Почему культ креативности делает нас менее изобретательными?

7 минут Гульнар Наурызбай
Альтернативный текст

Креативность называют самым востребованным качеством XXI века. Именно с этим качеством связывают успешность бизнеса. Изобретательность и креативность стали объектом желания не только где-нибудь в Америке, но и в Казахстане. Каждый родитель теперь хочет, чтобы у ребенка обязательно были эти заветные качества, но возможно ли воспитать в человеке креативность? Этим вопросом задаются редакторы Quartz.com.
 



За ответом они обращаются к книге писательницы и учительницы Дианы Сенешаль Mind Over Memes, в которой автор говорит о том, что креативности невозможно научить так, как это делают работодатели и учителя сейчас.

Креативности обучают как базовому качеству, но Диана утверждает, что это качество должно развиваться самостоятельно и его нельзя измерить, оценить или разобрать по пунктам.

К примеру, платформа Partnership for 21st Century Learning, создатели которой утверждают, что детей можно обучать быстрому мышлению и принятию нестандартных решений. Или Международная организация для кооперации и развития (International Organization for Cooperation and Development), основным положением которой является то, что образование должно быть сосредоточено на культивировании и воспитании креативности.

Глядя на эти примеры можно подумать, что креативность всё равно что язык программирования, которому можно обучиться онлайн. Как будто возможно оценить изобретательность по 100-балльной шкале. Действительно, высокие показатели теста могут говорить об умении анализировать, но едва ли это скажет об умении изобретать и вносить новшества.

Автор книги говорит, что нельзя научиться креативности, не изучив базовых навыков. Взять, к примеру, музыку. Перед тем как музыкант учится сочинять, он знакомится с нотами, аккордами и октавами. За этим следует практическая часть, и только потом на свет появляется музыкальное произведение. Так же и с креативностью: невозможно сгенерировать что-то без глубокого понимания основополагающих принципов и механизмов системы.

 

Догматичный подход к креативности душит саму изобретательность. В книге Диана пишет так: «Креативность нельзя воспринимать как институт, а лучший способ способствовать ее развитию — дать немного пространства. Изобретатель создаёт нечто не из-за того, что старается «быть креативным», а просто потому что ищет новое решение проблемы. Для этого нужен длительный и упорный труд: желание узнать нечто со всех сторон, даже если некоторые считают это бесполезным».

Сенешаль ничего не имеет против того, что креативность важна, она лишь хочет, чтобы мы изменили подход к ней.

По мнению Дианы, креативность — штука сложная и простая, новая и старая одновременно. Ни одна инновационная идея не взялась с воздуха — это смесь старого и привычного с новым и необычным. В пример писательница приводит своего дядю — Чарльза Фишера. Он жил в XX веке и запатентовал немало изобретений. Каждое из них было гениально и просто, но в их основе лежал один общий принцип — понимание того, как работает пружина. Это, в свою очередь, он изучил, будучи мастером-инструментальщиком.

Диана предлагает новый подход к креативности — вместо того, чтобы просить людей продемонстрировать их изобретательность, дайте им пространство для творчества. Вместо того чтобы просить продемонстрировать способность анализировать, компании и школы должны позволять ученикам, студентам и работникам повозиться с их идеями и поэкспериментировать.

На своих занятиях Диана заметила, что некоторые ученики не могут работать в классе, но прекрасно справляются с заданиями дома. Разрешив ученику забрать тетрадь домой, она дает возможность продемонстрировать изобретательность. «Чтобы достичь чего-то значимого, иногда нужно покопаться в проблеме и решить ее не спеша», — говорит Сенешаль.

А если некоторые действительно хотят превратить креативность в институт, нужно в первую очередь научиться терпению и умению распознавать реальную изобретательность. Сенешаль считает, что на изобретательность нельзя давить. «Возможно, худшая вещь для изобретательности это догма», — пишет она.

Автор считает, что мы должны быть креативнее в самом понимании изобретательности, потому что это не то, что учителя и управленцы могут напрямую вычислить и оценить, но нечто, что обязательно проявится в нужную минуту.

 

 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Самодисциплина: Как она работает на самом деле?

Рассказываем о том, как на самом деле работает дисциплина.

3 минуты
3 минуты

Жизнь в фотографиях: Стэн Ли - создатель Человека-паука и Халка

12 ноября в Калифорнии скончался Стэн Ли. Вспоминаем яркие моменты его жизни в фотографиях.

3 минуты
3 минуты

Центр распространения знаний: Как решается проблема досуга региональной молодежи?

Председатель МК «Жас Отан» Данияр Сундетбаев рассказал «Степи» о проблемах молодежи в регионах, важности обратной связи и их новом проекте «Центры распространения знаний».

16 минут
16 минут

Digital Trust Report 2018: Какой социальной сети можно верить?

Рассказываем про доверие к таким социальным сетям, как Facebook, Twitter, Snapchat, Instagram, LinkedIn и YouTube.

3 минуты
3 минуты