«Я считаю, что дизайнеры должны быть вечными учениками»: интервью с бывшим вице-президентом Apple Доном Норманом

8 минут Аяна Сейтхан
«Я считаю, что дизайнеры должны быть вечными учениками»: интервью с бывшим вице-президентом Apple Доном Норманом

Дон Норман эксперт в области дизайна и UX, соучредитель консалтинговой компании по компьютерным пользовательским интерфейсам Nielsen Norman Group, научный сотрудник дизайн студии IDEO и бывший вице-президент Apple. В ходе своей карьеры Дон Норман занимался исследованиями и разработкой продуктов, которые кардинально изменили подход к созданию пользовательских интерфейсов. Его книги, такие как «Дизайн привычных вещей» и «Эмоциональный дизайн», стали любимыми книгами для дизайнеров по всему миру, помогая лучше понять психологию пользователя и значимость удобства использования. 

Редакция STEPPE поговорила с Доном о том, как будет развиваться дизайн в будущем и какими навыками должны обладать дизайнеры уже сейчас.


— Каковы ключевые качества хорошего дизайнера?

Прежде всего, это эмпатия. Дизайнер должен уметь поставить себя на место пользователей, понимать их потребности, ожидания и боли. Это позволяет создавать дизайн, который не просто красив, но и функционален, удобен и полезен. Эмпатия помогает дизайнерам смотреть на проблему не с собственной точки зрения, а с точки зрения тех людей, которые будут использовать продукт или интерфейс. Без этой способности дизайнер может легко сконцентрироваться на том, что кажется важным лично ему, упуская из виду ключевые потребности пользователей.

Далее, важным качеством является умение решать проблемы. Дизайн — это не просто создание эстетически привлекательных вещей, это решение реальных задач и проблем пользователей. Дизайнер должен уметь анализировать ситуацию, находить коренные причины проблемы и предлагать оптимальные решения, которые бы устраивали все стороны.

Креативность и способность к генерации идей также играют важную роль. Дизайнер должен уметь мыслить нестандартно, предлагать инновационные решения, которые могут выделить продукт. Важно не бояться экспериментировать, но при этом всегда помнить о целях проекта и пользователях.

Кроме того, дизайнер должен обладать отличными навыками коммуникации. Он должен уметь ясно и понятно объяснять свои идеи как команде, так и клиентам, вести конструктивные обсуждения и защищать свои решения. Без эффективной коммуникации даже самые блестящие идеи могут остаться нереализованными.

Наконец, хорошему дизайнеру необходимо быть внимательным к деталям. Даже самые мелкие элементы могут существенно влиять на пользовательский опыт. Умение работать с мелкими деталями помогает создавать по-настоящему качественные и профессиональные дизайны.

— Как вы принимаете решения при возникновении противоречий между требованиями пользователей и техническими ограничениями?

— При возникновении противоречий между требованиями пользователей и техническими ограничениями важно помнить, что дизайн — это всегда компромисс между идеалом и реальностью. Ключевым аспектом в таких ситуациях является понимание того, что приоритетным является удовлетворение потребностей пользователей. Тем не менее, нельзя игнорировать и технические ограничения, поскольку они определяют, что возможно и что нет с точки зрения реализации.

Первым шагом в такой ситуации является тщательный анализ проблемы. Нужно разобраться, действительно ли требования пользователей находятся в конфликте с техническими возможностями или же это лишь кажущееся противоречие. Иногда оказывается, что требования пользователей могут быть неправильно интерпретированы или основаны на ошибочных предпосылках. В таких случаях необходимо пересмотреть запросы и ожидания, возможно, провести дополнительные исследования или интервью с пользователями, чтобы уточнить их потребности.

Следующий этап — это совместная работа с разработчиками и другими членами команды. Здесь важна коммуникация: дизайнер должен четко донести до команды, какие именно аспекты пользовательского опыта важны, и вместе с ними искать решения, которые могли бы удовлетворить все стороны. Например, можно предложить альтернативные подходы или функции, которые бы компенсировали те или иные технические ограничения.

Также важно быть креативным в поиске решений. Креативность позволяет находить новые способы обойти ограничения и реализовать задуманное. Это может включать использование других технологий, переработку архитектуры приложения или поиск новых подходов к дизайну интерфейса.

В конечном счете, принятие решений в таких ситуациях требует баланса между желаемым и возможным. Иногда приходится жертвовать частью функционала или упрощать дизайн, чтобы проект остался жизнеспособным. Важно, чтобы эти компромиссы были осознанными и не ухудшали пользовательский опыт.

— У вас всегда был такой взгляд на дизайн? Или ваши взгляды изменились со временем?

Мои взгляды на дизайн значительно изменились со временем, и я уверен, что они будут продолжать эволюционировать. На начальном этапе своей карьеры я был больше сосредоточен на визуальной стороне дизайна. Мне было важно, чтобы все выглядело красиво, чтобы элементы были гармонично расположены и производили приятное впечатление. Однако со временем я понял, что дизайн — это не только визуальная составляющая, но и функциональность, удобство и соответствие потребностям пользователей.

Один из ключевых моментов в моем профессиональном развитии произошел, когда я начал активно работать с реальными пользователями и углубился в изучение пользовательского опыта (UX). Я понял, что мои личные предпочтения и вкусы не всегда совпадают с тем, что нужно пользователям. Начав проводить больше исследований, опрашивать пользователей, тестировать прототипы и анализировать поведение людей, я осознал, насколько важно учитывать мнение конечных пользователей при разработке дизайна.

Работая с различными культурами и аудиториями, я также понял, что подходы к дизайну могут сильно различаться в зависимости от контекста. То, что хорошо работает в одном регионе или для одной группы людей, может быть совершенно неприменимо в другом контексте. Этот опыт научил меня быть более гибким и открытым к новым идеям и подходам.

Со временем я также стал больше ценить важность коллаборации и командной работы. Ранее я стремился самостоятельно решать все задачи, но теперь понимаю, что взаимодействие с разработчиками, маркетологами и другими специалистами помогает создавать более комплексные и успешные проекты. Команда позволяет взглянуть на задачу с разных сторон и найти решения, которые были бы невозможны в одиночку.

Сегодня я стремлюсь к тому, чтобы постоянно учиться, развиваться и быть в курсе последних тенденций в дизайне. Я считаю, что дизайнеры должны быть вечными учениками, которые не боятся пересматривать свои взгляды и адаптироваться к новым условиям.

— Как искусственный интеллект и виртуальная реальность влияют на дизайн?

— Искусственный интеллект (ИИ) и виртуальная реальность (VR) оказывают огромное влияние на современный дизайн, открывая перед дизайнерами новые возможности и ставя перед ними новые вызовы.

Искусственный интеллект позволяет автоматизировать многие процессы, которые раньше занимали много времени. Например, ИИ может анализировать большие объемы данных и предлагать оптимальные решения на основе анализа поведения пользователей. Это значительно ускоряет процесс проектирования и позволяет дизайнерам сосредоточиться на творческих аспектах работы. Используя ИИ, можно создавать персонализированные интерфейсы, которые адаптируются под конкретного пользователя, улучшая его опыт взаимодействия с продуктом.

Кроме того, ИИ может помогать в генерации идей и концептов. Современные инструменты на основе ИИ могут предлагать дизайнеру различные варианты композиций, цветовых схем или шрифтов, что облегчает процесс поиска оптимального решения. Однако, несмотря на все преимущества, важно помнить, что ИИ не может заменить творческую интуицию и креативность человека.

ИИ — это инструмент, который помогает дизайнерам, но не определяет окончательный результат.

Виртуальная реальность открывает совершенно новые горизонты для дизайнеров. С помощью VR можно создавать интерактивные 3D-пространства, которые пользователи могут исследовать в реальном времени. Это особенно полезно для архитекторов, дизайнеров интерьеров и продуктов, так как позволяет визуализировать проекты и вносить изменения на ранних этапах разработки. Виртуальная реальность позволяет пользователям погружаться в созданные дизайнером миры, что открывает новые возможности для взаимодействия и вовлеченности.

Однако использование этих технологий требует новых навыков и подходов. Например, при работе с VR важно учитывать не только визуальную составляющую, но и физическое восприятие пространства пользователем, его движения и взаимодействие с объектами. Это требует от дизайнеров углубленного понимания психологии восприятия и эргономики.

Несмотря на все преимущества, важно помнить, что как ИИ, так и VR — это инструменты, которые требуют внимательного и осознанного использования. Они не заменяют фундаментальные принципы дизайна, а лишь дополняют их, предоставляя новые возможности для творчества и инноваций.

Какие современные тренды дизайна для вас самые интересные?

— Сегодня множество дизайнеров используют свои навыки для решения глобальных проблем, и это, по моему мнению, одно из самых интересных направлений. Особенно мне близок дизайн, ориентированный на человечество (Humanity-Centered Design), который акцентирует внимание не только на краткосрочном эффекте, но и на долгосрочном воздействии работы дизайнеров на общество. Дизайнеры все больше берут на себя ответственность за создание решений, которые могут изменить мир к лучшему, и это меня вдохновляет. Я вижу, как увеличивается интерес к устойчивому развитию, к разработке продуктов и услуг, которые могут принести реальную пользу людям и планете. Тренды, связанные с инклюзивностью и разнообразием в дизайне, также играют важную роль, ведь дизайн, который учитывает потребности разных групп людей, способствует созданию более справедливого и равного общества. Эти аспекты и являются для меня наиболее интересными и значимыми в современном дизайне.

Какие навыки и знания будут более важны для дизайнеров в будущем?

— В будущем будет недостаточно просто владеть техническими навыками. Им будет необходимо глубокое понимание глобальных проблем, истории, философии и культуры. Эти знания помогут разработчикам решать более сложные задачи, связанные с социальными и гуманитарными аспектами. Мы живем в мире, где технологии и общество все больше пересекаются, и те, кто смогут объединить технические знания с гуманитарными, будут в особом спросе. Важно будет не только создавать продукты, но и понимать, как они влияют на общество и человечество в целом. Навыки коммуникации и умение работать в мультидисциплинарных командах также станут критически важными. Ведь будущее будет требовать от разработчиков не только технических знаний, но и способности взаимодействовать с представителями других областей для создания комплексных и ответственных решений.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Контемпорари и балет: кто развивает танцевальную сцену Казахстана

Контемпорари и балет: кто развивает танцевальную сцену Казахстана

Контемпорари — это современный танец, который появился в ХХ веке и продолжает развиваться до сих пор. Его главное отличие от...

3 минуты
3 минуты
«‎Я сам не считаю себя человеком с хорошим образованием»: интервью с Яном Топлес

«‎Я сам не считаю себя человеком с хорошим образованием»: интервью с Яном Топлес

25-28 июля в Астане прошел Comic Con Astana. Редакция STEPPE посетила фестиваль, чтобы поговорить с некоторыми приглашенными...

3 минуты
3 минуты
Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

До 1917 года женщины не имели большинства гражданских прав. Ленин называл это «возмутительным пережитком крепостничества и...

1 минута
1 минута
Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут