Что такое театральные читки и почему пора их полюбить
Читка пьесы — это такой формат современного театра, когда зрителю представляют текст новой (чаще всего) пьесы. В самом простом варианте актеры просто сидят на стульях и читают для зрителя с листа. Драматург, продюсер и куратор премии STEPPE AWARDS Ольга Малышева рассуждает, почему читки могут быть интересны любому зрителю.
Читки на зрителя еще иногда называют ридингами, чтобы не путать два понятия, которые называются одним и тем же словом. Есть читка как отдельный жанр — о нем мы сегодня и говорим. Есть читка как часть процесса работы над спектаклем: в театре это называется «застольный период»: просто факт для общего развития, в этом тексте такая читка — не в фокусе нашего интереса.
Как правило, читки — это фестивальный формат. Именно читками обычно заканчиваются фестивали и конкурсы современной драматургии.
Самые известные в Алматы — фестиваль современной драматургии Драма.KZ, который проходит раз в год на четырех разных площадках, и драмарафоны — микрофестивали коротких пьес, которые в пространстве Трансформа устраивают 2-3 раза в год.
Но читки случаются и вне фестивалей, и если вам они попались в театральной афише, то вот пять причин купить билет.
Слово
Театр называет ДРАМАтическим именно потому, что в классическом понимании в основе любого театрального продукта лежит драма – то есть пьеса. Читка дает возможность увидеть и услышать пьесу с минимальными трактовками: такой, как задумал ее автор. Одно из правил качественной читки — чтобы текст прозвучал от первой до последней буквы. Чтобы выразить себя, у режиссеров, художников, актеров есть много форм. А читка — это для того, чтобы выразить в первую очередь драматурга.
Момент
Читка пьесы — это штучный продукт. Как правило, она случается единожды и в таком же виде больше не повторяется. Разумеется, у одной и той же пьесы может быть много читок – с участием разных актеров и в разных географических точках. Но каждая из них — уникальна. Так, например, театр ARTиШОК в прошлом театральном сезоне каждый месяц делал читку пьесы «Финист Ясный сокол» в поддержку ее авторки Светланы Петрийчук, и каждый раз это были разные по наполнению события.
Свобода
Читка — жанр просто и чистый. В нем актерам не мешают никакие условности, часто перед читкой даже не делают репетиций, а в редких случаях режиссеры читок добавляют экстрима, показывая исполнителям текст только на сцене: до выхода они не имеют представления, что будут читать. Любой, кто работает в театре, скажет, что легкая безответственность (в профессиональных рамках, разумеется) может добавить итоговому продукту особый шарм. Слепые или честные читки мы иногда практикуем в драмарафонах.
Идеи
Среди новых пьес есть такие, про которые говорят: это никто никогда не поставит. Потому что драматурги, так сложилось, и отслеживают тренды раньше, и к сложным темам находят подход быстрее. Читки дают возможность услышать такие тексты, для которых большинство режиссеров еще не придумали соответствующей формы, а также услышать высказывания, которые в спектаклях делать боятся или стесняются. Так в читки попадают пьесы, рассказывающие о том, о чем вы только утром могли читать в телеграм-каналах или тредс.
Диалог
Не обязательно, но довольно часто читки пьес заканчиваются обсуждением с публикой. Это шанс увидеть автора своими глазами, задать ему вопросы, проговорить сюжет, месседж, даже саму форму читок — если она все еще кажется непривычной. Современный театр — это прежде всего площадка для диалога. И читки такой диалог поддерживают, как ни один другой театральный формат. Мой личный опыт показывает, что обсуждение после читки часто длится в полтора-два раза дольше, чем она сама. Потому что интересно.
В ноябре в Трансформе — месяц поддержки современной драматургии. И читки сразу трех свежих пьес, причем из трех разных стран.
«Говорит Грандиоса» Исмаила Имана (Азербайджан, Баку) — фантастическая комедия про инопланетян и глупости, которые иногда высказывают депутаты. «Небесный Лихтенштейн» Александра Диденко (Казахстан, Алматы) — новая пьеса о любви от одного из самых загадочных современных драматургов страны. «Старик и море» Светланы Баженовой (Россия, Омск) — авторский взгляд из наших дней на классическую повесть Эрнеста Хемингуэя.
В подтверждение пятой причины — Исмаил Иман и Александр Диденко сами будут на читках своих пьес и ответят на вопросы зрителей.
Билеты можно купить как на каждую читку по отдельности, так и абонемент сразу на три — 14, 19 и 27 октября. Поддержать новую драму и открыть (или закрепить) для себя новый опыт.