«Алма-Ата 1989» в ARTиШОКе: как современное искусство работает с историями прошлого
Новости 21 Октября, 2025

«Алма-Ата 1989» в ARTиШОКе: как современное искусство работает с историями прошлого

В 1989 году группа «Кино» в последний раз выступила в Алматы. Год спустя лидер группы Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Ещё через 30 лет эти события легли в основу спектакля «Алма-Ата 89» театра АRТиШОК. В честь 25-летия в этом театральном сезоне ARTиШОК посвящает каждый месяц определенной постановке. Главный спектакль октября — «Алма-Ата 89». Как независимые театральные команды работают с прошлым — в новом материале STEPPE.

Алма-Ата 1989: время перемен

Февраль 1989 года — до распада СССР осталось меньше чуть больше двух лет. Уже вышли на экраны фильмы «Асса» и «Игла». Виктор Цой с песней «Перемен» стал не просто рок-кумиром, а одним из символов свободы и смены эпох.

В то время купить билеты на культовые события было сложнее чем сейчас. Но одному из героев спектакля повезло. Он, тогда старшеклассник, отправился с мамой в Центральный универсальный магазин за подарком — новым пальто и шапкой. Там же продавались и билеты на концерт, один из которых достался школьнику бонусным подарком ко дню рождения. Билет на концерт группы «Кино» стоил 3,5 рубля, пальто — от 80 до 150 рублей, а месячная зарплата была 200-250 рублей.

Фрагмент из спектакля:

Спускаюсь вниз, значит, до перекрестка Абая – Космонавтов, Дворец спорта, и то что я увидел на подходе с Абая, ужасно — по скромным оценкам, примерно пять тыщ человек на улице. А тогда же еще были «районы», в общем я был тоже щеглом одного из районов и подходя уже к этой толпе, увидел некоторых старшиков, других, враждебных, нам районов, которые собирались прошмонать билет…

В своей новой шапке, в новом пальто, я понял что если ты покажешь даже видом, что у тебя есть билет, тебя отведут в сторону, посадят на корты, начнут с тобой разговаривать… Я увидел всех этих пацанов опасянских и что я стал делать, я сам зашел: «Есть билетик? Есть билетик?». Они смотрят: «Ааа, этот тоже лох без билета». И таким образом как-то между толпы я прохожу уже к дверям…».

За несколько февральских дней группа «Кино» дала семь концертов — по несколько в день. Каждый концерт длился около часа. Но во время одного из выступлений у лидера группы, Виктора Цоя, порвалась струна на гитаре, и музыканты ушли со сцены раньше. Никакие призывы на бис не помогли. По воспоминаниям современников Цой в принципе был немногословным и не заигрывал ни со зрителями, ни с прессой. О чем также рассказывается в спектакле.

Тем не менее концертный зал Дворца спорта, где выступала группа, с трудом вмещал зрителей. Более пяти тысяч при средней вместимости в четыре. Среди слушателей можно было встретить кого угодно: от преданных фанатов и заядлых рокеров до вчерашних школьниц-отличниц, которые практически случайно попали на концерт. Именно воспоминания этих совершенно разных людей и легли в основу спектакля «Алма-Ата 89».

Алматы 2020: время самоизоляции

В марте 2020 года в Казахстане зафиксировали первый случай коронавирусной инфекции. Многие застряли где-то на середине пути и были отправлены на карантин в больницы и санатории. Именно так произошло с режиссером Дмитрием Мышкиным. И именно благодаря этому он познакомился с театральной командой «АRТиШОК». Несмотря на карантин, Дмитрий смог навестить памятник Виктору Цою в Алматы, который в то время был огорожен желтой лентой. А ближе к лету 2020 года ему удалось встретиться с командой театра и предложить идею спектакля. Работа над этой постановкой стала практически спасением в ковидный период.

Анастасия Тарасова, актриса и исполнительный директор «АRТиШОК»:

«Концерт группы «Кино» в 1989 году стал сверхсобытием для города, которое можно сравнить с олимпиадой. Но нам было интересно сделать спектакль не только про Цоя, концерт — это исходная точка. Очень хотелось показать алматинский музыкальный андеграунд конца 80-х и начала 90-х. Большой пласт городской рок-культуры, который, к сожалению, растворился во времени. И было интересно через воспоминания это зафиксировать. Поэтому жанр звучит так: спектакль о культуре времени. И часть наших героев — участники этих неформальных течений».

Когда команда «АRТиШОК» объявила о поиске зрителей концертов группы «Кино» в 1989 году в Алматы, то получила массу откликов. В период ковидного карантина актеры театра переквалифицировались в журналистов — записывали и расшифровывали интервью. Собрали десятки воспоминаний, которые превратились в 200 страниц текста. Для сравнения — средний объем пьесы составляет около 30 страниц. Именно эти интервью легли в основу первых подготовительных этюдов, отдельных персонажей спектакля или их собирательных образов. Далее начался не менее увлекательный этап — сбор реквизита.

«Алюминиевые огурцы на брезентовом поле»

Спустя год, во время второго этапа репетиций, режиссер попросил актеров принести из дома любую вещь связанную с 1989-1990 годом. Такой предметно-объектный жанр, но не в фотографии, а в театре. И когда были собраны, началась магия.

Анастасия Тарасова, актриса и исполнительный директор «АRТиШОК»:

«Мы поняли, что от каждого предмета просто веет той эпохой и, самое главное, очень яркими воспоминаниями, так что человек захлёбываясь от возбуждения говорит: «О! У меня была такая же штука в детстве! У моей бабушки, родителей!». Это так трогательно, когда ты понимаешь, что домашний предмет обихода имел значение. Он был настолько тебе знаком. Через звук, запах, ситуацию, историю. Поэтому людей так накрывает, когда они видят что-то из того времени — периода своего детства или юности».

Это было только началом. Дальше — несколько рейдов на алматинский блошиный рынок, к бабушкам и дедушкам актеров — у которых сохранились вещи из прошлого. Также просили помочь со сбором реквизита постоянных зрителей, как это часто делают в современных театрах.

Анастасия Тарасова, актриса и исполнительный директор «АRТиШОК»:

«Помню как с одного из походов на блошиный рынок принесла домой безмен — простейшие рычажные весы. И сын спросил у меня, что это такое. А когда я ему объяснила, то попросил отдать и сложил на полочку своих почетных вещей. И я сейчас часто думаю о том, как современные дети воспринимают этот мир наполненный вещами, где всего так много. Что останется у них в памяти? Какой предмет?».

Таким образом спектакль стал не только пространством для переосмысления прошлого, но и местом, где на два часа ты можешь вернуться в это самое прошлое и забрать оттуда те воспоминания, которые трогают душу. Все вещи из прошлого собраны перед зрителями, словно в стихийном музее. И это тоже — часть сценографической задумки и своеобразная метафора.

Анастасия Тарасова, актриса и исполнительный директор «АRТиШОК»:

«У Цоя в одной из песен есть припев: «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». И мы купили метров двенадцать брезента и сделали это “брезентовое поле” центральным элементом в нашем спектакле. Именно там выкладываем все артефакты времени, с которыми мы взаимодействуем, а зрители с любопытством рассматривают. Такие “алюминиевые огурцы” того времени. Мы разносим эти предметы во время спектакля, играем с ними, а потом они исчезают в небытие. Как исчезла та эпоха».

Алматы 2022: спектакль о культуре времени

Премьера документального спектакля «Алма-Ата 89» состоялась осенью 2022 года — спустя 33 года после самого концерта. Виктор Цой, напомним, не дожил даже до 30-летия и умер в возрасте 28 лет. Многие из тех, кто был на его алматинских концертах еще подростками, успели отпраздновать 50-летие и продолжают рефлексировать.

Фрагмент из спектакля:

«Я точно знаю, что на мои похороны человек 300 точно придет. Но другое дело, что об этом три дня пошумят в сетях, а потом это схлынет и забудется. Но это было и раньше, когда некролог печатали в вечерней газете, а потом приходили на поминки — в первый день 200 человек, на семь дней — 100 человек, а на 40 дней уже 20. И вот эти 20 и есть люди, которым ты можешь доверять».

На похороны Виктора Цоя в августе 1990 года в Санкт-Петербурге пришло по разным данным около 30 тысяч человек. И каждый год в день его гибели и день рождения проводятся памятные мероприятия в разных городах и странах. Спектакль «Алма-Ата 89» тоже представляет собой не только своеобразную память о культовом герое, но и времени, в котором он жил.

Анастасия Тарасова, актриса и исполнительный директор «АRТиШОК»:

«Энергия, которую Виктор Цой аккумулировал в своих текстах, в своем творчестве, она никуда не делась. Это, конечно, феноменальная история самой группы. Стечение обстоятельств, времени, смены политических эпох, того, о чем пел Цой и как он настраивал свою аудиторию – на ожидания, веру в будущее, другие возможности. И это говорят герои нашего спектакля — как выбор многих из них был определен или сформулирован после этого концерта. Кто-то выбрал карьеру музыканта, поехал автостопом, решил быть журналистом. Этот концерт стал событийно сильной точкой во времени и пространстве».

Алматы 2025 и «Алма-Ата 89»

Спектакль «Алма-Ата 89» идет в театре «АRТиШОК» уже четвертый год. Театр в этом году отмечает юбилейный 25-й сезон.

Анастасия Тарасова, актриса и исполнительный директор «АRТиШОК»:

«В рамках 25-го юбилейного сезона каждый месяц мы посвящаем какому-то определенному спектаклю из нашего репертуара. Потому что каждый из них — это Вселенная. Ведь так много там зашито мыслей, желаний, действий и процессов».

Главный спектакль октября в «АRТиШОК» — «Алма-Ата 89» пройдет на Большой сцене 23,24,25 октября.

Автор статьи

Инесса Цой-Шлапак