Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Кочевой образ жизни и стиль традиционного жилища казахов определил использование в качестве сырья доступный, экологичный, легкий по весу и не хрупкий материал — дерево. Из него казахи изготавливали значительную часть предметов быта — от мебели, посуды до деталей вооружения и транспортных средств вплоть до второй половины ХIХ века. Как правило, для предметов мебели использовали лиственницу, для посуды — тополь и березу вместе с корневой системой, а для остова юрты — сосну. Местные мастера традиционно владели пилением, гравировкой и резьбой.
В ХIХ-начале ХХ веков из бревен строили стационарные зимние и осенне-весенние жилища в форме юрты — «тошала», полуквадратной формы — «аил агаш» или прямоугольной — «дукен».
Мебель в кочевом быту использовали в минимальном количестве, однако оформляли ее качественно и со вкусом, придавая этому особый смысл. Чаще всего мебель кочевников была разборной и удобной для транспортировки. Кочевники верили, что новые предметы обихода необходимо украшать «магическими» узорами. Считалось, что тогда они будут не только хорошо служить, но и способствовать благоприятной атмосфере в доме.
В традиционной казахской юрте в центре устанавливался стол круглой формы на низких ножках. В земледельческих районах использовались преимущественно прямоугольные столы, которые в ХХ веке стали снабжаться выдвижным ящиком для столовых приборов. В традиционном быту этого же времени встречались этажерки, появившиеся в результате влияния русской культуры. Такие виды мебели, как кровать, большие и маленькие сундуки, лари для хранения продуктов, посудные шкафы были популярны до 1970-х годов из-за дефицита и дороговизны фабричной мебели.
источник: etnografiavko.kz
Большинство традиционной мебели было с ножками, которые защищали предметы от сырости. Исключение составляли сундуки, которые изготавливались из соснового дерева. Их кочевники ставили на почетное место — төр. Сундуки могли быть разных размеров и предназначались для хранения предметов. Маленькие сундуки декоровали посеребренным металлом, в качестве инкрустации использовали резную кость, для украшения — серебро и перламутр. На крышке закрытого сундука раскладывали корпе, подушки и текстильные покрывала.
Сегодня сундуки изготавливают вручную, украшают и передают как часть приданого девушки.
источник: wikipedia
В быту кочевники использовали разборные кровати, которые можно было раскладывать в ширину по мере необходимости. У зажиточных казахов кровати отличались большим размером и дороговизной отделки и декора.
Считалось, что вешалка для одежды — «адалбакан» — имела магическую силу. По народным поверьям, она сохраняла в доме порядок. Запрещалось дарить использованную вешалку. Кроме того, через нее нельзя было перешагивать или ронять — это «отпугивало» богатство и удачу.
источник: nomad-kazakhstan
Ящики для хранения продуктов с открывающейся крышкой и ножками — «кебеже» — изготавливали из березы. В качестве вентиляционных отверстий служили нижние и задние части емкости. Такая система позволяла продуктам дольше оставаться свежими. В повседневной жизни использовалось два вида ящиков: один для хранения мяса, масла и молочных продуктов, другой — для хранения скоропортящихся продуктов. В некоторых поселениях до сих пор используют морозильные лари.
источник:nomad-kazakhstan
Посудный шкаф — «асадал» — встречался в домах жителей Центральной и Восточной части Казахстана. Такие шкафы бывают нескольких видов: на низких ножках и на высоких.
источник: astau.kz
Казахи занимались инкрустацией и аппликацией предметов быта костью. Эта технология применялась преимущественно в центральной и восточной частях нашей страны. Чтобы усилить прочность костей, мастера кипятили кости в специальном отваре с конским жиром и оставляли их там на некоторое время. Затем шлифовали кость песком, а края обтачивали с помощью стекла.
Если в доме появлялась новая мебель, хозяйка звала близких женщин на чай. Гостьи по традиции клали в сундук свои подарки. Например, отрезы тканей, которые потом можно было использовать в быту или подарить другому. Также в сундук гостьи сыпали серебряные монеты, приговаривая: «пусть сундук постоянно наполняется серебром». Гости, в свою очередь, получали от хозяйки подарки. Самые щедрые могли преподнести в дар барана.
Казахи никогда не дарили чужим людям старую мебель. Считалось, что с этими предметами из дома уходит достаток. Её можно было передавать только женатым сыновьям, дочерям же доставались новые изделия.
В советское время купить модный шкаф или кухонный гарнитур удавалось не всем. Типичный для того период интерьер составляли настенные ковры, люстры с висячими кристаллами, кружевные скатерти и иногда трехстворчатое зеркало — трельяж. Сложно сказать, когда именно исчезли из обихода работы местных ремесленников, но одно можно сказать точно — были ремесленники, которые ездили по аулам и встречались с мастерами-аксакалами, которые делились старинными способами обработки кожи, дерева, металла.
Среди казахских мастеров ХХ века следует выделить имя Даркембая Шокпарулы. В советское время, когда исчезало казахское ремесло, Даркембай-уста — потомственный ремесленник — открыл свою школу. Он часто экспериментировал и изготавливал казахские инструменты, украшения т предметы быта.
Сейчас тренд на использование национального колорита в интерьере постепенно укрепляет позиции. Кто-то строит кухню-чайхану с удобным топчаном, другие устанавливают сложные потолки, грани которых покрыты замшей и тесьмой, а третьи — покупают деревянные кесе и астау.
О том, как может выглядеть современная мебель с казахскими мотивами, мы узнали у Айданы Еримбет — художницы, автора проекта Lunagrosh и основательницы дизайн-бюро Yerimbetdesign.
«Любой дизайнер — это независимый художник. Он отражает видение традиций через призму опыта и мировоззрения. На основе изученных книг и материалов стараюсь создать уникальные предметы интерьера. В Астане я реализовала несколько проектов ресторанов в этно-стиле, среди них реставрация VIP-номеров гостиницы Jumbaktas, интерьер кафетерия For You by Qazaq Gourmet», — рассказывает Айдана.
«Во всех моих этно-интерьерах шанырак висит на потолке, — говорит девушка. — Шанырак имеет огромное значение и я часто использую его в качестве потолочной инсталляции».
Помимо интерьеров, Айдана хотела создать то, что отражало бы ее в контексте истории, культуры и имело бы глубокий смысл. Так, в 2020 году она основала арт-проект Lunagrosh, в рамках которого создает предметы интерьера в национальном стиле. Сейчас в коллекции 14 предметов.
Деревянный поднос Jibek Joly имитирует путь каравана по пустыне и символизирует блеск струящегося шелка. Ультрамариновые емкости — это купола, отражающие особенности архитектуры городов средней Азии и арабского мира. А идея создания кресла Lashyn пришла после прочтения повести «Гибель Борзого» Мухтара Магауина. Ведь смерть тазы — это не просто смерть собаки, смерть борзого сопоставлена со смертью казахских традиций, культуры и нации.
Кочевой образ жизни определил стиль казахского интерьера. Мебель была универсальной и встраиваемой и в минималистические, и неоклассические интерьеры, но несла глубокий смысл. Хочется, чтобы о наших композициях узнавали за рубежом, а сами казахстанцы больше ценили физическое наследие.
Еще больше материалов о культуре и традициях казахского народа в серии материалов «Степное эхо».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)