Там, где все двери открыты
О «точках притяжения» креативной индустрии и местах, которые меняют не только города, но и...
Вчера в прокат вышел новый казахстанский фильм — «NINETY ONE». Это художественная версия истории реального отечественного бойзбенда, о котором вы наверняка слышали хотя бы в новостях. Автор «Степи» посетил премьерный показ и был приятно удивлен.
Должен признаться, по пути в кино я испытывал большие опасения. Во-первых, от наших картин вообще, будем честны, хорошего не ждешь. Во-вторых, восторгов наших пятнадцатилетних соотечественниц по отношению к группе NINETY ONE я не разделял. Мое отношение, как и многих других моих знакомых, было таким: «Ну поют, танцуют, кому-то нравится, молодцы. Мне то что?». Поэтому, я резонно предполагал, что раз я не отношу себя к eagles (так себя называют фанаты этого коллектива), то и фильм не для меня.
Выложу карты на стол сразу — я ошибался в моих предубеждениях. Фильм оказался снят на уровне, который намного выше средней температуры по казахстанской больнице. Более того, он ориентирован не на поклонников группы, а совсем наоборот.
Однако, если забыть про казахстанский контекст, то, по гамбургскому счету, фильм не получился. Есть два типа провалов: когда говорить, в принципе, не о чем, и когда творческую неудачу хочется разбирать, анализировать Новая работа режиссера Аскара Узабаева («Коктейль для звезды», «Осторожно, корова!», «Glaмұр для дур») как раз из второй категории. Теперь, о деталях.
По своей сути, «NINETY ONE» — это спортивная драма, типа «Рокки», или прошлогоднего «Эдди „Орёл“». Только спорт здесь заменён на творчество.
В остальном, все по лекалам жанра. Есть талантливый и решительный новичок (группа NINETY ONE). В него никто не верит, кроме сурового, но мудрого тренера (продюсер коллектива Ерболат Беделхан). Тренера в какой-то момент подводит здоровье, что мы видели и в «Рокки 3» и в «Крид: Наследие Рокки». Потом идет первый бой (песня), первый успех, трудности и титул чемпиона (победа на музыкальной премии).
Такая жанровая принадлежность отлично работает для истории молодых артистов, и идет фильму на пользу. Было бы намного хуже, если бы создатели попытались сделать фильм о глубинных творческих поисках. Ведь все понимают, что NINETY ONE — это, в первую очередь, качественный коммерческий проект, и в этом нет ничего плохого. А в таких проектах, как и в спорте, побеждает упорство, труд и самоотверженность.
Еще хочется отметить, что «NINETY ONE» — один из немногих отечественных фильмов, в которых люди разговаривают по-человечески. Не как роботы, не как персонажи, которым надо донести авторский посыл, а как мы. Обычным казахским языком (не волнуйтесь, для русскоязычных есть субтитры).
Наверное, на органичность диалогов повлияло то, что актеры-дебютанты играли самих себя. И обычные разговоры, шутки и споры между собой им удаются натурально — в жизни все так у них и было. Поэтому начинаешь верить их дружбе, командному духу. Поэтому, действительно смешат вкрапления юмора. И даже их наивные внутрикомандные нежности (приветствия типа «Будем счастливы» и общие кричалки) смотрятся не нелепо, а умилительно.
Конечно, когда в сценарии случаются попытки «дать драматизьму», получается литературщина. Как, например, сцена, в которой два друга пытаются друг друга переубедить и вдруг переходят на рэп.
Артисты и сами, наверное, понимали, что в жизни такого бы не случилось, поэтому в такие моменты фальшивили. К счастью, их в фильме немного.
С визуальной точки зрения, картина выглядит очень достойно. Из бюджета (менее ста тысяч долларов, по словам режиссера) создатели выжали максимум. Аскар Узабаев умело выстраивает кадры и, что намного важнее, сцены. Почти весь фильм снят на ручную камеру, что придает ощущение документальности, реальности происходящих событий. Тут можно вспомнить «Рестлера» Даррена Аранофски, другую спортивную драму.
Есть и несколько неплохих придумок, типа съемки в стиле «репортажа папарацци» в сцене создания образа группы стилистами или «тормозящая» замедленная съемка в волнительный момент перед выходом на сцену. Также фильм начинается со сцены, хронологически идущей ближе к концу истории. В этой сцене концерт группы отменяют, и продюсер Ерболат кричит от бессилия. Позже, мы ближе знакомимся с этим персонажем и узнаем, что он очень скуп на какие-либо эмоции. Поэтому, когда через час после начала мы снова видим первую сцену уже в контексте истории, бурная реакция Ерболата уже играет новыми красками.
Фильм изобилует длинными планами, которые стали популярны в народе после «Бёрдмэна» и «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Дело в том, что непрерывная монтажом съемка используется не просто так, она имеет на зрителя определенный эффект. Например, создает и удерживает напряжение. Это отлично сработало в первой сцене «NINETY ONE», когда героев не пускают на собственный концерт.
Однако в фильме длинных планов очень много, из-за чего их эффект девальвируется. Зачастую, их используют впустую, просто чтобы был. Тут можно вспомнить «Олдбой» Пак Чхан-ука, в котором длинный план применяется точечно, лишь однажды за фильм, и бьет наповал. Но это так, эстетские придирки.
Главной претензией к фильму является слабый сценарий. Да, в нём хорошие диалоги, и каждая сцена, рассмотренная по-отдельности, смотрится хорошо. Вот только в цельную картину эти сцены не сливаются. В фильме нет какой-то линии, которая идет от начала до конца. Сценарий получился фрагментарным, словно компьютерная игра с уровнями «первая песня», «стилисты», «первый клип» и т.д. Поэтому, и концовка филма наступает неожиданно, оставляя чувство незавершенности.
Но это лишь следствие, а причина в том, что в фильме не раскрыт ни один персонаж. После просмотра вы не сможете вспомнить, кто из них ZAQ, а кто ALEM. Да, в совокупности они складываются в один персонаж — NINETY ONE — что позволяет зрителям «болеть» за их победу. Однако эмоциональной привязанности и сопереживания хоть к одному из героев не возникает. Ведь для этого не достаточно показать отца одного из персонажей в течение пяти минут в начале и пяти секунд в конце.
Поэтому главные герои не в состоянии создавать и двигать сюжет. Они лишь следуют указаниям продюсера, или отвечают на внешние раздражители. Сами они, за неимением прописанных и раскрытых линий и характеров, не принимают волевых решений, не меняются, поэтому не вызывают эмоционального отклика.
Это и является единственной ошибкой, которая тянет фильм вниз. Понять создателей можно — они хотели следовать фактам. Однако жизнь не всегда пригодна для кино, нужно додумывать и допридумывать.
Создатели поступили умно и сняли кино не для фанатов. Они нацелились на всех остальных — тех, кто группу открыто ненавидит, и тех, кто относится к ним , как к пустышке для детей. Расчет понятен. Фанаты купят билеты все равно. А раз так, то можно попробовать заодно и улучшить имидж среди обычного населения.
Хейтеры (то есть те, кто призывают концерты запретить, а группу разогнать), увидев фильм, должны понять, что участники NINETY ONE — не какие-то пришельцы, стремящиеся сжигать мечети и юрты и развращать наивную казахскую молодежь. Это обычные молодые люди, которые, как и все, хотят просто пробиться в жизни. Остальные же увидят, что успех этой группы не случаен, а заслужен трудом и профессионализмом. А значит, достоин внимания и уважения.
Все это, конечно, было бы продуманной и дорогой рекламой группы, если бы не одно обстоятельство. Фильм также имеет социальный подтекст и на реальном примере иллюстрирует закрытость и косность общества.
Имея такую яркую историю притеснения на руках, был велик соблазн поделить всех на плохих и хороших и пуститься в морализаторство. Однако режиссер поступает мудро и просто рассказывает про все глазами участника группы. И это оказывается наиболее эффективным.
Ведь когда ты оказываешься на месте человека, который два года репетировал и наконец выпустил первый хит, а за это тебя ругают родители, оскорбляют по телевизору, а потом еще и находят твой дом, чтобы хорошенько избить — никаких дополнительных слов не нужно.
В этом плане, самым сильным по эффекту является момент, в котором ноль придумки — просто подборка публичных высказываний про группу. Настоящих, из жизни. Не перебиваемых монтажом или комментариями героев. После этого момента на душе обидно и гадко.
В целом, «NINETY ONE» имел все шансы стать фильмом, которому не надо делать скидку на казахстанский продукт. Однако чуть чуть не дожали — со сценарием беда. Но если скидку эту все-таки сделать, а с размерами и состоянием нашего рынка не делать её было бы нечестно, то получилось совсем неплохое кино.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)