5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)
Помните, как в детстве мы с нетерпением ждали наступления Нового года, а потом спешили к елке, чтобы распаковать подарки? Мы...
При рассказе об авторе или книге в своих книжных подборках мы часто упоминаем, какой наградой или премией было отмечено произведение. Но не всегда понятно, что это значит — писатель-лауреат или книга в шорт-листе.
Разбираемся, каким образом устроены премии в книжном мире и зачем они нужны.
Традиция вручать награды за литературные произведения появилась еще в античности, когда древние греки вручали награды авторам трагических и комических пьес во время Дионисии — праздника в честь бога Диониса в Афинах.
Несколько дней фестиваля были посвящены постановкам трагических пьес, когда каждый из трех драматургов представлял свой набор из трех трагедий и одной сатирической пьесы. Большинство дошедших до нас греческих трагедий, включая трагедии Эсхила, Еврипида и Софокла, были исполнены в театре Диониса. Завоевать комедийную премию считалось большой честью, несмотря на убеждение, что комедии имеют второстепенное значение. Победившие драматурги получали в качестве награды венок из плюща.
Также известны Цветочные Игры в Каталонии и Валенсии, отсылающие к французским литературным состязаниям, которые проводила Академия Флоралий в Tулузе. Они проводились с 1323 по 1484 год и назывались Играми Неунывающей Науки, так как в Средневековье «Радостной Наукой» называлась поэзия.
В такие дни на месте проведения игр собирались трубадуры и поэты со всего королевства. Через несколько лет Игры обосновались в Барселоне, где под покровительством монархов проводились до конца XV века. Участники могли претендовать на награды в трёх конкурсных программах: Живой Цветок, или премия чести, вручалась за лучшую любовную поэму, Золотая Роза — за лучшую патриотическую поэму и Серебряная Фиалка — за лучшую религиозную поэму.
Большинство современных престижных премий были основаны в начале ХХ века. Старейшие премии Великобритании — Мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка и Готорнденская премия — появились в 1919 году, Пулитцеровская премия в США — в 1917 году, а Гонкуровская премия во Франции — в 1903 году.
Во второй половине ХХ века стали появляться и другие премии, востребованные читательской аудиторией. Среди их них — Букеровская премия, учрежденная в 1969 году в Великобритании.
Главная награда в области литературы — Нобелевская премия —присуждается с 1901 года наряду с четырьмя другими направлениями, среди которых физика, химия, медицина и премия мира.
У нобелевского жюри есть устав — работа, представленная на премию, должна принести максимальные блага всему человечеству, при этом произведение должно предоставлять это благо в «идеалистическом направлении». Такие ориентиры и правила есть у каждой премии.
Например, главная цель премии ФИКШН35 — широкое открытое обсуждение произведений молодых писателей, задача премии «Просветитель» — поддержка ученых и научных журналистов, рассказающих о новейших открытиях и исследованиях, а Women’s Prize For Fiction — поощрение женщин-писательниц, пишущих на английском языке.
У каждой литературной премии есть своя идея и позиция, с которой она создавалась, общие правила, которым должна соответствовать книга, претендующая на награду, и призовой фонд. У Пулитцеровской премии он составляет $15 000 за каждую номинацию и получить ее могут только авторы-американцы, чьи книги были изданы на бумаге в год вручения премии.
Самая дорогая и престижная премия — Нобелевская имеет призовой фонд размером около $1 млн. Ежегодно Шведская академия присуждает награду автору с определенной формулировкой, которая поясняет, почему в этом году выбор пал именно на него. В 2020 году этим автором стала американская поэтесса Луиза Глюк за «поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным».
Также важной деталью является то, что разные премии присуждаются за разные творческие заслуги. Если Пулитцеровскую премию вручают автору за определенную работу — роман или произведение, то Нобелевскую присуждают за совокупность творческого пути автора, а не за конкретную книгу или публикацию.
Большинство премий в течение литературного сезона, который длится с середины весны по декабрь, публикуют лонг- и шорт-листы. Это отбор, в котором длинный список сокращается чаще всего вдвое, далее из короткого списка выбирается победитель.
Система со списками премий порождает интерес аудитории и открывает пространство для дискуссий. Между объявлением длинного и короткого списка читатели успевают познакомиться с претендентами сами, а далее начинают свое обсуждение, выражают предположения, хвалят или наоборот ругают выборку.
Премия «НОС» построила свою уникальность на том, как проходит процесс определения победителя: финалисты и лауреаты премии определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и заинтересованной публики.
Списки влияют и на продажи. Нередко в книжных магазинах можно встретить отдельные выкладки с книгами из лонг- или шорт-листа определенной литературной премии. Кроме того, длительный и показательный процесс выбора книги-лауреата подогревает интерес к премии и помогает ей оставаться на слуху.
Определяющими людьми в выборе длинных, коротких списков и победителей остаются члены жюри и экспертных советов.
Cтремясь к максимальной объективности, премии часто формируют два жюри: первое — многочисленное — отбирает шорт-лист, например, в «Большой книге» жюри включает около ста человек. На финальном этапе несколько экспертов выбирают из него победителя. А в состав жюри другой премии — «Ясная Поляна» — входят известные российские писатели, критики и общественные деятели. Их авторитет призван обеспечить высокую экспертизу премии. Также у премии «Ясная Поляна» есть специальный приз «Выбор читателей», который определяется интернет-голосованием.
В 2015 году, когда Светлане Алексиевич вручили Нобелевскую премию по литературе, продажи ее книг выросли почти в шесть раз. Дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» после победы в «Большой книге» напечатали тиражом 117 тыс. экземпляров, когда первое издание книги имело тираж всего 3 тыс. экземпляров. А роман «Лавр» Евгения Водолазкина стали покупать в четыре раза чаще.
В англоязычном мире Букеровская премия неизменно вызывает взрывной рост продаж книги-победителя. В 2010 году продажи победителя «Вопроса Финклера» Говарда Джейкобсона выросли более чем в 20 раз — с 627 экземпляров за неделю до присуждения премии до 12 650 после. Похожая ситуация наблюдается и в последующие годы. В 2011 году продажи романа-победителя «Предчувствие конца» Джулиана Барнса увеличились в 7 раз — с 2 535 экземпляров до 14 534.
Основная цель премий — найти и поощрить авторов, которые внесли вклад в художественную культуру и привлекли читательское внимание. Премии нужны и книжному рынку: они подогревают интерес к книгам и стимулируют спрос среди покупателей. Читателям премии помогают сориентироваться в огромном мире современной литературы, а издательствам — понять, с кем надо подписывать контракты.
Тем не менее литературный критик Галина Юзефович утверждает, что сегодня литературные премии теряют свою значимость и влияние на книжном рынке.
По ее мнению, премии — порождение эпохи, когда все люди читали более-менее одинаково, когда существовало представление, что есть универсальные главные книги, который должен прочесть каждый. Люди следили за литературными премиями для того, чтобы знать, что читают все. В последнее десятилетие эта концепция рушится. Премии больше не является реальным отражением читательских предпочтений.
Переводчица и критик Анастасия Завозова говорит, что у книжной премии осталась одна важная функция — история праздника для читателей. Крупная литературная премия — повод читающим людям сплотиться и поговорить о книгах.
Сегодня в Казахстане не так много литературных премий. Среди них — государственная премия «Алтын тобылғы», нацеленная на поддержку, развитие и популяризацию современной казахстанской художественной литературы. В 2020 году литературная премия присуждается в номинациях «Лучшая проза года», «Лучшая поэзия года», «Лучшая драматургия года», «Лучшее детское произведение года» и специальной номинации.
Одна из немногих независимых литературных премий в стране — «Алтын қалам» — впервые была проведена в 2010 году в номинациях: «Проза года», «Поэзия года», «Научное издание года», «Деловое издание года», «Детская книга года», «Блогомания» и «Литературный перевод года». В конкурсе также были учреждены отдельные номинации: «Лучшая полиграфия года», «За достижения в области казахстанской литературы».
Часто казахстанские писатели попадают в шорт-листы зарубежных, чаще российских премий, нежели отечественных. В прошлом году казахстанская писательница Малика Атей стала финалисткой премии «Лицей», а пьесы Ольги Малышевой «База» и Нурайны Сатпаевой «Молчание баранов» вошли в лонг-лист драматургического конкурса «Большая ремарка-2019».
Из-за того, что в стране нет литературных премий и конкурсов, авторам и читательской аудитории сложно находить друг друга, а за неимением финансовой и информационной поддержки молодым литераторам приходится начинать и развивать карьеру вне Казахстана.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)