Прокрастинация, творческий кризис и американская киноиндустрия — интервью со сценаристом Аблаем Нурманбетовым

4 минуты Наиля Галеева
Прокрастинация, творческий кризис и американская киноиндустрия — интервью со сценаристом Аблаем Нурманбетовым

Об Аблае Нурманбетове в последнее время можно часто услышать, ведь именно он написал сценарий для дебютного полнометражного фильма Айсултана Сеитова. Однако герой нашего материала и сам выступал в роли режиссера, и его короткометражный фильм The Burning Blue получил немало наград на международных кинофестивалях. Мы поговорили с Аблаем о его работе сценариста, коротком и полном метре в кино, отличиях казахстанского и американского кинематографа. Кроме того, герой составил список рекомендованной литературы по сценарному искусству.


— Высшее образование вы получили по специальности «Строительство», а потом учились в США киноискусству. Как произошла такая резкая смена интересов?

— Начну с того, что интерес к кино и творчеству у меня был еще с детства. В школьные годы я был большим киноманом и читал много книг. Во время студенчества писал поэмы и стихи, маленькие рассказы, читал свои произведения на творческих вечерах. 

Решение о переводе я принял в 2017 году, когда приехал в США. Мой сосед по комнате обучался операторской работе и снимал свой короткий метр. Понаблюдав за процессом, я очень сильно заинтересовался. Он меня позвал на классы по монтажу в свой колледж и представил преподавателю, который согласился обучать меня со своими студентами в этот день. Для меня было удивительным, насколько американские преподаватели открыты общению со студентами. Уже через неделю я подготовил документы для поступления на специальность «Киноискусство». 

— Какие основные отличительные черты американского кино вы для себя уяснили за время обучения? В чем основные различия между казахстанским и американским кинематографом?

— Американская индустрия — это огромная машина по производству кино, которая имеет богатейший исторический опыт за своими плечами. Это позволило им создать структурированный подход в организации и производстве кино, начиная со сценария и заканчивая дистрибуцией картины. 

Казахстанская киноиндустрия в свое время была отрезана от иностранного киновлияния. У нас не было структуры, четкой организации процессов, квалифицированных кадров и достаточного финансирования для развития индустрии. Сегодня мы уже уверенно ориентируемся и перенимаем опыт у своих западных и азиатских коллег. 

— Чем вас привлекает короткометражное кино? В чем его сильные и слабые стороны?

— Короткий метр — это отличная возможность проявить свои способности, идеи, найти голос и сделать из него свою визитную карточку. Именно короткий метр становится началом дороги для продвижения дальнейшей карьеры. Однако самый большой недостаток короткометражного фильма — недостаточное количество времени, чтобы полностью раскрыть историю. В дополнение к этому скажу, что короткий метр никогда не окупается. 

— Вы работали и сценаристом, и режиссером короткометражных фильмов. Что самое сложное в каждом из этих занятий?

— Как сценарист ты встречаешься с писательским блоком или творческим кризисом, а также с прокрастинацией. Писатель по большей части борется с самим собой и своими мыслями. 

Сложность режиссуры состоит в том, что ты обязан поддерживать общий настрой съемочной команды и быть мультизадачным, словно дирижер, который руководит оркестром, где каждый инструмент должен звучать в унисон с другим. 

— Самым титулованным вашим фильмом является The Burning Blue, который стал вашим режиссерским дебютом. Почему этот фильм привлек такое внимание?

— Путешествуя по Калифорнии, я был поражен ее первозданной красотой и тем, как она может быть не только фоном для трагической истории любви, но и персонажем фильма. Для меня это очень личная история, которая нашла отклик у наших актеров и съемочной группы. Думаю, причина в этом.

— Сколько драфтов вы пишете, перед тем как оформится окончательный вариант сценария?

— Всегда по-разному. Нет определенного номера, на котором последний драфт может остановиться. Иногда выходит тринадцать или четырнадцать, а иногда бывает двадцать и больше. 

— Детали будущей картины Айсултана Сеитова, к которой вы написали сценарий, пока не разглашаются. Можете ли вы хотя бы общих чертах рассказать, о чем будет фильм?

— К сожалению, не могу сказать ничего. Только то, что уже заведомо известно. 

— Как долго вы писали сценарий к фильму «Қаш»? Вы его писали один или с Айсултаном?

— Айс предложил идею фильма, и мне она очень понравилась. На следующий день я уже приступил к написанию сценария. 

К финальному сценарию я шел ровно год. За это время Айс вносил свои идеи и поправки. Каждую идею мы тщательно обговаривали и после обсуждали, стоит ли ее вносить или нет. Также проводились table reading (читка сценария) с главами департаментов съемочной группы, где каждый желающий предлагал свои идеи. Если они были интересны и помогали истории, мы их развивали, а потом уже вносили в сценарий. 

— Какие основные заповеди качественного сценария можете назвать, исходя из своего опыта?

Я выделяю следующие свойства качественного сценария: выделяющийся «голос» сценариста, логичное повествование, хорошо проработанные персонажи, стилистические диалоги и, пожалуй, грамотно составленная структура.

— Назовите нескольких сценаристов, которые на вас повлияли или которых считаете достойными внимания.

Большое влияние на меня оказали режиссеры, они же по совместительству и сценаристы: Педро Альмодовар, Джузеппе Торнаторе и Роберто Бениньи. 

— Какие книги должен прочитать будущий сценарист, чтобы понять структуру текста, своеобразие процесса создания сценария и так далее.

Чтобы понять основы структурирования, я рекомендую следующие книги: 

  • Блэк Снайдер «Спасите котика».
  • Кристофер Воглер «Путешествия писателя: Мифологические структуры в литературе и кино».
  • Роберт Макки «Истории на миллион долларов».
  • Джозеф Кэмпбелл «Герой с тысячью лицами».
  • Аристотель «Поэтика».
  • James Bonnet «Stealing Fire from the Gods».
  • Michael Wiese «The Screenwriter Within».
  • Matt Bird «The Secrets of Story: innovative tools for Perfecting Your Fiction and Captivating Readers».

Следующие две книги помогут вдохновить начинающих сценаристов не останавливаться: Логан и Ной Миллер «Either You’re in or You’re in the Way: Two Brothers, Twelve Months, and One Filmmaking Hell-Ride to Keep a Promise to Their Father» и Роберт Родригес «Кино без бюджета. Как в 23 года покорить Голливуд, имея в кармане 7 тысяч долларов».

А если честно, помимо вышеуказанной литературы, я бы советовал читать больше художественную.

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards
Партнерский

Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards

Alternativa Film Project — глобальная некоммерческая киноинициатива компании inDrive — объявляет о начале приема заявок на...

2 минуты
2 минуты
От фотографии и граффити до монтажа и звукового дизайна: как монтажер из Караганды начал работать с Kanye West

От фотографии и граффити до монтажа и звукового дизайна: как монтажер из Караганды начал работать с Kanye West

История о парне-самоучке из Караганды, который монтирует клипы известным артистам и рекламу для брендов.

5 минут
5 минут
Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Собрали специальную разножанровую подборку для тех, кто не может выбрать фильм на вечер.

3 минуты
3 минуты