых событий — восстание 1916 года, гражданская война, репрессии, вторая мировая — и только начала жить, устремившись к большой мечте и к новым возможностям. 

Сам фильм снят в конце так называемой «эпохи застоя» СССР и, вероятно, это вновь обращение к прошлому как в контексте самого духа того времени, так и сквозь призму возраста: в детстве нет никаких преград. Но понадобится не одно десятилетие, и мы будем возвращаться в прошлое в поисках «воли человека», его свободы мышления и смелости мечтать как бы далеко от «центра мира» он не находился. Что наиболее ярко отражается в парадоксах будней. 

1990-е: В поисках пути

Шайтан көпүрө

режиссер: Темир Бирназаров
год: 1996
хронометраж: 10 мин

Это фильм-наблюдение за жизнью одной деревни в горах, которую от «большой земли» отделяет бурная река. Жители села перебираются на другой берег с помощью самодельной навесной переправы — чертового моста. Висячий настил вмещает около шести человек одновременно. Дети идут в школу и возвращаются обратно через этот мост, по этому мосту перевозят животных и другие вещи быта. Воду местные жители берут из этой же бурной реки. 

Это обычное небольшое село и жизнь там течет в своем темпе: игрушечная машинка из глины, уроки при свете керосиновой лампы, чай из самовара, беседы за чашкой кумыса, своя «парикмахерская» и особая гармония с природой. 

Этот фильм не просто фактологическое повествование об условиях жизни отдаленного села в период начала независимости. На мой взгляд, это ряд неоднозначных вопросов перед неизвестным будущим. Навесная переправа — единственная связь села со внешним миром. Только этот чертов мост связывает или разделяет? Если это связь, то с лучшей ли жизнью? 

Утренний туман, с одной стороны, как будто бы скрывает первозданность природы и хранит, скрывает гармоничное взаимоотношение человека с природой. С другой стороны, если рассматривать с точки зрения того десятилетия, это и есть состояние полной неизвестности, но при этом продолжение и поддержание жизни без страховки. Отсутствие страховки как реалии того времени и сообщение о том, что там за мостом и здесь на этом берегу нет никаких гарантий и риски всегда существуют.

2000-е: В поисках человека 

Топ таш

режиссер: Наргиза Маматкулова 
год: 2007
хронометраж: 16 мин

Фильм о молодой девушке, которая хочет встретиться с отцом. У нее осталась только одна фотография с ним, где она еще маленькая. Дома эта тема запретная и любая попытка поговорить с мамой и узнать адрес отцовского дома — риск в очередной раз поругаться. Но на этот раз мотивацией настоять на поездке к отцовскому дому становится ее болезнь сердца. 

Получив адрес, девушка отправляется в деревню к отцу, чтобы собрать «разбросанные камни» жизни. Отсюда и название фильма, «топ таш» — это народная игра, в которой на землю бросают пять камней. Игроки по очереди собирают эти камни по установленным правилам. Правда, героиня не застанет отца в живых и не узнает, думал ли папа о ней, о них. Взамен она приобретет себе дедушку, который смастерит для нее качели, условно восполняя внучке упущенное детство с отцом.

Пластическое решение фильма сильно тяготеет к символическому наполнению. Например, контраст города и села апеллируют к внутреннему миру героини. Городской ритм со всей его скоростью и бардачностью против умиротворенности сельского ритма. И дождь как возрождение, наступление «весны». Процесс игры местной детворы как флешбек в режиме реального времени. Вероятно, закрытие гештальта, обретение потерянного, неполноценного детства.

История героини фильма отражает историю страны, которая еще недавно обрела независимость и находится на пути поиска себя, обретения собственных «разбросанных камней». И стране, и героине пришлось взрослеть на фоне разрухи после развала Союза, когда главной задачей было выживание, места и времени для размышлений о себе не оставалось, а голос для самовыражения и вовсе отсутствовал.

2010-е: Время для изменений

Өтмөк (Перегон)

режиссер: Руслан Акун
год: 2014
хронометраж: 23 мин

Айдана и Тынай вместе с отцом отправляются перегнать скот на джайлоо, где их ждет мама. По пути они встречают агитаторов (привет 2020 году), которые довольно быстро спаивают отца, выторговывают одного барашка взамен на звание «эркек» и забирают его в село для благого дела — собрать голоса односельчан за «своего» кандидата.  Дети остаются на пустыре одни с обещанием отца вернуться. Следующим утром они уже самостоятельно добираются до юрты, а по пути преодолевают ряд преград. 

Это своего рода роуд-муви, в ходе которого развивается сюжет с постепенным нарастанием. Дети соревнуются за главенство во всем, что делают. Сначала эта «детскость» — соперничество и игра. Но в нужный момент они принимают груз ответственности на себя и становятся старше — на один перегон. Решительность и храбрость Айданы, которая берет на себя ответственность за продолжение пути самостоятельно, как предчувствие смены ролей, устоявшихся парадигм.

В фильме прослеживается ряд параллельных линий, четко артикулированных автором и идеологически важных. Собирательный образ агитаторов как дежавю. Где-то мы уже видели и слышали то, что повествуется в фильме — с точностью до реплик героев, явившихся на старом москвиче с государственными поручением перед выборами: «наш человек», «подумай о будущем детей» и «тебе достанется теплое место». Риторику агитаторов мы слышали еще недавно, перед октябрьскими выборами 2020 года, и как будто услышим еще — перед любыми предстоящими выборами, если не произойдет никаких перемен.

Другая линия — это линия отца, возвращение которого так и не показывается в фильме. И это не придуманный эпизод, а четкое отражение действительности и, пожалуй, реальных цифр, статистики, что подтверждается в недетской игре Айданы и Тыная, вынужденных взрослеть на фоне распития алкоголя. Они играют в семью, где жена и муж ругаются, потому что он в очередной раз пришел пьяным. Тогда как образ мамы или женщины олицетворяет спокойствие и гармонию, которая обволакивает силой своей любви и заботы. Здесь вспоминаем образ бабушки во вступлении.

История детей — это метафора того, что переживает страна, их ровесница, которая тоже осталась без «отца», но только вот пути своего еще не нашла. Фильм целиком — одно глобальное сообщение независимой стране, которой тоже стоило бы перейти по чертову мосту на другую сторону. 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards
Партнерский

Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards

Alternativa Film Project — глобальная некоммерческая киноинициатива компании inDrive — объявляет о начале приема заявок на...

2 минуты
2 минуты
Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут
Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Собрали специальную разножанровую подборку для тех, кто не может выбрать фильм на вечер.

3 минуты
3 минуты