Там, где все двери открыты
О «точках притяжения» креативной индустрии и местах, которые меняют не только города, но и...
Представьте себе урок истории Казахстана, на котором школьники играют в настольную игру про Казахское ханство. Главные герои — четыре султана – борются за власть на просторах великой степи, но верховным правителем станет лишь тот, кто призвал под свои знамена больше родов. В новом году такие занятия станут реальностью.
Настольной пошаговой стратегии «Қазақ Хандығы» всего полгода. Ее уже назвали казахстанской версией «Игры Престолов» — настолки по мотивам романов Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». И хотя отечественный проект не привязан к конкретным историческим событиям, в нем собраны многовековые традиции казахского народа и вполне реальные ситуации из жизни кочевников: сражения, набеги, тои, джуты и многое другое.
Научиться играть в пошаговую стратегию и побороться за первенство с другими игроками создатели игры «Казахское Ханство» предложили алматинцам на тематическом чемпионате.
В первом раунде участвовали 86 человек, в финал прошли только четверо. Игровое пространство организаторы оформили в стиле ханской ставки, окруженной юртами, доспехами и оружием со съемочной площадки сериала «Қазақ Хандығы».
«Одна из моих целей, чтобы в каждой казахстанской школе появилась наша игра. В Алматы и Астане уже есть школы, готовые к сотрудничеству, — рассказывает создатель игры Кобланды Жанабекулы, — Зная, что у нас пока нет качественных настольных изданий, оформленных не хуже европейских, я задался вопросом, почему бы не выпустить стратегию в Казахстане?
Наша карточная боевая система напоминает «Игру престолов», круглое игровое поле из монополии, есть отсылки к нардам. При этом «Қазақ Хандығы» не копирует какой-либо зарубежный проект.
Функционал и механику игры мы проработали сами. Игроки, увлекающиеся историей, смогут провести параллели с реальными событиями. Допустим, как Абылай-хан объединил рода и жузы при своем правлении».
В игре могут участвовать от двух до четырех человек. У каждого игрока свое знамя с изображением тотемного животного: беркута, тигра, барса или волка. Круглое игровое поле состоит из ячеек, с нарисованными родовыми знаками. Побеждает тот, кто первый объединил 11 ячеек под своим флагом.
В начале первого раунда игроки получают по 5 жетонов власти и юрт. Сделав ход на любую из ближайших пяти клеток, необходимо занять одну ячейку. Если поставить на нее жетон власти, конкуренты легко смогут заменить его на свой. Там, где стоит юрта, султана поддерживает род, и за такую ячейку придется побороться.
Фишки восполняются после каждого круга. Чем меньше свободных ячеек, тем активнее борьба за каждый род. Захотите, к примеру, переманить на свою сторону кереев или аргынов, придется напасть на соперника-султана.
«Этно-игра «Казахское ханство знакомит игроков с родами и племенами, на игровом поле нарисованы тамги. Настольной игрой уже заинтересовались две школы. Ученики могли бы сыграть в нее, изучая тему казахского ханства, и быстрее поймут эту тему. Мы будем тестировать игру в школах в январе, а также планируем провести еще один турнир среди детей с особыми потребностями», — отмечает Батыржан Сейдомар, руководитель общественного фонда «Наследие кочевой цивилизации».
Для боя каждому игроку выдается пять карт с персонажами разной силы. По команде соперники сбрасывают по карте, и побеждает, тот у кого больше очков. Если вы защищаетесь, поддержка вашего рода даст небольшой бонус.
Победить в игре поможет хитрая стратегия, но никто не отменял эффекта неожиданности. На поле есть три непредсказуемые ячейки, называются они «джут», «той» и «базар». Попадая на одну из них, игрок вытаскивает карточку и может получить три очка к силе, лишиться двух жетонов власти в пользу соперника, потерять контроль над родом и многое другое.
Настолки хороши тем, что объединяют игроков самых разных возрастов, неважно семь тебе или пятьдесят семь. Кстати, оба игрока этого возраста дошли до до четверть–финала. Победителем соревнований стал один из основателей клуба ролевых игр «Aydahar» и опытный игрок Айдос Шакенов.
«Настольная стратегия получилось атмосферной, как говориться, с хорошим flavor-ом – вовлеченностью автора игры в созданную им игровую вселенную, — считает Айдос. — Боевая система в «Казахском Ханстве» напоминает «Цивилизацию», но зато здесь ты не восполнишь армию, пока не сыграешь всеми картами. Залог победы – заранее продуманные ходы. Если же за игровым столом соберутся опытные игроки одинакового уровня, выиграет, скорее всего, тот, кто вытянет больше удачных случайных карт на специальных ячейках».
Поиграть в «Қазақ Хандығы» можно в литературном кафе «451 градус» и Time Café в Алматы и Астане.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)