Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
На престижном международном Пусанском кинофестивале этой осенью в номинации «Лучший азиатский сериал» победил казахстанский проект «Черный двор». Сериал повествует историю 16-летних подростков из неблагополучного района и том, как всего один поступок может навсегда испортить жизнь. Он побил рекорды после своего релиза, собрал многомиллионные просмотры и удерживал интерес зрителей до самой последней серии.
Не смотря на то, что прошло уже много времени, мы решили еще раз порефлексировать над сериалом и провести необычную экслюзивную фотосъемку с главными героями в антураже дворов, но только теперь алматинских. В рамках этого в новом материале поговорили с режиссером «Черного двора» Диасом Бертисом и главными актерами Дамиром Амангельдиным и Тамирланом Джангазиевым об интересных ситуациях во время съемок, атмосфере и грядущем проекте.
Диас: У меня не составило сложностей с поиском вдохновения на съемки. Атмосфера какой-то «пацанской» этики была мне знакома и понятна, так как я сам рос в Караганде в районе Майкудук и видел похожие истории и судьбы, пока был младше героев «Черного двора».
Я брал за основу много референсов. Например, в тюремном блоке сериала превалируют референсы из французского фильма Жак Одиара «Пророк» 2009 года. В целом в фильме много отсылок к мировой классике кино, начиная от «Как летят журавли», заканчивая Андреем Тарковским и его «Зеркалом» 1975 года.
У нас были длительные съемки: мы снимали в среднем по 18-22 часа в день. В силу холода и недосыпа не оставалось времени ни на что. В таком режиме мы проработали 59 съемочных дней.
Перед этим был подготовительный месяц, но я не ожидал, что буду так долго снимать. Оказалось, что один месяц для такого крупного проекта — очень мало. Приходилось решать некоторые вопросы сразу на месте.
Мы снимали в холодных тюрьмах и детских колониях. Где-то после второй половины съемочного процесса у меня начались проблемы с поясницей и я не мог физически ходить прямо. Где-то четыре смены находился в каком-то изогнутом состоянии.
Из-за постоянного недосыпа я все время находился в тревожно-нервозном состоянии. В итоге это отразилось на конечном продукте. Атмосфера у сериала — очень тяжелая. Но не смотря на все трудности, я понимал, что это стоит того, ведь усталость и проблемы со здоровьем были перманентны.
«Устаем один раз — кино остается навсегда» — это было моим внутренним кредо.
Дамир: Черный двор — это фрагмент жизни с трагичным концом. Проект снят в экспериментальном характере. Понятное дело, что эта история в любом случае снималась для привлечения массовой аудитории с целью искоренить раз и навсегда бандитскую романтику в нашем обществе, но во время съемок я был свидетелем творения артхаусных приемов от нашего режиссера Диаса Бертиса. Он изображает мир хаотичным, структура его сложна, депрессивна и гениальна.
Моя любимая сцена в сериале — момент, когда мама Мухи с помощью зажженной спички показывает нам прожитую тяжелую судьбу семьи через фотографии.
Что касается сложностей в последних эпизодах, я старался как можно скорее отыграть сцену смерти моего персонажа и закончить смену, так как сильно опаздывал на рейс в Москву. После последних кадров, я сел в машину и вспоминал, через что прошел. Весь этот опыт был грандиозным, сильным и немного грустным.
Тамирлан: Атмосфера на съемочной площадке была очень классная. Так как это был мой первый масштабный проект, вся съемочная группа осталась у меня в сердце. Уважаю каждого, кто был причастен к этому, ведь объем работы, который мы все вместе проделали был в два раза больше запланированного, но все держались до конца.
Благодаря режиссеру Диасу Бертису я полюбил свою творческую работу и перестал сомневаться в себе, так как очень помогает, когда тебя правильно настраивают, разговаривают насчет твоей роли и подсказывают нужные референсы. Так, после тяжелого съемочного дня Диас как-то ни с того ни с сего сказал: «Слушай, мне кажется, зерно роли Дамира — это Голлум». Тогда я поразился от того, как это было сказано ни к месту, а потом понял, насколько сильно он помог мне в отыгрывании роли.
Диас: Каст главных героев я проводил еще в Алматы. Я бы назвал это моментом магии, потому что у каждого из пятерых героев есть своя индивидуальная история, как они попали в проект. К примеру, Рауана Ахметова я случайно встретил ночью, выходя из столовой. До этого он снимался в моем предыдущем проекте «Игрок». В ту ночь мы разговорились и меня осенило, что Рауан может быть Мухой. Тогда я позвал его в сериал, мы провели одну пробу и его сразу утвердили. У него не было даже конкурентов. Дамир Амангельдин и Тамирлан Джангазиев прошли по открытому отбору. В случае Айбара Салы я нашел его в кастинг-базе, так как до этого он снимался у Дархана Тулегенова в фильме «Братья».
Единственное, нам было тяжело найти Гарика. Тогда я попросил Рауана посоветовать кого-нибудь из знакомых и он показал фото Акжола Примбетова. В итоге позвали его на пробы. Пока стояли на курилке, я просто молча за ним наблюдал и понял, что мы нашли Гарика. Пазл сложился.
Диас: Была одна смена, когда мы снимали эмоциональную сцену Тамирлана на реальной границе Кордай в нескольких метрах от Казахстана. Тогда я находился в Кыргызстане уже третий месяц и имел проблемы со спиной, из-за чего не мог стоять прямо. Я выглядел как Квазимодо, но мы продолжали снимать. На фоне эмоционального и физического истощения где-то в глубине закрадывалась мысль все бросить и, что кино не стоит всех этих усилий. Думал уехать в Казахстан.
Как-то, когда мы снимали в тюрьме во время последней смены Рауана, он играл очень эмоциональную сцену. Тогда уже была почти сороковая смена, ему надо было улетать скоро в Алматы и получилось так, что Рауан сидел в карцере, я находился снаружи, а сбоку в двух соседних камерах — заключенные. Помню, как мы снимаем сцену, он экспрессивно выдает всю свою внутреннюю боль со слезами. После я даю команду стоп, обнимаю Рауана и начинаю вместе с ним рыдать. Тогда вырвалась вся накопленная усталость за период съемок. Вот так мы вместе проплакали десять минут, посидели и потом проводили его.
Еще был очень интересный случай, опять же в тюремном блоке, когда мы приехали снимать массовый бунт в детском государственном тюремном лагере. Только мы начали съемки, как там прогремел настоящий бунт.
Тамирлан: В сериале есть несколько наиболее запоминающихся для меня сцен. Например, когда главные герои воровали вместе арбуз. При этом было много мрачных моментов: я очень долго плакал, когда герой Боб остается в спортзале и наблюдает за тем, как его друзья дурачатся, а потом пропадают. И, конечно, переломная сцена закапывания, после которой мой персонаж полностью меняется и уже ничего не может быть как прежде.
Дамир: Чаще всего нашего режиссера можно было увидеть в его фирменной темно-синей куртке с надписью «ДПС», желтой шапке и голубых трико с черными лампасами. Я полюбил его как старшего брата, кем он для меня является и по сей день. Лишь изредка он менял свои наряды, и это меня сильно веселило изнутри. Я постоянно пародировал всю нашу съемочную площадку перед ребятами по вечерам, не давая им спать.
Важно также отметить филигранную работу нашего гениального оператора Автандила Батырбекова за его фирменный визуальный стиль и повествование. Также отдаю должное нашим гениальным продюсерам Ростиславу Ященко, Асхату Табалдиеву, Данияру Болотбекову, Бахтияру Матянью. Они горят и любят свое дело по-настоящему, и я уверен, что они скоро будут делать мировое кино. Хотя они уже его делают.
Диас: Сейчас я снова нахожусь в Кыргызстане в городе Балыкчи и снимаю полнометражный дебютный фильм «Приговор». Основная тема заключается в милосердии. Идея звучит так — «Отмщение за зло — равносильно самому злу». В главных ролях снимаются Дамир Амангельдин, Айбар Салы и Рауан Ахметов. В фильме они молодые ребята, которые сталкиваются с несправедливостью правоохранительной системы.
Я позвал этих ребят, потому что мы знакомы уже год и мне хочется раскрыть их актерский потенциал. Я считаю, что в этом возрастном диапазоне в Казахстане они доросли до такого уровня, что являются в своем поколении актерами №1 в плане ремесла, таланта и профессионализма. Могу сказать об этом с полной уверенностью. Релиз фильма планируется в Казахстане в апреле, а в Кыргызстане — в феврале.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)