Потомки великих: племянник художника Рустама Хальфина о творчестве его дяди, воспоминаниях и фонде памяти

12 минут Сабина Жандильдина
Альтернативный текст

Рустам Хальфин считается одной из самых значимых фигур в искусстве Казахстана и Центральной Азии XX века. Художник одним из первых начал заниматься перформансом, инсталляцией и видеоартом, оказав большое влияние на арт-сообщество. Сегодня к наследию Хальфина можно отнести более 500 работ, начиная от картин и рисунков, заканчивая фотографиями, инсталляциями и текстами. На протяжении последних лет Руслан Хальфин, наследник великого художника, вместе с командой фонда Khalfin foundation активно занимается популяризацией творчества и наследия своего дяди, чтобы выдающийся казахстанец смог занять свое место среди больших мировых художников. Редакция Степи побеседовала с Русланом о любимых работах художника, деятельности фонда и его перспективах в ближайшие несколько лет.


Я всегда знал о своем дяде-художнике. С детства мне о нем рассказывал отец, брат Рустама, но при этом я не вкладывал в его творчество какой-то сакральный смысл. Для меня первое серьезное знакомство с его деятельностью произошло в декабре 2019 года, когда мой отец, который уже на тот момент сильно болел, в качестве своей последней воли поручил мне привести в порядок дела в наследии Рустама Хальфина. Потом началась пандемия, были закрыты границы.

В июле 2021 года я приехал в Алматы, чтобы познакомиться с людьми, которые знали Хальфина при жизни и понимали значимость его работ в истории. Я очень благодарен им за то, что они погрузили меня в его творчество. Благодаря им мне удалось понять масштаб этого художника и что выполнить волю моего отца будет нелегкой задачей.

Рустам Хальфин, рисунки из серии «36 видов левой руки» 1999 г.

Рустам Хальфин, рисунки из серии «36 видов левой руки», 1999 г.

Рустам Хальфин является многогранным художником, создавшим концепцию пулоты — сочетания пустоты и полноты одновременно. Он подходил к искусству нестандартно. На его счету огромное количество объектов, фотографий, инсталляций, графики, текстов и картин. В феврале прошлого года мы создали сайт фонда Khalfin foundation, а также страницу в Википедии на казахском, русском и английском языках, посвященных художнику.

Через какое-то время я понял, что необходимо создать некоммерческий фонд с целью популяризации творчества Рустама Хальфина. 

Когда только приступал к выполнению воли своего отца, не до конца осознавал величину масштаба художника. Чем дольше занимаюсь наследием творчества Хальфина, тем больше понимаю, сколько еще предстоит сделать.

Процесс работы

На сегодняшний день мы одновременно реализуем два проекта — создание электронного архива художника и книги-каталога Рустама Хальфина совместно с музеем современного искусства Алматы. Над этими проектами работают две команды, состоящие из профессионалов в сферах искусства, программирования и дизайна. Ведется кропотливая работа с несколькими тысячами артефактов, чтобы понять и выстроить полный объем и формы, которые видел художник. На сегодняшний день нам удалось собрать более 500 работ.

Рустам Хальфин, «Вне жанра» («Поле зрения») 1994 г.

Рустам Хальфин, «Вне жанра» («Поле зрения»), 1994 г.

Проект электронного архива планируется завершить в этом году, что станет масштабным явлением, которое будет представлено общественности осенью. На выходе мы получим современный высокотехнологичный сайт, адаптированный под мобильные устройства и предоставляющий расширенные возможности по поиску и знакомству с творчеством Рустама Хальфина. Люди смогут заглянуть в архив художника, прикоснуться к его повседневной жизни, мыслям и чувствам.

Каждый найдет в электронном архиве что-то для себя: живописные работы, графику, проекты, письма, тексты, уникальные фотографии. Так, любой узкий специалист, которому необходимо будет ознакомиться с какими-то материалами или артефактами Хальфина для работы или диссертации, сможет увидеть это в оцифрованном и структурированном виде. 

Руслан Хальфин, «Северные варвары. Часть 2. Любовные скачки» 2000 г.

Рустам Хальфин, «Северные варвары. Часть 2. Любовные скачки», 2000 г.

На данный момент у нашего фонда нет никаких спонсоров, и я реализую проект электронного архива за свои средства. Это мой вклад в казахстанское сообщество в плане популяризации и продвижения моего великого родственника. 

Над реализацией проекта трудится международная команда. Это талантливые молодые люди, которые до этого не имели особого представления о Рустаме Хальфине, когда вступали в этот проект. Но потом они также загорелись работой и поняли значимость того, чем они занимаются, и начали вкладывать в это больше сил.

У меня есть мечта популяризовать творчества Хальфина в образовательной среде, чтобы молодое поколение казахстанцев знало о своем выдающемся современнике. В дальнейшем планируем провести большую масштабную выставку работ Рустама Хальфина, куда войдет их максимальное количество. 

Яркие картины

В рамках фонда Khalfin foundation создан экспертный совет, в который вошли авторитетные специалисты Казахстана в области современного искусства. Мы считаем, что все работы, в том числе уже известные, должны пройти через нашу экспертизу. На сегодняшний день мы продолжаем вести поисковую работу среди частных коллекций и музеев. 

На сайте фонда есть специальная иконка для подачи заявки. Я предлагаю всем коллекционерам, которые владеют работами Хальфина, пройти эту экспертизу, чтобы их работы были включены в каталог и они стали верифицированными.  

Работы Хальфина очень многогранны, поэтому невозможно выделить только одну любимую картину. У художника не было определенного стиля, он работал со свободной формой как пластилин. Мне нравится его вариация «Менин» художника Диего Веласкеса, а также серия работ «Я рисую себя рисующего».

Рустам Хальфин, диптих «Знак беспредметного пространства» (Вариация из «Менин») 1990-е  г.

Рустам Хальфин, диптих «Знак беспредметного пространства»
(Вариация из «Менин»), 1990-ые гг.

Хальфин не подражал другим художникам. По словам искусствоведов, он находил свою форму и возможность выражаться таким образом, чтобы затрагивать и цеплять людей. 

Воспоминания

Хочу сказать, что мой отец, брат Хальфина, был большим ученым в области стальных канатов. Параллельно работая над книгой о нем и читая воспоминания его коллег, я начал смотреть на отца по-другому. Погружаясь в  изобретения своего отца и творчество Рустама Хальфина, вижу насколько они были разные и одновременно одинаковые в том смысле, что каждый жил в своем уникальном мире, который одновременно каким-то образом соприкасался с реальностью.

Рустам Хальфин, «Я рисую себя рисующего» 1990-е г.

Рустам Хальфин, «Я рисую себя рисующего», 1990-ые гг.

Хальфин каждую свою минуту посвящал искусству и мог легко потеряться во времени. В 80-ые годы произошла одна интересная история, связанная с этим. Когда моя старшая сестра была подростком, мои родители списались с дядей Рустамом и тетей Лидой через телеграммы, чтобы она полетела к ним на летние каникулы. Дядя Рустам должен был встретить ее в аэропорту. Но в последний момент моя мама решила подстраховаться и отправила отца вместе с дочкой, чтобы передать ее из рук в руки. Тогда у отца было много своей работы в институте, и он думал, что это необязательно, ведь дядя Рустам ее встретит. В итоге отец вылетел в последний момент, и оказалось не зря: дядя перепутал дни и не приехал встретить племянницу. Кажется странным, как человек мог потеряться во времени, но смотря на это со стороны его творчества, становится понятным, что Рустам Хальфин просто жил искусством. 

На сегодняшний день его произведения хранятся в государственной Третьяковской галерее, Zimmerly-музее нонконформистского искусства в Нью-Джерси в США, музее современного искусства M HKA в Бельгии, государственном музее искусств имени Кастеева в Алматы, а также в других музеях и частных коллекциях

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Чем отличаются системы образования за рубежом и в Казахстане: сравнивает выпускница университета Уорика

О европейских школах, системе образования, новых возможностях и тоске по родине.

15 минут
15 минут

От концертов The Weeknd до чемпионата мира по футболу: интервью с продюсером продакшн-студии Sila Sveta Магрифой Камиевой

Как создаются визуальные эффекты для масштабных инсталляций и шоу, и почему сфера развлечений не так проста.

18 минут
18 минут

Охота на люкс: как работает рынок перепродажи одежды из секонд-хендов в Казахстане

О том, насколько прибыльна эта сфера, как определять оригинальность брендов и где найти ту самую находку рассказывает владелец алматинского интернет-магазина винтажных вещей Youth of the nation Артур Шварцман.

9 минут
9 минут
Партнерский

Мамины сказки: как Айнагуль Хамитова выпустила аудиосказки «Дарынды бала әлемі» на казахском языке

Об аудиосказках на казахском, любви к родному языку и культурном наследии.

16 минут
16 минут