Шесть заблуждений в истории Казахстана
История Казахстана, как и любой другой страны, обременена множеством мифов и недопонимания. Эти заблуждения могут возникать...
Основоположник музыкальной династии — композитор, дирижер, домбрист Нургиса Атабаевич Тлендиев.
Нургиса Тлендиев — выдающийся композитор, дирижер и виртуозный исполнитель, который оставил неизгладимый след в казахской музыкальной культуре. Он родился в ауле Шиликимер, окончил дирижерский факультет Московской консерватории. В течение своей карьеры Нургиса Тлендиев занимал важные посты, включая главного дирижера Казахского театра оперы и балета имени Абая (1953-1961 гг.), Казахского государственного Академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы (1961-1964 гг.) и оркестра народных инструментов «Отырар сазы», который сам организовал (1981-1998 гг.).
Нургиса Тлендиев является народным артистом СССР и обладателем Государственной премии Республики Казахстан. В 1998 году он был удостоен звания «Халык каһарманы» по указу Президента РК. Его творчество охватывает более 500 музыкальных произведений различных жанров, таких как песни, кюи, романсы, увертюры, поэмы, кантаты, оперы, балеты и другие. Музыка Нургисы Тлендиева отличается насыщенным национальным колоритом и неповторимым стилем, что придает ей особую популярность и любовь среди слушателей. Его музыка прочно вошла в классику казахской сцены и экрана, звуча в пьесах М. Ауэзова, Ш. Айманова, Т. Ахтанова, А. Тажибаева, а также в фильмах, таких как «Кыз Жібек», «Килы кезен», «Менің атым Қожа», а также в мультфильмах.
Нургиса Тлендиев был не только виртуозным исполнителем, но и глубоко познавшим музыку своего времени композитором. Он всегда вдохновлялся искусством импровизации и вкладывал всю силу и энергию своего пламенного вдохновения в оркестр. Творческий язык и мысли Нургисы Тлендиева находят понимание и признание в народе.
У Нургисы Тлендиева родилось две дочери — Сауле и Динара (Динзухра). Вторая пошла по стопам великого отца и стала дирижером. Динара получила звание Заслуженного деятеля Республики Казахстан. В 2008 году она успешно окончила факультет дирижирования Казахской национальной консерватории имени Курмангазы по специальности «дирижер оркестра народных инструментов и преподаватель». Во время своего обучения она работала в классе народного артиста Казахстана, лауреата государственной премии Республики Казахстан, профессора Толепбергена Абдрашева. Её дипломная работа была выполнена с оркестром «Отырар Сазы» и успешно защищена на высшем уровне.
С 2009 года является Художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического фольклорно-этнографического оркестра им. Нургисы Тлендиева «Отырар сазы». Узнать больше о Динаре Тлендиевой можно тут.
Основоположник династии — Ахмет Куанович Жубанов. Он был выдающимся музыковедом, композитором, дирижером, народным артистом Казахской ССР. Ахмет Жубанов стал основателем оркестра имени Курмангазы, который также занимал должность первого дирижера и художественного руководителя. Он был одним из первых членов Союза композиторов республики и внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры.
Важным аспектом продуктивной деятельности Ахмета Жубанова является его организационная работа по подготовке национальных кадров. Он многие годы руководил кафедрой казахских народных инструментов в Алма-Атинской Государственной консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Множество известных музыкантов, которые сегодня признаны, являются воспитанниками Ахмета Жубанова, среди которых Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров и многие другие.
Преемницей музыкальных традиций семьи стала Газиза Жубанова. Ее по праву можно назвать лидером композиторской школы Казахстана. Она вносит значительный вклад в современную казахскую музыкальную культуру через свою научную, педагогическую и общественную деятельность. Основы музыкального воспитания были заложены ее отцом, академиком Ахметом Жубановым, одним из основоположников казахской советской музыки. Самостоятельное музыкальное мышление формировалось в годы учебы в Московской консерватории (1949-1957 гг.) после окончания училища имени Гнесиных (1945-1949 гг.). Интенсивные творческие эксперименты нашли свое отражение в написании Скрипичного концерта (1958 гг.), который стал открытием новой страницы в истории этого жанра в республике. Это произведение является показательным, так как в нем ярко проявляется концепция всего последующего творчества Газизы Жубановой: отзыв на вечные вопросы существования, духовную жизнь, которые преломляются через призму современного музыкального языка в органичном сочетании с художественным переосмыслением традиционного музыкального наследия.
У Газизы и ее супруга Азербайжана Мамбетова родилось пятеро детей, однако не все связали свою жизнь с музыкой. Дочери Дина и Алия стали пианистками. Дина стала первой исполнительницей и интерпретатором произведений «Соната-фантазия» и «Миражи» ее матери. Внуки Газизы также пошли по стопам знаменитой бабушки и стали пианистами.
Шамши Калдаяков — основоположник великой музыкальной династии. Его отец Анапия был кузнецом, но обладал отменным музыкальным слухом и владел несколькими музыкальными инструментами. Кроме того, он был акыном-самородком, поэтому мальчик рос в творческой атмосфере. Мама Шамши обладала голосом, а сам будущий композитор с детства освоил игру на мандолине. Музыка повсеместно сопровождала Шамши Калдаякова с самого детства. Свои первые музыкальные произведения Шамши сочинил еще в юношеские годы. Одно из самых выдающихся своих произведений — «Менің Қазақстаным» — он написал в возрасте двадцати шести лет. Чуть позже она станет главной песней Казахстана на последующие восемнадцать лет.
Супругой Шамши Калдаякова стала Жамиля. У пары родилось двое сыновей, и оба пошли по его стопам. Старший сын Мухтар был дирижером, а младший Шалкар — пианистом. Мухтар получил образование в Государственной консерватории имени Курмангазы по специальности оперно-симфоническое дирижирование. Он также стал стипендиатом Президентской стипендии «Болашак». В течение 1996-1998 годов он проходил обучение в Международном институте английского языка в Нью-Йорке. В 2000 году он совершил стажировку в Великобритании по специальности «Арт-менеджмент и в Римской консерватории по специальности дирижирование».
Он имеет опыт работы в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, Республиканской средней специальной музыкальной школе имени К. Байсеитовой для одаренных детей и Казахском национальном академическом оркестре имени Абая. Супруга Мухтара Ботагоз активно сохраняет наследие музыкальной династии и ведет в Инстаграме официальную страницу, посвященную семье Калдаяковых. Двое из трех детей Мухтара посещают занятия в музыкальной школе.
Мурат Ахмадиев — актёр театра и кино, основатель и руководитель группы «Яшлык». Его отцом был народный артист Узбекистана — Ахмиди Абдирим. В 1961 года семья эмигрировала в Казахстан. Мурат Ахмадиев снимался в кино: получил роль в фильме Шакена Айманова «Земля отцов». В 1975 году Мурат окончил консерваторию имени Курмангазы по «хоровому дирижированию». Его супруга Гульбахрам Турдиева была артисткой балета и работала в Государственном республиканском уйгурском театре музыкальной комедии имени Кужамьярова. У пары родилось пятеро детей: Дильназ, Малика, Дильшат, Абдрим, Диас.
Дильназ Ахмадиева стала продолжательницей династий двух артистических семей. Первый артистический дебют Дильназ состоялся в четырехлетнем возрасте: девочка приняла участие в съемках фильма «Волшебное яблоко». Актерская карьера Дильназ также сложилась успешно: она снялась в проекте «Кочевник», а также завершила курсы актерского мастерства в Голливуде. Чуть позже Дильназ навсегда связала свою жизнь с музыкой. Была солисткой Республиканского Уйгурского театра, выпустила альбом «Любовью задеты», снялась в клипах «Золотой», «Может однажды», «Ты меня больше не увидишь».
Ермек Серкебаев — основоположник музыкальной династии Серкебаевых, родился в Петропавловске, но в 1937 году вместе с семьей переехал в Алматы. Окончил музыкальное училище имени Чайковского по классу скрипки, а также Казахскую консерваторию имени Курмангазы по классу пения. Был солистом театра оперы и балета имени Абая. Имя Ермека Серкебаева было известно далеко за пределами Казахстана: он часто выступал с гастрольной программой в таких странах, как Швейцария, Франция, Бельгия, Финляндия. В конце восьмидесятых годов возглавил Союз музыкальных деятелей Казахстана.
Старший сын Ермека — Алмас — продолжил дело отца и стал заслуженным деятелем искусств Казахской ССР. В нулевых переехал вместе с семьей в Соединенные Штаты Америки. Другой, не менее известный сын Ермека, — Байгали Серкебаев, является одним из основателей поп-группы «А-студио». На сегодняшний день Байгали Серкебаев, известный музыкант и бывший участник группы «A-Studio», активно занимается продюсированием своего собственного коллектива «A’Studio», а также The Jigits и других артистов. В начале 1990-х годов режиссером Алексеем Берковичем был снят музыкальный фильм «Джулия», в котором участвовали сами музыканты из группы «А-Студио». Этот фильм стал интересным проектом, добавляющим разнообразие в искусство музыкантов и позволяющим им раскрыть свои творческие возможности на экране.
Брат Ермека — Мурат Серкебаев — тоже связал свою творческую жизнь с музыкой. Он стал скрипачом, дирижером, руководителем камерного оркестра Гостелерадио РК, получил звание народного артиста Республики Казахстан. Жамиля Серкебаева — дочь Мурата Серкебаева, известная казахстанская скрипачка. Ее уникальное звучание инструмента привлекло внимание и оценку ведущих музыкальных экспертов. Она достигла призовых мест на престижном международном фестивале в Монте-Карло, подтверждая свою выдающуюся музыкальную степень. Жамиля также является членом ассоциации исполнителей джаза в Америке, где ее талант и стиль признаются и ценятся, особенно в Нью-Йорке.
Основоположник музыкальной династии Кажгалиевых — Шамгон Кажгалиев .Он был дирижером, домбристом, народным артистом СССР. Шамгон Кажгалиев — талантливый художественный руководитель и главный дирижер Казахского государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы, который взял на себя руководство оркестром после основателя Ахмета Жубанова. В 1953 году на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в румынском Бухаресте оркестр достиг высшей отметки — золотой медали.
Шамгон Кажгалиев, как дирижер и организатор, проявил высокий профессионализм, который позволил значительно расширить репертуар оркестра. Благодаря его усилиям, оркестр более глубоко изучал национальную музыкальную классику, включая произведения таких выдающихся народных композиторов, как Курмангазы, Даулеткереев, Дина Нурпеисова и Сугур. Оркестр под его руководством привлекал талантливых музыкантов и сформировал самую выдающуюся музыкально-народную элиту Казахстана, включая Дину Нурпеисову и Майру Мухамед-кызы.
У Шамгона родилось пятеро детей: трое из них связали свою жизнь с музыкой. Дочь стала пианисткой, сын Тлес стал пианистом и композитором, а другой сын — Нарын — пианистом и лауреатом многочисленных музыкальных конкурсов.
Тлес Кажгалиев — один из самых главных потомком Кажгалиева-старшего. Он создавал музыку для таких фильмов, как «Мой дом на зеленых холмах», «Боярышник» и так далее. Оркестровые произведения Шамгона Кажгалиева исполняются в различных странах мира. Например, Королевский филармонический оркестр Лондона под управлением Мариуса Стравинского включил его композицию «Кыз куу» в программу концерта, посвященного 16-летию независимости Казахстана, который состоялся 9 декабря 2007 года.
Творческое наследие Шамгона Кажгалиева, обладающего блестящим образованием, полученным в Московской консерватории, обогатило казахскую профессиональную музыку. Оно является визитной карточкой национальной симфонической и камерной музыки, исполняемой в Европе и Америке. Музыка Кажгалиева всегда вызывает интерес и получает высокую оценку западных слушателей, которые часто ожидают от Казахстана только «экзотического» фольклора или интерпретаций всемирно известной классической музыки.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)