«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
Согласно исследованию Edison Research, в США около 104 миллионов слушателей подкастов, 212 миллионов американцев слышали о них, а 155 миллионов слушали подкасты хотя бы раз в жизни.
В Великобритании 15,6 миллионов активных слушателей подкастов, а в России это каждый пятый житель страны.В Казахстане подкасты появились относительно недавно, но также, как и во всём мире, набирают популярность.
Подкаст — это вещание. Понятие появилось из сочетания слов iPod и broadcasting. То есть подкасты — это вещание в стиле радио и телепередач, которые транслируются в формате аудио или видео.
Впервые этот термин использовал британский журналист Бен Хаммерсли в 2004 году в статье «Звуковая революция» для The Guardian.
Если оглядываться назад, всё это кажется совершенно очевидным: MP3-плееры в карманах, программное обеспечение для производства звука, стоящее дёшево или вообще бесплатное, веб-журналы для определённой части интернета — все эти ингредиенты для нового бума любительского радио уже в наличии. Что это — аудиоблогинг, подкастинг или партизанские СМИ?
Среди основных причин роста популярности подкастов эксперты называют появление на рынке подкастов крупных медиа и брендов.
Одними из первых медиа, кто стал развивать подкасты среди русскоязычной аудитории, стала «Медуза». Сейчас издание выпускает 12 подкастов на разные темы — от литературы и кинематографа до материнства и финансовой грамотности.
Количество скачиваний всех подкастов «Медузы» с 2017 до 2019 года выросло с 730 тысяч до 22 миллионов, а самые популярные подкасты за прошлый 2019 год — «Текст недели», «Книжный базар» и «Сперва роди» — собрали более 1,2 млн прослушиваний и имеют 82% дослушиваемости.
Уже сформированная, лояльная аудитория издания выделяет для себя новый формат потребления контента и постепенно привносит в свою рутину прослушивание подкастов. Кроме того, ресурсы изданий, радио и телеканалов позволяют изначально производить качественный контент с точки зрения содержания и технической подготовки.
Улучшение качества подкастов также способствует росту аудитории и формированию индустрии. Среди таких проектов подкасты просветительского сайта «Полка», сервиса «Кинопоиск», радио «Маяк», подкасты от BBC или The Guardian.
Подкасты можно слушать в любое удобное время, на любой платформе и в большинстве случаев бесплатно. То есть это контент по требованию, когда пользователь сам выстраивает для себя инфопространство.
Подкаст — это медиа «интимной» коммуникации.
Между ведущим и слушателем складывается некая химия и создается ощущение, что подкастер общается со слушателем лично, делится сокровенным, а значит ему можно доверять как другу. Такая аудиообстановка значительно повышает вовлеченность слушателей в каждый выпуск.
Подкастинг не требует лицензирования частоты, в отличие от радиовещания, и доступен в любое время без привязки к сетке вещания. Слушать подкасты можно как в режиме онлайн, так и офлайн, что значительно упрощает жизнь в ситуации «нет сети». Наконец, большим преимуществом является то, что за скачивание программы и подписку на каналы не нужно платить, а все функции здесь абсолютно бесплатны. Низкий порог входа, отсутствие запретных тем и простор для экспериментов с форматами также являются привлекательными чертами подкастов.
Основной способ слушать подкасты — приложения на смартфонах. По данным Music Oomph, 49% пользователей слушают подкасты дома, 22% — во время вождения, 11% — параллельно работе, 4% — на тренировках и в поездках на общественном транспорте, 7% — при других обстоятельствах.
Основная часть любителей подкастов — миллениалы. Люди в возрасте от 25 до 34 составляют 28% от общего числа слушателей подкастов.
Затем идет возрастная группа от 34 до 44 лет, которая составляет 21% аудитории подкастов, при этом 68% слушателей имеют степень магистра, а 56% — бакалавра, оставшиеся 45% имеют среднее специальное образование.
Данные Brand Analytics показывают, что несмотря на разнообразие площадок и приложений, чаще всего русскоязычные пользователи упоминают в качестве источника подкастов YouTube. Эта платформа встречается в 26% сообщений по теме. Далее у русскоязычных пользователей следует SoundCloud с 15%, Apple Podcasts и подкасты Вконтакте с показателем в 14%.
В Казахстане есть подкасты про науку, быт, воспитание, в том числе и на казахском языке — подкасты Ларисы Пак, Марины Шариповой, feyaperizat, DRT PODCAST, ZAMANDAS podcast, Радио «Салем, сосед» и другие.
Некоторые из них создаются на основе темы, другие — на популярности гостей. «Когда цель подкаста — популярность, это заметно. В них популярные гости, которых любит аудитория, но ты смотришь и понимаешь, что разговор получился поверхностным», — говорит Дархан Тугелбаев, ведущий Neon Jersey Podcast.
Целью своих подкастов Дархан видит работу с сообществами и осознание того, какое значение они имеют для Казахстана. «В подкасте мы приглашаем разных людей из этих сообществ и пытаемся разобраться в том, чем они интересуются», — говорит он.
Хочется показать, насколько интересными и деятельными могут быть комьюнити в Казахстане. Наша развлекательная культура пока остановилась на уровне вайнов и музыки, а хочется чего-то большего. Подкаст в этом случае может выступать в роли нативной формы обсуждения со смыслом.
Согласно опросу Яндекс.Музыки, формат подкастов нравится 69% опрошенных, причем больше всего слушателей привлекает формат «кухонного разговора». 20% отметили, что им нравится, когда ведущие и гости не стесняются в выражениях.
«Когда рассказываешь тему один, это очень интересно — ты вещаешь свои мысли. В таком случае стоит быть блогером, ученым или специалистом в определенной сфере, так подкаст для тебя — один из каналов коммуникации, когда ты можешь донести сложную и объемную мысль. В случаях, если у вас на руках есть текст, вы даже можете зачитывать оттуда некоторые важные моменты.
Самый сложный формат — когда собеседников двое, потому что вам нужно смотреть друг другу в глаза, готовиться к диалогу. Ты слушаешь гостя — гость слушает тебя.
Когда вы пишете втроем — это наиболее интересный формат. Мне повезло отыграть несколько спектаклей с актерами из ARTиШОКа. Они делают упражнения во время совместной разминки, когда прикасаются друг к другу, чтобы довериться. Когда ты преодолел этот момент, дистанция сокращается и вы садитесь писать, может быть, не как друзья, но уже как единомышленники», — говорит подкастер.
Согласно данным Discoverpods, 32,3% подкастеров работают в течение примерно 1–3 лет, 12,9% из них были активны от 6 месяцев до 1 года, а 17,2% являются настоящими новичками с менее чем 6 месяцами работы.
«Я часто видел людей, которые отсняли 9-10 выпусков и поняли, что особых денег подкасты не принесут, поэтому бросают начатое. Как, например, Rashev Podcast или Digistan. Наступает момент, когда ты понимаешь, что обратная связь пришла, подкаст занял свою нишу, но в долгосрочной перспективе проект не получит развития», — говорит Дархан.
«Нужно делать перерыв. Идеальный метод — раз в неделю или две недели, но если реже, то люди просто забудут, что ты делаешь. Чтобы не бросить, нужен подход как в сериалах: ты снимаешь 12 выпусков, делаешь первый сезон, закрываешь его, берешь перерыв на месяц на осмысление, а затем готовишься ко второму рывку», — считает Дархан.
По словам Дархана, есть несколько методов монетизации: патроны, реклама на YouTube, интеграции в рубрики, размещение спонсорской информации и офлайн-форматы.
По данным Slideshare.net, 86,5% пользователей говорят, что слушают рекламу во время подкастов, а 55,6% приобрели продукт, о котором узнали из рекламы подкаста.
В 2018 году маркетологи потратили 479 миллионов долларов на рекламу подкастов в США, что на 53% больше по сравнению с 314 миллионами долларов в 2017 году.
По мнению Алии Темиргалиевой, старшего руководителя проектов PBN Hill+Knowlton Strategies, сегодня в Казахстане наблюдается постепенное развитие этого направления: растет как количество самих подкастов, их тематик и направлений, так и их качество.
«Хотя на данный момент в Казахстане больших коллабораций в аудиоформате пока нет, мы видим интерес глобальных брендов, в том числе и среди наших клиентов, к казахстанским подкастам и уверены, что в ближайшее время этот интерес трансформируется в коммерческие проекты».
Еще один вариант монетизации, о котором говорил Дархан — запись подкаста во время офлайн события. «Запись в офлайне работает, когда очень интересный гость, либо есть элемент юмора. Так мы провели лайв-подкаст со стендаперами на тему «Неудобно» и получили прибыль, которая покрыла организационные расходы», — говорит Дархан.
Рекламодателям стоит обратить внимание на подкасты, потому что это дополнительный способ восприятия информации и способ обьяснить, чем же прекрасен твой продукт, когда в мире все быстротечно.
Дархан рассказал о пунктах, на которые нужно обратить внимание, когда ты садишься за создание подкаста.
Со временем мы поняли, чтобы подкаст получился хорошим следует писать «облака» — перечень тем, на которые хочется поговорить с гостем, и «мосты» — истории, которые связуют облака. При этом многое зависит и от харизмы ведущего. Это может быть отыграно шуткой или анекдотом, а можно без мостов переключаться сразу с темы на тему.
Зрители это сразу подмечают и оставляют комментарии о том, что ведущий не умеет слушать и перебивает. Иногда это нужно для того, чтобы добавить перчинку или ужалить в нужный момент, но подписчикам это не нравится. Слушатель приходит ради гостя и хочет услышать его мысли.
Минимальный набор для подкастера: микрофон, аудиокарта и мониторы. Аудиокарта транслирует сигнал в компьютер, а мониторы позволяют следить за уровнем громкости спикеров и в целом за процессом.
Если пойти в студию звукозаписи, условно, ты платишь 4-6 тыс тенге в час и получаешь аудиодорожку. Туда можно прийти с гостем и записать выпуск на несколько микрофонов.
Оборудование. Конечно, хочется закупить сразу качественное оборудование, но тут может помочь OLX или та же барахолка, а дальше предстоит этап тестирования. Есть множество микрофонов, инвентаря, аудиокарт для подкастов, которые не уступают по качеству более дорогостоящему оборудованию. На хорошее оборудование на 4 человек, без студии и ноутбука, может понадобиться около 80 тыс тенге.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)