Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне
В современном мире забота об экологии перестала быть просто трендом — это уже обязательная составляющая успешного бизнеса и...
На экраны страны вышел новый фильм Люка Бессона — «Валериан и город тысячи планет». Это космоопера про межгалактических агентов, которые спасают свой дом — гигантскую космическую станцию Альфа, на которой живут миллионы различных существ со всей галактики — от таинственной угрозы. Автор «Степи» посмотрел самый дорогостоящий европейский фильм в истории и рассказал, почему деньги не спасли его от провала.
Люк Бессон достиг зрительского успеха благодаря тому, что использовал голливудский инструментарий, чтобы снимать авторское кино. То есть кино, в котором он проговаривал что-то личное, важное для самого себя. Ведь стрельба и взрывы — совсем не главное в «Леоне», в котором, если вспомнить, есть только одна по-настоящему экшн сцена. А главное — это история эмоционально искалеченного человека, который позволил себе полюбить что-то, кроме комнатного цветка.
Однако незаметно для себя, но крайне заметно для зрителей, Бессон растерял какую-то искренность и стал снимать просто мейнстримное кино. Окончательно это стало понятно более десяти лет назад, когда вышел фильм «Артур и минипуты». Продолжается это и поныне, что видно и в новой картине режиссера — «Валериан и город тысячи планет».
Можно ли ставить такую перемену в творчестве режиссеру в укор? Думаю, нет. Ну, пока было ему что сказать, он говорил. Теперь сказать нечего. Обидно, конечно, но ничего не поделаешь. Не менять же теперь профессию. Человек переквалифицировался из автора в ремесленника. Что ж, значит оценивать его работы нужно по другим критериям.
К сожалению, даже по критериям Голливуда новый фильм Люка Бессона не получился. Потому что режиссер, заигравшись с красивой графикой, совсем забыл про основы хорошего блокбастера. А этого делать нельзя, даже если в кармане есть пару сотен миллионов бюджета.
Чтобы зрителю было интересно следить за фильмом, он должен сопереживать героям. В «Валериане» это делать непросто по ряду причин. Во-первых, ведущих персонажей можно описать буквально парой слов: «плейбой-сорвиголова» и «умница с кулаками». Причем, суть этих персонажей именно проговаривается, а не показывается через их действия. Тут на помощь могла бы прийти игра актеров и банальная харизма, но и этого нет. Какой-нибудь Ченнинг Татум мог бы просто есть мороженое на камеру и уже оставил бы впечатление смельчака-сердцееда.
Вместо этого на экране Дэйн Дехаан, похожий на болезненного подростка. Его партнерша по площадке Кара Делевинь, хоть и обладает некоторым шармом, но играть не умеет. Хороший артист Клайв Оуэн, очевидно, просто пришел заработать денег. Из задействованных актеров запоминается только Итан Хоук, который в отведенные ему пять минут на экране с видимым удовольствием дает джазу, играя эпатажного космического сутенера.
Во-вторых, персонажей этих позиционируют как лучших агентов галактики. В это поверить сложно, потому что оба главных героя выглядят как подростки. С другой стороны, статус лучших в своем деле порождает еще одну проблему — за безупречными скучно наблюдать. У Валериана нет какого-то изъяна, а следовательно — он не испытывает трудностей, не проходит через моральные дилеммы, не меняется и не учиться чему-то. Зачем же нам переживать за плоского и статичного героя? Бессон пытается на скорую руку устранить свою ошибку в последние десять минут фильма, но качественная арка персонажа должна развиваться в течение всего фильма.
В-третьих, зритель должен быть эмоционально вовлечен в происходящее. За это в фильме должна была отвечать любовная линия между Валерианом и Лорелин, но и здесь провал.
Мало того, что между ДеХааном и Делевинь нет экранной химии, так еще и между их героями по сюжету не было никаких романтических отношений. А буквально через минут двадцать после начала фильма герой ни с того ни с сего предлагает своей напарнице руку и сердце. И она, вроде как, не против, просто не уверена. Складывается ощущение, что Валериан решил устроить себе брак по расчету. Мол, Лорелин — баба толковая, да и все равно вместе работают.
Помимо персонажей, блокбастер должен обладать еще и интересным сюжетом. С этим у Бессоновского творения тоже беда. Многие сцены можно попросту выкинуть или сократить, не навредив при этом истории.
Фильм должен был строиться на детективной составляющей, но режиссер выдает все карты еще в самом начале. Более того, большинство экранного времени главные герои даже не двигают сюжет. Они теряют друг друга, потом ищут и находят, потом снова теряют, но к разгадке тайны ближе не становятся. А тайна раскрывается сама собой. Зачем тогда нам следить за похождениями Валериана и Лорелин — непонятно.
Если вы думаете, что фильм несет в себе хотя бы какую-то интеллектуальную ценность — вы ошибаетесь. Режиссер говорит, что на него сильно повлиял «Аватар» Джеймса Кэмерона, и это видно. Посыл фильма прост и банален: империалисты — плохие, индейцы/на’ви/перлы — хорошие. Те великие мысли, которые режиссер не смог показать через сюжет, он просто вкладывает в уста героев. Так, сентенции про любовь, которая спасет вселенную, звучат здесь даже смехотворнее, чем в «Интерстелларе».
Самое обидное, что у данного фильма действительно был потенциал. Творческая команда разработала многообразную, яркую и насыщенную деталями вселенную. Космический мегаполис, населенный представителями тысяч инопланетных рас, со своими культурами и технологиями — отличный сеттинг для фантастического блокбастера.
Специалисты по визуальным эффектам тоже постарались на славу — мир «Валериана» выглядит живым, настоящим, и поражает своей красотой. Некоторым этого будет достаточно. Если вы — ценитель красочного визуального ряда, то стоит пойти на фильм в IMAX зал, чтобы увидеть каждый пиксель сказочного бескрайнего неба тропической планеты Мюль.
Однако, как оказалось, с авторским посылом от Бессона ушло и авторское видение. В этом плане, визуальная часть фильма — заслуга художников. То есть, мир фильма создан с умом и воображением, а поставлены сцены совсем без души. Технически безукоризненно, но без огонька. В этом плане, простой штурм квартиры в «Леоне» смотрится свежее и интереснее, чем космические перестрелки с роботами. Сцены с рукопашным боем так вообще сняты лениво и безалаберно.
С другой стороны, стоит упомянуть, что несколько по-настоящему остроумных придумок в «Валериане» все-таки есть. Например, в самом начале фильм элегантно показывает 700 лет космического развития человечества за несколько минут, да еще и без единого слова. Эпизод с танцем красивой певицы Рианны как красив, так и не обязателен. А сцена с восточным базаром в параллельной реальности действительно блещет энергией и фантазией. В прочем, это лишь отголоски былого Бессона.
В итоге, нельзя сказать, что «Валериан и город тысячи планет» — совсем уж плохое кино. На создание ушло 180 миллионов долларов, рекордная сумма для французской киноиндустрии. Не стану врать, на экране видно каждый потраченный цент. Правда, стоило все-таки не пожалеть пары миллионов на сценариста получше.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)