Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
«Салам, джигиты» — так обычно приветствую я своих друзей, когда мы собираемся по пятницам. Но недавно я задумался «А корректна ли такая формулировка? Ведь мы приезжаем в клуб на японских машинах, чтобы танцевать под американские песни и пить шотландские напитки. Разве такая жизнь хоть как-то похожа на то, как развлекались степные джигиты из мифов и исторических книг?»
Изучив наши национальные игры, я понял — очень похожа.
Оказалось, что суть казахского парня не особо изменилась за последние несколько веков — просто степного скакуна сменил конь железный. А желания остались те же — найти красавицу, попытать удачу, да и себя показать. В этом можно убедиться, просто сравнив народные конные игры с современными способами провести досуг.
В этой традиционной игре джигит проявляет свои навыки наездника, чтобы получить сокровенное — поцелуй. Через эту игру наездник доказывает, что он достоин руки своей возлюбленной. Для этого ему нужно догнать девушку и успеть поцеловать ее на скаку. В противном случае догонять будут уже его, а красавица подарит не поцелуй, а удары камчой. Естественно, джигиту потом придется долго терпеть подколы от друзей и знакомых.
Сейчас, чтобы заслужить поцелуй, джигит должен проявить совсем другой навык — талант танцора. К счастью, за провал уже не бьют, но отказ на танцполе порой ранит хуже любого удара. А вот количество подколов осталось неизменным. Да и про игры с плетью в наше время я тоже слышал, но это происходит уже в более интимной обстановке.
Еще одна конная игра для джигита — «Тымақ ұру». Для этой игры тымақ — национальный головной убор — надевают на шест, а всадник должен сбить его камчой.
Казалось бы, проще простого. Но есть одно обстоятельство, которое сильно мешает джигиту — у него завязаны глаза. Так что все зависит от удачи. Если игрок не сумел выполнить задачу за три попытки, то ему придется спеть, чтобы заработать возможность попробовать снова.
Помимо этого, у степных казахов был способ буквально поднять деньги — «Күміс алу». Для этой игры по полю разбрасывают мешочки с монетами, а цель всадника — добраться до финиша первым, собрав как можно больше монет по пути.
Современные джигиты тоже любят попытать удачу. Пусть шанс поставить на верную цифру в рулетке даже меньше, чем сбить тымак вслепую, настоящего джигита это не останавливает. А вот за покерным столом важно умение, так что и деньги тут можно «поднять» не меньше, чем в «Күміс алу».
Естественно, настоящему джигиту не хочется никаких салатов да овощей, ведь он — мясоед. Эта черта степного батыра также отражена в народных играх. Например, цель игры «Көкпар» — завладеть козлиной тушей. А ведь это не так просто, когда за ней охотятся все вокруг.
В «Көкпар» обычно играют две команды, и каждой нужно донести тушу до своей территории. Есть также версии игры, где каждый джигит сам за себя. Задача становится еще сложнее в игре «Тоқты алу», где нужно на скаку поймать уже живого козленка.
За козлиную тушу в наш век уже никто не борется, их на любом базаре в достатке. С другой стороны, и вкусы казахских джигитов с течением времени стали утонченнее. Сегодняшнего парня обычным куырдаком не завлечешь, ему заграничных стейков подавай. Поэтому джигиты, вместо игрищ в пыльной степи, седлают железных коней и скачут прямиком в ресторан.
Плох тот джигит, который не мечтает стать батыром. А чтобы показать, что ты достоин зваться батыром, нужно проявить свои боевые качества. Можно сделать это через «Аударыспақ» — игру, в которой побеждает тот, кто сумеет стащить с коня своего оппонента.
Есть и более жесткий вариант — «Сайыс». Это состязание на пиках, где джигиты на скаку пытаются выбить друг друга из седла. Естественно, участники надевают защитную кольчугу, а пики не имеют заостренного конца. Тем не менее, это довольно травмоопасное развлечение.
В век высоких технологий уже не обязательно рисковать здоровьем, чтобы доказать свое право называться батыром. Вместо этого джигиты выясняют отношения в виртуальной среде.
Впрочем, градус накала от этого ниже не стал, ведь желание самоутвердиться до сих пор осталось в генах. И пусть «Сайыс» уже вышел из моды, вопрос о том, чья пика длиннее, до сих пор актуален.
Еще один способ подтвердить свой статус батыра — показать, что твой конь самый быстрый. Это можно сделать, участвуя в «Бәйге» — скачках на скорость. Различают два вида таких соревнований.
«Құнан бәйге» — забег на более короткие дистанции, где участвуют двухлетние лошади. А вот «Аламан бәйге» — это настоящая проверка на выносливость, где дистанция может достигать и 50 километров. В отличие от буржуйских заграничных дерби, в казахских «Бәйге» нет ненужной элитарности. Участвовать может любой желающий, лишь бы лошадь была.
Пусть городские джигиты уже давно пересели на железных коней, страсть к адреналину в них не угасла. Поэтому даже слово «байгануть» до сих пор в обиходе. «Байгуются» в наше время уже не по степи, а на городских проспектах. Участвуют все: и таксисты на опелях, и мажоры на мерсах, и даже водители автобусов.
К сожалению, с прогрессом пришли и ограничения, поэтому за чрезмерную байгу джигита может остановить рефери — сотрудник дорожной полиции. Но и в таком случае не все потеряно. Зачастую, пойманный пытается вызвать чувство солидарности в жолполовце, ведь они оба джигиты. Тут в ход идет фраза «Қазақпыз ғой, аға». Если это не сработает, то джигиту приходится делиться частью куша, привезенного из Капчагая после «Күміс алу».
Безусловно, наши конные игры отлично отражают внутренний мир казахского джигита. Ему важно проявить себя. Показать себе и окружающим, что он достоин этого гордого звания.
Тем не менее, сравнив традиции прошлого с нынешней жизнью, становится понятно, что время тоже внесло заметные коррективы. Например, раньше после невинного поцелуя на скаку жениться надо было, а сейчас можно всю ночь процеловаться и имени не узнать.
С другой стороны, выяснять, чья пика длиннее, по-моему, лучше все-таки через видеоигры, так безопаснее. А вот байговать все-таки лучше по-старинке, и не подвергать опасности пешеходов.
Одно ясно наверняка — мясо джигит будет любить всегда.
Иллюстрации: Тима Давлетгиреев
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)