Мир свободы, творчества и чувств: 10 казахстанских иллюстраторов

12 минут Данеля Ходжаева
Мир свободы, творчества и чувств: 10 казахстанских иллюстраторов

Ольга Цай

ольга цай

Instagram: @o.tsay_

Я любила рисовать с детства — изображала людей, персонажей из мультиков, придумывала фасоны платьев для волшебных принцесс. В старших классах рисовала портреты одноклассников и сочиняла свои, фантазийные. Семья и друзья говорили, что у меня хорошо получается — их отзывы подтолкнули меня заниматься творчеством серьезно.

В 16 лет я поступила в художественную школу и за два года экстерном прошла программу четырехлетнего обучения. Атмосфера художки, где я обрела друзей и единомышленников, поспособствовала желанию расти и пробовать что-то новое. Настоящим прорывом в моей творческой жизни стало обучение в художественной студии Георгия Халанского — с ней связываю очень важный период становления меня как творческой единицы. Благодаря учителю свершились мои первые профессиональные шаги, а в душе и голове собралось целостное представление не только о творчестве и искусстве, но и об отношении к жизни.

Вдохновляет очень многое: музыка, природа, красивые вещи, книги, но мой любимый объект изображения — человек, и все, что с ним связано — эмоции, чувства, поступки. Мне нравится, что творчество позволяет познать себя, совершенствоваться и учит понимать окружающих. Оно приносит в жизнь много позитивной энергии, благодаря которой можно уйти от негативных мыслей, сомнений и навязанных стереотипов, в общем, стать собой — такой своеобразный способ самоидентификации и заодно возможность создать что-то новое и неповторимое.  

Мне нравится искать и выдумывать образы, передавать через них ощущения.

Для меня сложно определить свое направление или стиль, стараюсь пробовать разное, но в последнее время характерная черта моих работ — большая степень условности, стилизованности. Часто могу зацепиться именно за интересную форму, сочетание текстур или ритм линий, и потом уже развить это дальше в картинку. Обычно мои персонажи — это некие собирательные символичные образы. Каждый может ассоциировать с ними что-то свое. 

Екатерина Смирнова

иллюстратор катя
катя аван гарден
цыпочки аван гарден

Instagram: @avvan.garden

Рисую столько, сколько помню себя, но всерьез занялась этим в 11 лет — тогда поступила в худшколу «Умай». В нынешней графике начала рисовать три года назад, а усиленно развиваюсь еще меньше, но этот процесс поглощает меня полностью. Не могу, конечно, сказать, что мой стиль полностью сформирован — я нахожусь в постоянном поиске, но снова открываю для себя то сокровенное, что знаю всю жизнь. Иногда  плохо умею выражать словами то, что у меня в голове, поэтому все отображаю на бумаге, чаще всего в маскарадных костюмах.

Люблю вести игру со зрителем — попробуй рассмотреть все элементы и собрать целую картинку.

Я не верю во вдохновение, при отсутствии которого всегда идет застой в работе, но ловлю незримую волну влюбленности из самых простых бытовых вещей и природных явлений. Например, меня страшно завораживают молнии и их невероятная сила или же свежее белье на веревке. Пытаюсь улавливать красоту в движении, в простоте, и, главное, в эмоциях.

Единственные вещи, которые могут оставаться неизменными в моем стиле — это динамика и детали, ведь в них можно вложить все секреты рисунка, хоть они и остаются на виду.

Аскар Утенов

аскар утенов

Instagram: @thetaalf

Моя способность рисовать передалась по наследству, от тети и отца. Папа часто рисовал для меня лошадей и осликов, а я, лежа рядом с ним на диване, наблюдал за этой магией шариковой ручки. Даже сейчас перед глазами этот процесс. Я тоже хотел обладать этим волшебством, поэтому сидел рядом с мамой и старшим братом за уроками и рисовал свои комиксы. В моей голове витали разные истории, которые хотелось отобразить, а в то время как раз романтизировали фильмы про индейцев и ковбоев. Рисовал я много, и очень рад, что все меня в этом поддерживали, вплоть до бабушки, которая всегда просила что-то для нее нарисовать. 

Вдохновить меня может что угодно, ведь все, что происходит вокруг, имеет прекрасные моменты. 

Я стараюсь пробовать себя в разных стилях, но мне по душе, конечно, персонажи сказочных историй и легенд. Еще мне очень нравятся анимационные фильмы, я с удовольствием смотрю их со своими дочками или сам — всевозможное количество увиденных персонажей с их характерами откладывает во мне неизгладимое впечатление.

Творчество — это вселенная, волшебная сила и любовь. Считаю, что человек, обладающий им, счастлив. Для меня важно создавать для самоудовлетворения, чтобы доказать самому себе, насколько я могу показать внутреннюю силу и энергетику. 

Арай Карымсакова

арай
джокер

Instagram: @arai_art

В детстве я часто просила гостей нарисовать что-нибудь и после подолгу разглядывала рисунок, а с 12-13 лет начала ходить в художку благодаря любимому аташке, который оплачивал все мое обучение — начиная с художки и заканчиваю универом. Вдохновение приходит ко мне после долгого отдыха, например, когда я приезжаю домой в Караганду. За это время приходит осмысление своего опыта, после чего я могу рисовать уже  с другим взглядом. 

Авторский стиль для меня — это то, как именно тебе нравится рисовать. Раньше я пыталась подстроить свой стиль под любимых художников, но ничего хорошего не выходило, только угнетали мысли о том, что я плохо рисую. Сейчас же стараюсь рисовать расслабленно и только так, как ведет рука.

Мое творчество занимает большую часть моей жизни и я не вижу себя не рисующей. Можно сказать, что через творчество я люблю себя больше.

Екатерина Талаева

талаева
похититель

Instagram: @ttalakott

В детстве ходила в художественную студию в музее Кастеева, однако забросила ее перед школой, после чего учительница ИЗО посоветовала маме отдать меня снова в художку. Я оказалась на нулевом курсе в «Умае» — рисование было введено внутривенно, мы этим дышали, жили и очень любили. 

Одно время был кризис, когда хотела стать ветеринаром, но меня отговорили. После защиты диплома попала в студию Георгия Халанского. Там, помимо простой любви к творчеству, добавились ясность мышления, системность в подходе к работе и умение «фонтанировать» идеями. Так мы и повзрослели, представив этой весной с друзьями-студийцами, в числе которых была Ольга Цай, первую выставку  — «Вирус творчества» в музее Кастеева. Мы ведь все тяжело больны рисованием, а это уже не лечится. 

Несмотря на обилие воодушевляющих образов, часто случается кризис вдохновения, потому что очень сложно постоянно что-то придумывать и генерировать. В такие моменты на помощь приходит «игра слов» — пишешь на бумажках всякие бредовые слова, смешиваешь и достаешь по слову из разных кучек. В итоге получаются сумасшедшие сочетания, тогда-то мозг и начинает работать.

Если говорить о тематике творчества, то моя константа — птицы. Птицы везде и всегда. Зачем рисовать людей, когда можно нарисовать птиц? Минимум формы, максимум содержания. Еще люблю котов, рыбок, такс, деревья и домики.

Главное, чтобы было тепло, по-доброму и с чувством юмора. Плохого вокруг очень много, зачем же его рисовать? Должно быть чисто и легко.

Творчество — это прежде всего работа. Веселая, любимая, но и не менее тяжелая. Про то, что «любимая работа — не работа» —  вранье все. Над делом, которое любишь, нужно работать в два раза больше и усерднее. Еще творчество о том, что нужно делиться. Делиться настроением, опытом, мыслями, просто добром каким-то. Во все работы ты вкладываешь кусочек себя, и как приятно, когда людям нравится то, чем ты с ними поделился — ради этого все и делается. 

Своему делу нужно служить, если этого не делать — оно от тебя отворачивается.

Анна Рахилькина

анна рахилькина
рахилькина
иллюстраторы казахстан

Instagram: @artofnookeimo

Мне было примерно пять лет, когда я начала ходить на кружок ИЗО при воскресной школе. Там мне рассказали про кисточку-королеву, которая творит волшебство на бумаге, и за которой надо очень бережно ухаживать. С того момента мое отношение к рисованию и уходу за принадлежностями никак не изменилось — это всегда священный процесс создания  чего-то волшебного.

Я никогда не жду прихода вдохновения, а ищу его намеренно — иду в библиотеку, подолгу смотрю книжки с картинками на разные тематики. Часто меня вдохновляет композиция, цвет в профессионально сделанной фотографии или же лучики падающего вечернего света на обшарпанную стену, заклеенную объявлениями — абсолютно случайные вещи.

Я верю, что красота есть во всем, главное ее разглядеть, и от радости этой находки создать что-то новое.

С поиском авторского стиля у меня всегда возникал вопрос: «Кто же определяет его — зрители или я?». С годами безустанного поиска все-таки поняла, что не так важно иметь один отчетливый набор стилистики, как важно продолжать развиваться и экспериментировать. Кому-то больше нравятся мои стилизованные мультяшные люди с выпуклыми глазами и румяными щеками, кому-то абстрактные бесформенные эксперименты — и все это моя визитная карточка. 

В детстве творчество было неотъемлемой частью моей жизни, ответом на вопрос: «А чем же заняться?». В классе 6-7 оно дало мне какую-то цель — я была в чем-то хороша, а значит, могла использовать это чтобы стать профессионалом. А в более старших классах, на пути к неизвестной взрослой жизни, творчество помогало мне выразить мысли и переживания, которые не находили ни слов, ни объяснений.

Мне необходимо было избавиться от бурлящих мыслей в голове, и я очень рада, что делала это через рисование, а не иными более травмирующими способами. Искусство всегда было и будет моим способом познания мира и себя в разные периоды жизни.

Алия Утенова

алия утенова

Instagram: @fsketcher

Есть два человека, которые дали мне импульс в искусстве — учительница ИЗО и преподаватель фэшн-иллюстрации в Милане. Татьяна Владимировна, преподаватель ИЗО в моей карагандинской средней школе, увидела во мне потенциал и безвозмездно занималась со мной после уроков, беседовала о живописи и отправляла мои работы на городские выставки.

Позже, уже в Милане, Анджело Монтанини вдохновил и познакомил меня с фэшн-жанром. Его работы из «Властелина Колец», выполненные маркерами и карандашами, были просто потрясающими. С тех пор-то я и работаю маркерами, а еще делюсь своей техникой со всем миром в интернете и рисую. Мой стиль выделяется контрастом, глубиной черного, персонажами с характером и небольшой меланхолией.  

Чем больше душа питается, тем лучше цветут полотна. 

Творчество — это продукт абстрактного мышления, того, чем обладает лишь человек. Это наша особая антенна, а мне любопытно, что же она может поймать. Из-за бешеного темпа жизни людей, основанного на рыночной экономике, мы теряем умение и терпение созерцать. Я хочу останавливать людей и наполнять их своими работами — в этом смысл моего творчества.

Александр Воронцов

Саша Роко
Иллюстраторы

Instagram: @rocko.sasha

Впервые начал рисовать в 13 лет, когда увидел друзей на районе и то, как они рисуют на стенах различные каракули. Загоревшись идеей и инициативой, стал практиковаться и рисовать шрифты, граффити, а затем уже перешел на бумагу. Спустя полтора года стал развиваться, знакомиться с граффистами и рисовать персонажей — так понял, что этот стиль нравится мне больше. Поступив в худшколу Кастеева, получил академические навыки и пришел уже к тому, что делаю сейчас.

Самый важный этап в иллюстрировании для меня — продумать то, как будет выглядеть композиция. Прежде всего мне важно понять главную мысль и визуализировать концепцию. Продумав идею, работа получается с первого дубля, без набросков. Думаю, что творчество в целом — это эмоции и чувства огромного количества людей и очень важная часть мира.

Творчество — это единственное, что я могу делать. Создавая, я отдаю частичку своей души другим людям.

Меня очень вдохновляет музыка — от нее зависит настроение, а от него, в свою очередь, зависит и то, что ты рисуешь. Я слушаю разные композиции, они могут быть спокойными или очень громкими, резкими, поэтому и рисунки становятся разными. Мне важно переносить свои мысли, эмоции и чувства на рисунки. Передавая их, мне становится намного легче. Кроме того, создавая, ты приносишь в мир что-то новое и интересное. 

Перизат Баймурзаева

перизат иллюстратор

Instagram: @perizatbg

Несмотря на то, что я с детства люблю рисовать, были пробелы, когда совсем не занималась творчеством. Однако, после окончания школы, повзрослев, начала рисовать снова и поступила на графический дизайн. В итоге начала профессионально заниматься созданием иллюстраций.

Меня вдохновляет природа — люблю изучать ее, выезжать на загородный отдых, изучать местность, подниматься в горы и много гулять. Также воодушевляют окружающие творческие люди, приятная атмосфера, интерьер. В последнее время наслаждаюсь более сложными иллюстрациями цифровых художников, которые передают на рисунках свою культуру и традиции. В работах для меня важно сочетание стилизованности и реализма. 

В данный момент больше всего рисую портреты. Мне нравится изучать героя, создавать его образ, видеть каждую морщинку, эмоции и передавать их на рисунке. Преимущество творческих людей ведь в том, что у них есть возможность реализовывать свои фантазии, донести до других свои чувства и мечты. Считаю, что в творчестве важно постоянно экспериментировать, искать новое, допускать ошибки, оттачивать мастерство и улучшать свой стиль, ведь ему нет предела. 

Айсулу Алмасбаева

Айсулу Алмасбаева

Instagram: @moonsulu7

Еще в садике я начала замечать, что мои рисунки и любовь к рисованию отличаются от сверстников. Тогда рисовала везде: на песке, гаражах, асфальте, бумаге, одежде. Затем начала срисовывать комиксы, после чего создавала их сама. Когда окончила художественную школу с отличием, мама хотела, чтобы я стала менеджером, но папа верил, что из меня выйдет хороший художник. Он говорил, что любой человек, став мастером своего дела, может достичь любых вершин — как материальных, так и духовных.

Моя мечта — стать мультипликатором, ведь еще в детстве Уолт Дисней был для меня примером. Сейчас я работаю над иллюстрациями к книгам, создаю персонажей, раскрываю их и помогаю авторам создавать новые миры в литературных произведениях. Я люблю теплые и сложные оттенки в работах, национальный стиль, традиции и орнамент.

Мне очень нравятся работы Бенжамина Лакомба, а из экранизации вдохновляюсь работами Хаяо Миядзаки, Гильермо дель Торо, студией «Дисней». Замечаю, что когда рисую тот или иной заказ, среди персонажей проглядываются мои близкие и знакомые люди. Например, все бабушки с лицом моей ажеки, а все папы — усатые, как и мой. Я даже мальчиков рисовала похожих на сына.

В своих работах хочу, чтобы зритель, посмотрев на них, испытал только положительные эмоции и менялся в лучшую сторону.

Истинный творческий человек как самозаполняющийся сосуд — если его не изливать, может треснуть. Точно так же и с моим творчеством — без него я не могу интересно жить. Мне нужно постоянно творить, рисовать, придумывать. 

Статьи STEPPE

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

О запуске стартапа в сфере блокчейн и развитии IT-бизнеса на международном рынке.

5 минут
5 минут
Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Тұлғаны қалыптастыру – туылғаннан басталатын және өмір бойы жалғасатын күрделі және көп қырлы процесс. Ата-аналар бұл процессте...

4 минуты
4 минуты
Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Сания Султанова — юрист в сфере интеллектуальной собственности, специализирующаяся на вопросах авторского права. Сания является...

12 минут
12 минут