5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)
Помните, как в детстве мы с нетерпением ждали наступления Нового года, а потом спешили к елке, чтобы распаковать подарки? Мы...
Представьте себе мир, где искусство и наука сливаются в единое целое, создавая удивительные произведения, которые не просто восхищают, но и заставляют задуматься о будущем человечества. Этот мир — это современный арт-сайнс, направление, где художники и ученые работают вместе, чтобы превратить идеи в уникальные инсталляции, перформансы и цифровые произведения.
А теперь представьте себе художника, который использует не кисть и холст, а данные и алгоритмы для создания своих шедевров. Например, Рефик Анадол превращает скучные потоки информации в грандиозные цифровые полотна. Его инсталляции, такие как «Машинные галлюцинации», погружают зрителя в мир, где искусственный интеллект становится соавтором, а искусство обретает новую форму, лишенную привычных границ. Это больше, чем просто искусство — это окно в будущее, где технологии и креативность работают в коллаборации.
Вместе с независимым арт-консультантом Владиславом Слудским мы поговорили о том, что представляет собой сегодня art science. Владислав работал с Сингапурским консалтинговым агентством Metis Art Education и возглавлял Ethan Cohen Gallery в Нью-Йорке, где он организовал и со-курировал персональные и групповые выставки таких значимых художников, как Ай Вейвей, Яёи Кусама, Энди Уархол, Джон Кесслер, Гонзало Мабунда, Абудия, Моффат Такадива и Хью Хэйдан среди прочих.
Помимо кураторских проектов в галерее, Слудский также работал с Тацу Ниши, Марком Форнесом, Энрдю Роджерсом, Никитой Каданом, Николаем Кошелевым, а также рядом художников из Центральной Азии, включая Елену и Виктора Воробъевых, Александра Угая, Сауле Сулейменову, арт-группу Кызыл Трактор, а также Алмагуль Менлибаеву.
В настоящий момент Слудский является арт-консультантом в вопросах коллекционирования, перевозки и хранения произведений искусства с особым фокусом на вторичный рынок, паблик арт и казахстанских художников. Консультирует культурную программу Балийской институции Longhouse, расположенной в Nuanu City. Живет и работает в Барселоне.
Какие современные технологии оказывают наибольшее влияние на развитие art science?
Искусственный интеллект, приближающий сингулярность и способный изменить не просто форму искусства, а само наше восприятие, сенсорную рамку внутри которой мы осознаем искусство.
Произведения, которые меняются в зависимости от того, кто, как и когда на него смотрит. Примерно это сейчас происходит на выставке Пьера Юига в Венеции.
Робототехника и все, что связано с идеями пост-человека и пост-художника как в работах Джордана Вольфсона, или на выставке Artists and Robots, которую можно было посетить во время открытия EXPO.
Виртуальная и достроенная реальности, как в работах Лоурен Моффат, которая участвовала в ARTBAT FEST в 2023 году.
3D принтеры и параметрическая архитектура меняют технологии производства скульптор 一 художники вроде Аниша Капура или Джеффа Кунса могли бы стать теми, кто они есть, только в эру высокотехнологичного производства.
Появляется все больше мультидисциплинарных смежных индустрий вроде био-архитектуры, благодаря которой можно создавать как объекты индустриального дизайна, так и произведения искусства или что-то между, как делает Нери Оксман.
Как искусственный интеллект и машинное обучение могут в целом изменить подходы к созданию искусства?
Боюсь, что изменения, которые придут в нашу жизнь с усилением роли ИИ, гораздо больше просто искусства, и давать какие-то оценки происходящему сложно. Даже такие технооптимисты, как Илон Маск, выступают за контроль ИИ, а Ной Юваль Харари не упускает ни одной возможности предостеречь человечество от возможных негативных последствия усиления ИИ.
На короткой дистанции станет, вероятно, легче исследовательским арт-коллективам вроде Forensic Architecture и в целом художникам, которые работают с big data. Не думаю, что ИИ способен сделать художником каждого, это все-таки инструмент для преобразования традиционных форм искусства, чем фундаментально новый медиум.
В каких проектах интеграция науки и искусства прошла успешнее всего?
Полагаю, что первым таким проектом были объекты и зарисовки Леонардо да Винчи во времена, когда науку и искусство не сильно отделяли друг от друга. Фигура художника была ближе к фигуре ученого, чем даже сегодня.
Танк, вертолет, утроба 一 чем не art and science для XVI века? Из более недавних и тех, что посчастливилось видеть лично это Hello, Robot: Design Between Human and Machine в Vitra Foundation.
Не будем забывать, что коллектив ORTA, представлявший Казахстан в Венеции в 2022 году, располагает катушкой Теслы и технологией производства гениев 一 тоже вполне себе art and science.
Как вы видите будущее art science? Какие тенденции и технологии будут определяющими в ближайшие годы?
Меняется прежде всего дистрибьюция, особенно с приходом массовой цифровизации. Если по Вальтеру Беньямину у искусства была аура 一 его можно было наблюдать в определенном месте и контексте, то сейчас это чаще всего экран телефона в ладошке.
Не так далеко день, когда информацию можно будет напрямую транслировать в мозг через чипы, над чем активно работает Neuralink. Вероятно, появятся другие формы передачи этой информации, не вписанные в классическую евклидову геометрию, через призму которой мы воспринимаем физические объекты.
Возможно, искусство будущего 一 это про запахи, световые поля, ощущения, вкусы и другие альтернативные глазу органы чувств. Если коротко, искусство поменяется так, как поменяется мир, ведь это всего лишь форма осознания этих изменений, а не их инициатор.
Какие этические вопросы возникают при использовании новых технологий в искусстве?
Скорее всего, это степень, до которой технологии могут влиять на животный мир. Скажем, Эдуардо Кац, который через генетические мутации заставил живого кролика светиться в темноте флуоресцентным светом или тот же Пьер Юиг, у которого в аквариумах живут слепые рыбы 一 это не нравится «зеленым» и нравится искусствоведам.
Какова роль виртуальной и дополненной реальности в современном искусстве?
Это, в большей степени, рыночный механизм, чем художественный, поскольку VR и AR чаще ассоциируется с какими-то развлекательно-образовательными форматами вроде выставок оцифрованного Ван Гога или бродилок для Oculus.
Во время пандемии, когда возможности работать с физическими пространствами не было, некоторые люди обратились к онлайн форматам на таких сайтах, как Art Steps. До сих пор можно «погулять» по выставке Музей Невоображаемого, где соединяется Китайский Авангард и современное искусство Казахстана.
Так выставка, которая в реальном мире стоила бы больших финансовых, логистических и коммуникационных усилий, существует на бумаге, но имеет потенциал к реальному действию. Скорее всего, в скором будущем мы увидим, как мировые галереи используют VR/AR для продажи произведений искусства, оцифрованные картины, которые условный арт-консультант из Нью-Йорка может «примерить» дома у своего клиента в Алматы. Поскольку искусство часто является эмоциональным приобретением, подобные решения стимулируют продажи, а значит, полезны для всего рынка.
В какой степени art science может способствовать популяризации науки и технологий среди широкой аудитории?
Думаю, широкой аудитории никогда не было интересно ни то, ни другое. Историю делают, как правило, ограниченные сообщества художников и ученых, состоящие из 10-15 человек. Будь то невероятные открытия в квантовой физике или изобретение кубизма 一 это всегда несколько человек, которые друг друга знают и изобретают новые миры. А спустя время эти миры уже может разглядеть широкая аудитория.
Как новые технологии влияют на восприятие искусства и его ценность?
Есть определенная тенденция к демократизации искусства, стремление к прозрачности цен на рынке, появляются платформы-агрегаторы, где каждый может найти произведение искусства для своего комфортного бюджета и вкуса, ценностей.
Через эту же цифровизацию мы узнаем все больше художников глобального Юга, Латинской Америки, Центральной Азии и всех других сравнительно изолированных от больших рынков мест, художники которых могут, например, использовать Инстаграм.
В целом, все больше людей могут и хотят покупать искусство, мы не можем умалять роли разных цифровых платформ, танцующих вокруг фетиша обладания, символов статуса, желания рассказывать истории чьей-то отдельной жизни.
Как происходит интеграция биотехнологий и биоинженерии в art science?
Это очень живое и интересное направление, в котором уже есть свои герои и в Казахстане. Сейчас мы с несколькими художниками и партнерами готовим проект по биологической архитектуре и био-дизайну и адаптации древних знаний кочевников в современный городской контекст. Stay tuned.
Как изменился процесс творчества с появлением новых технологий, таких как блокчейн и NFT?
NFT 一 интересный способ архивировать и воспроизводить искусство, который, к сожалению, девальвировали сообщества, его же и придумавшие. На этом стремительно взлетевшем рынке уже наступила зима, поскольку в него вошло большое количество спекулятивного капитала.
Цена хорошего произведения искусства NFT, если это не ранние криптопанки или более нишевые курируемые профессионалами платформы, вроде Snark.art, не должна превышать 500 долларов. История про Beeple и многомиллионные продажи NFT вызывает только тоску, ведь за 69 миллионов долларов можно купить такое количество замечательных картин, например, Рембрандта, что говорить об этой сделке всерьез невозможно.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)