«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
Большая часть из нас привыкла запрещать детям использовать бранные слова, в переписках культурно прикрывать ключевые гласные в матах звездочкой и говорить «Извините за мой французский».
Нравится нам это или нет, но ненормативная лексика является неотъемлемой частью человеческой жизни с древних времен и точно так же, как обычный язык, имеет происхождение и свои особенности.
Данный материал был создан с целью расказать о происхождении обсценной лексики. Осторожно, в тексте присутствует ненормативная лексика!
Популярными ругательствам в казахском языке являются заимствованные из русского языка выражения, что объясняется длительной русификацией населения и многонациональностью нашей страны. На это также влияет большой процент русскоговорящего населения в стране.
В результате казахский и русский языки зачастую сливаются, дополняя друг друга, а люди привыкают понимать собеседника без переводчика и разговаривать на смешанном языке. Искаженные нужными окончаниями и подстроенные под особенности казахской фонетики, казахско-русские маты звучат легко и органично.
По мнению заместителя директора Института языкознания имени Ахмета Байтурсынова Анар Фазылжановой, главное отличие русского мата от казахского заключается в том, что среди русского населения мат могут употреблять как образованные люди, так и те, кому образования получить не удалось, а в казахоязычной среде принято, что ненормативная лексика присутствует в речи низкокультурных людей и почти никогда не встречается среди «интеллигенции».
Вся обсценная лексика по определению оскорбительна и несет в себе негативное значение, одного которого недостаточно, чтобы слово стало считаться матерным, ведь ругаться можно и культурно, используя уничижительные слова, не относящиеся к брани и за которые не так стыдно.
На формирование казахской нецензурной лексики большое влияние оказали древнетюркские языки, в которых можно встретить множество аналогов казахской брани, звучащих практически идентично.
Например, казахское слово «сігу», обозначающее секс, на кыргызском языке звучит как «сигуу», на азербайджанском — sikmək, а на турецком — sikmek. Обозначающее ягодицы слово «көт» в татарском языке звучит похоже — «күт».
Казахстанский культуролог и общественный деятель Мурат Ауэзов утверждал, что «художественный, ритмичный и бьющий прямо в цель» казахский мат считался древней традицией и особенностью кочевников степи.
Мат использовали средневековые казахские батыры в словесных поединках и акыны во время своих импровизированных выступлений, называемых айтысами. Бранные слова были особенно популярны во время групповых айтысов, где соперники пытались при помощи язвительных оскорблений и матерных слов унизить оппонента и одержать над ним победу.
Грубые нецензурные слова, обозначающие мужские и женские половые органы, — «қотақ, ам, шөпақ, тасақ» — встречаются в медицинских книгах на чагатайском языке и в старых наречиях огузов и кыпчаков.
Большая часть матерных слов любого языка обозначает мужские и женские половые органы. Объясняется это тем, что человеческая нагота и эротика в рамках культурных традиций расцениваются как нечто постыдное и смешное.
Совместив понятия о гениталиях и непристойную ругань, получили классический мат, знакомый нам всем.
Темой возникновения ненормативной лексики в казахском языке лингвисты и философы интересовались еще в 19 веке, но тогда она не нашла поддержки среди читателей и даже на сегодняшний день остается нежеланной для общества.
Одни убеждены, что вопрос не стоит внимания, а другие считают, что обсуждать брань – неуважительно по отношению к казахскому языку.
Одним из первых заговоривших о бранных словах в казахском языке был этнограф, журналист и заслуженный деятель Казахстана Акселеу Сейдимбек, написавший системный труд «Бейпіл сөздер: қазақтың эротикалық фольклоры», что в переводе означает «Матерные слова: казахский эротический фольклор». В начале 2015 года пользователь государственного сайта «Литературный портал» опубликовал отрывок книги в сети и вскоре удалил его в связи с негативной реакцией со стороны интернет-пользователей.
Сейдимбек утверждает, что до него изучением казахских матерных слов занимался лингвист-тюрколог Абубакир Диваев, который в 1900 году в Ташкенте впервые опубликовал перечень казахских матерных пословиц. Об этом упоминает Халел Досмухамедов в своем труде «Казахская народная литература» 1928 года.
Среди ученых и исследователей, уделивших внимание эротическому фольклору казахского языка были Алькей Маргулан, Бейсенбай Кенжебаев, Куандык Шангитпаев и другие.
Весной 2018 года Esil.media провели исследование, по результатам которого составили рейтинг самых матерящихся городов Казахстана.
Участниками опроса стали более 2 500 тысяч человек, каждому из которых задали всего три вопроса: использует ли человек в повседневной речи маты, как часто и выражался ли он нецензурно в день опроса.
Список самых матерящихся городов возглавил Актау, а самыми скромными и вежливыми оказались жители города Уральск.
В России историю возникновения русского мата изучают более активно — по данному запросу YouTube выдает свыше полумиллиона результатов видео, интервью, разборов и рассуждений. Ребята из подкаста Arzamas даже записали эпизод, посвященный присхождению самых запрещенных русских слов и периоду расцвета русской обесценной лексики в прошлом веке, где обсуждают, почему русские ругаются по матери и почему самые страшные термины связаны с сексом, а не с Богом.
Словесная ругань привычна для слуха многих современных людей: мы слышим ее в разговорах на улице и общественных местах, в текстах популярных исполнителей, в некоторых кинокартинах и публикациях блогеров в социальных сетях.
Считается, что употребление матерных слов является признаком маловоспитанного необразованного человека, однако многие люди сходятся во мнении, что и без мата никак не обойтись. Сферы и причины его употребления разнообразны.
По мнению философа Ребекки Роуч, целями использования нецензурной лексики являются не только оскорбления, но и выражение человеческих эмоций, снятие психологического напряжения, демонстрация пренебрежительного отношения к происходящему и прочее.
На пике злости или в моменты счастья ругань, концентрируя в себе испытуемые человеком эмоции, помогает освободиться от чувств, словесно выплеснув их наружу.
Психологи также отмечают, что для некоторых людей мат выступает способом коммуникации с людьми, состоящими в коллективе, который ценит и восхваляет нецензурную лексику. Например, в школе подростки стараются выглядеть «в теме» с ребятами постарше — попробовать алкоголь, затянуться сигаретой или ввернуть модное матершинное словечко.
Хип-хоп исполнители и медийные личности зачастую используют мат, чтобы выглядеть недоступными, скандальными и в то же время «своими» для аудитории, которая тут же подхватывает волну брани.
Пиздишь пиздишь пиздишь
Пиздишь весь движ весь движ
Бiз кулемiз аунап
Бәрiн бiлiвап
Бәрiн бiлiвап
Бiздiн вайбка шалынып жургендер копкой
Хуй его под наркотой
Әңгiменiн басы бар аягы жоккой
Э Сен уйтiп маган негiмаякой
Хули турсын тесiлiп
Сiгiль нахуй маган похуй барабер
Текст трека Bugin-Erten казахстанских исполнителей Кисло-Сладкий и Bonah
Среди нашего народа также существует негласное правило о том, что материться лучше только «при своих», когда уверен в том, что тебя не осудят. Наш мозг перестраивается удивительным образом, понимая, когда он находится в компании понимающих друзей, а когда – за столом с родственниками.
Многие используют функцию «Лучшие друзья» в Insta-stories как раз для того, чтобы дать волю искренним эмоциям, ведь перед тем, как раскрыть свою истинную натуру любителя трехэтажного мата, мы всегда прощупываем почву, чтобы опять-таки не столкнуться с осуждением.
Еще одна сфера, связанная с употреблением ненормативной лексики, это попытки партнеров разнообразить совместную интимную жизнь. Современная наука относит использование ненормативной лексики во время секса к одному из видов ролевых игр с обоюдным согласием обоих партнеров.
Некоторые считают, что непристойная брань в постели способна доставить участникам процесса удовольствие и выступить в роли катарсиса.
Практика показывает, что чем свободнее общество, тем оно меньше использует ненормативную лексику в сексуальной жизни. Если же в обществе существует много запретов и табуирована тема секса, то единственной отдушиной людей являются занятия сексом с использованием матов.
Казахский мат практически не упоминается в литературе и СМИ, однако широко распространен в повседневной жизни среди людей и активно используется в музыкальном творчестве.
Ситуация может измениться: осенью в Министерстве культуры и спорта заявили, что согласно изменениям, внесенным в законодательные акты РК по вопросам культуры, организаторы мероприятий будут нести ответственность за поведение артистов на сцене, в том числе и следить за употреблением нецензурной лексики и подбором репертуара с бранными словами.
По закону, нецензурная брань относится к мелкому хулиганству, потому что нарушает общественную нравственность и создает обстановку, благоприятную для возникновения антиобщественных движений.
Согласно 434 статье Кодекса РК об административных нарушениях, мелкое хулиганство предусматривает штраф либо арест сроком до десяти суток. По статье 130 Уголовного Кодекса РК также существует наказание за оскорбление личности — административный штраф, общественные работы сроком до 120 часов либо привлечение к исправительным работам на срок до шести месяцев.
Произошедший недавно инцидент, во время которого вратарь казахстанской женской сборной по футболу, пропустив мяч, выдала порцию отборного русского мата, показывает, что люди чувствительно относятся к звукам ненормативной лексики в общественных местах несмотря на то, что встретить сейчас никогда не использующего бранные слова человека — большая редкость.
Согласно принципам ислама, от употребления нецензурной лексики и обсуждения сплетен следует отказаться.
Приверженцы христианства солидарны с мусульманами, считая, что сквернословие — это поклонение бесовским силам. Церковь убеждена, что, употребляя ненормативную лексику, человек оскорбляет не только окружающих и себя, но и Бога. Со временем сквернословие превращается в зависимость.
Религиозные последователи утверждают, что бранные слова отрицательно влияют на человека, даже когда он их слышит или читает, но не употребляет, потому что в этот момент внутри человека разрушается чувство стыда, необходимое для предотвращения греха.
Если верить язычникам, то, произнося бранные слова, человек, сам того не желая, призывает сатану и участвует в дьявольских играх.
«Грязная» лексика присутствует в каждом языке, а ее особенности зависят от диалектов народа и культурных особенностей. Чем язык богаче, тем больше людей на нем говорят и матерятся.
Казахский мат крепко переплелся с русским языком, войдя в привычку большей части населения нашей страны. Изменения, происходящие в одном языке, неизменно оказывают влияние на второй.
Особенностью русского мата также является постоянное обновление, образование новых слов путем использования приставок, суффиксов и других морфем. К образованному новому мату добавляют звучное казахское окончание и новое слово в казахской нецензурной лексике готово.
Область мата включает в себя самые странные языки, нарушающие любые правила. Каждое знаменательное слово несет в себе первоначальное значение, которое со временем меняется и усложняется.
Контексты употребления таких слов показывают, что для создания мата используют абсолютно разные предметы и явления, список которых неограничен. Иногда значения таких объектов можно сформулировать лишь на абстрактном уровне.
Наибольшее влияние на распространение ненормативной лексики оказало появление электронных коммуникаций и внедрение интернета.
Благодаря печатному тексту стало возможно любым способом коверкать слова, использовать маты и ругаться самым неприемлемым ранее образом, прикрываясь фейковой страницей и не загоняя себя в рамки.
Часть людей занимает позицию против использования мата, всячески стараясь его пресекать, ссылаясь на то, что уровень культуры людей благодаря ненормативной лексике неизменно снижается. Однако лингвисты не могут не заметить того, что язык не вытесняет мат, а, наоборот, сохраняет и развивает его.
Благодаря образованию новых бранных слов язык имеет возможность процветать и обновляться. Но употребление ненормативной лексики остается личным делом каждого.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)