«Люди доверяют нам своё настроение»: Три современных диджея о коммерческой музыке, заработке и импровизации

16 минут Лейла Калиева
Альтернативный текст
Партнерский

Акежан Кулиев (DJ AKI)

«Люди доверяют нам своё настроение»: Три современных диджея о коммерческой музыке, заработке и импровизации

Всю свою осознанную жизнь я слушал хип-хоп - его мне привили отец, сестра и друзья с раннего детства. В школьные годы я ходил в музыкальную школу, где продержался три года, и даже писал музыку для своего друга, который планировал стать успешным рэпером.

Когда я стал чуть старше, то ушел в танцы в направлении хип-хоп, которыми живу по сей день. Так я начал открывать хип-хоп культуру с новой стороны, находясь в постоянном поиске разнообразной музыки.

Чтобы стать диджеем, нужно желание, труд, любовь и немного таланта.

Диджеингу я научился сам, экспериментируя и пробуя совмещать разные жанры музыки. Комфортнее всего я чувствую себя в хип-хоп, фанк и хаус-направлении. Диджеингу несложно научиться самостоятельно, но я думаю, было бы полезно иметь человека, который направлял и показывал бы азы этого искусства.

Первое время я бороздил просторы интернета в поисках музыки, но со временем  разработал собственную систему поиска нужных мелодий. Иногда я целенаправленно собираю сеты (выступление диджея, состоящее из последовательности композиций - прим. ред.) дома, чтобы меньше париться на выступлении, а иногда прихожу на место и только там понимаю, что хочу играть.

Люди доверяют мне своё настроение, а к этому вопросу я подхожу более, чем серьёзно.

В Казахстане есть диджеи с хорошим музыкальным вкусом и развитыми навыками, которые спокойно могли бы спокойно играть на международной сцене. Однако у нас так много коммерческой музыки, что по-настоящему талантливые ребята теряются в толпе.

Мне нравятся современные казахстанские исполнители - каждый из них индивидуален и имеет особенный музыкальный стиль. Из современных музыкантов выделяю Райхану Мухлис - резко ворвавшись на казахстанскую сцену, она удивила всех неординарным звучанием. А благодаря Галымжану Молданазарау я начал любить песни на казахском языке и относится к казахской музыке без стереотипов. 

 

Послушать Райхану Мухлис
и Галымжана Молданазара

 
 

Помимо диджеинга, я также преподаю танцы и работаю в шоу-балете. Я ещё совсем молод, и моих доходов мне хватает, чтобы жить в достатке. Когда зарабатываешь на любимом деле, то даже не задумываешься, сколько ты получаешь за эту работу.

Николай Шкода (DJ Shkoda)

«Люди доверяют нам своё настроение»: Три современных диджея о коммерческой музыке, заработке и импровизации

Я прошёл стандартную «музыкальную карьеру» парня из провинции: в 11 лет начал учить песни Цоя на акустической гитаре, а в 13 - записывал рэп-треки у друга на самодельной студии.

В ноябре 2016 года случайно попал на вечеринку «Взлётной», где впервые услышал андеграундное техно, и был приятно удивлён. Спустя 2 недели начал учиться диджеингу в школе электронной музыки при «Взлётной».

Диджеинг для меня - возможность делиться эмоциями через музыку в таком виде, который мне нравится, и получать эмоции от аудитории в ответ.

Люди приходят на рейвы (вечеринки электронной музыки - прим. ред.), чтобы получить эмоции от музыки. Работа диджея заключается в том, чтобы передать их, погрузить аудиторию в определённую атмосферу. Однако каким бы техничным ни был диджей, он не сможет передать эти эмоции, если сам не испытывает их во время выступления.

В диджеинге главное - быть искренним, любить ту музыку, которую играешь и не пытаться угодить аудитории в ущерб своему музыкальному вкусу. Люди это сразу чувствуют, и настроение меняется.

Я прихожу на выступление с папкой в несколько десятков треков, стараюсь прочувствовать атмосферу зала, прислушиваюсь к своему настроению. Ко мне приходит понимание, с какого трека я хочу начать выступление. А дальше - я ловлю волну и импровизирую. В основном я играю в жанрах minimal techno, IDM, deep techno и acid house. Иногда люблю «пошалить» техно-ремиксами Gorillaz, Chemical Brothers или Depeche Mode.

Будет лукавством утверждать, что всё моё выступление - это абсолютная импровизация. Безусловно, у меня в голове есть мысли о том, какие треки я хочу сыграть. Но в большинстве случаев эти планы аморфны и выполняются лишь наполовину. Я так и не отыграл многие треки, которые приносил, потому что дома они мне казались крутыми, а во время выступления я считал их неуместными.

В диджеинге необходимо наличие музыкального вкуса. Если человек, впервые слыша музыку, не может сразу определить хороша она или нет, то ему будет очень сложно.

Спрос на качественную техно-музыку в Казахстане очень низок, но я думаю это исключительно вопрос времени. В постсоветских Украине и Грузии люди тоже не понимали что это, но сейчас сложно представить мировую техно-культуру без этих стран.

В Казахстане не очень много хороших музыкантов. Среди казахстанских исполнителей я могу выделить Скриптонита - он умеет выходить за рамки рэп-музыки, при этом оставаясь сугубо жанровым исполнителем. В итоге у него получается уникальный стиль, а не сборная солянка разных направлений. 

 

Послушать Скриптонита

 
 

Я отношусь к диджеингу как к хобби. Вопрос денег для меня никогда не стоял на первом месте - я занимаюсь этим, потому что мне нравится и не питаю иллюзий, что мне будут платить по 40 000 евро за сет. У меня есть основная работа, которая приносит мне стабильный доход. 

Алихан Асанов (DJ Ali Jazz)

«Люди доверяют нам своё настроение»: Три современных диджея о коммерческой музыке, заработке и импровизации

Есть момент из детства, который крепко отпечатался в моей памяти - мне 4 года и наш дом полон дисков с музыкой Луиса Армстронга. Был  тёплый августовский вечер, отец включил один из дисков, и заиграла песня «Let my people go». Закат пробирался сквозь окно, и это мгновение наполнило собой весь дом. Мы были вдвоём. Я смотрел на отца - он слушал музыку с закрытыми глазами, покачивая головой в такт. 

Спустя некоторое время старший брат увлёкся брейк-дансом и начал приносить домой кассеты с музыкой. Поскольку мы жили вместе, у меня не было выбора - приходилось просыпаться в детский сад под рэп (Смеётся).

На одном из баттлов (танцевальное состязание - прим.ред.), в которых участвовал мой брат, я стоял рядом с диджеем. Он включил трек перед финальным выходом танцоров, заполняя танцпол мощной энергией. Я находился рядом и испытал неописуемое удовольствие. С тех пор я начал увлекаться диджеингом, а на 18 лет родители подарили мне пару вертушек.

Диджеинг - это одна из форм присутствия музыки в моей жизни.

Работа диджея заключается в поиске материала - мы назваем это «диггинг». Я стараюсь находить эксклюзив, чтобы этот материал был только у меня. Для меня важно иметь собственное звучание - это одна из основных заповедей, которую забыли современные диджеи.

Иногда я играю на радио - включаю все самые любимые треки. На вечеринках же нужно видеть ситуацию на танцполе, видеть настроение, понимать энергию людей. Дома я готовлю лишь технические моменты сета.

Есть ребята, которые сидят на тоях за ноутбуком и переключают песни Кайрата Нуртаса. Называть их диджеями неуважительно по отношению к тем, кто реально работает над сведением, материалом и остальными деталями.

Чаще всего резиденство в клубе убивает в диджее диджея. Он сидит на заработной плате, играя то, что ему говорят. Обычно это топ-100 самых популярных треков. Вы не замечали, что в разных местах играет одна и та же музыка? Современные диджеи забыли, что их обязанность - знакомить людей с музыкой, просвещать их. Я отлично понимаю, что бизнес - это часть музыки, но если человек уважает себя, то не станет слушать этот шлак.

Иногда я предпочитаю слушать тишину. Но я никогда не устаю от музыки - для меня это всегда интересное путешествие. 

Отцом казахстанской музыки является Батырхан Шукенов - его музыка сопровождает нас всех с самого детства. Всем музыкантам есть, чему у него поучиться, ведь он очень искренне подходил к созданию своих песен. Его музыка пропитана любовью, и я этим вдохновляюсь. 

 

Послушать
Батырхана Шукенова

 
 

Чтобы познакомиться с музыкальным наследием Казахстана, заходите на musicme.the-steppe.com.


 

Статьи STEPPE

Казахстанские студенты в Азии: каково учиться в Китае и Южной Корее

Чтобы получить высшее образование, они выбрали жизнь вдали от дома, семьи и друзей. Мы поговорили с молодыми казахстанцами, уехавшими на обучение в Китай и Южную Корею, и узнали, почему иностранцам проще поступить в корейский вуз, чем местным, зачем несовершеннолетним нужен опекун в Китае и хотят ли герои интервью возвращаться в Казахстан.

14 минут
14 минут

Эксперимент: Как я отказалась от косметики

Наш автор продержалась несколько месяцев, заново полюбила себя и вернула макияж в повседневную жизнь.

7 минут
7 минут
Партнерский

Спецпроект «Будь здоров»: Как работать в офисе и не вредить своему здоровью

Работа в офисе полна скрытых опасностей: сидячий образ жизни, бесконечные торты и вечно болеющие коллеги - всё это негативно сказывается на здоровье рядового сотрудника. Совместно с сетью аптек «Биосфера» и семейством продуктов «Дыши», мы решили узнать, чем вреден пассивный образ жизни, как противостоять конфетным перерывам и что делать, чтобы защитить себя от всех опасностей офисной среды.

10 минут
10 минут

Чем отличается американское образование от казахстанского?

Объясняет бывший специалист образования посольства США Майра Тунгатарова.

11 минут
11 минут