Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне
В современном мире забота об экологии перестала быть просто трендом — это уже обязательная составляющая успешного бизнеса и...
«Степь» поговорила с основателями школы диджеинга «Stay True» и узнала, как подростковое хобби переросло в нечто большее.
Идея открытия школы зародилась еще в детстве. В далеких 90-х дома стоял магнитофон, мы записывали хип-хоп и все остальное. Тогда всю музыку открывали на программе «Пятница», а потом на разных деках ставили касетки и сводили. В 14-15 лет, когда в первый раз увидел, как американцы скретчат, мне это показалось очень интересным. Родители, конечно, относились к моему хобби с юмором.
Открыть школу диджеинга я хотел давно, просто не было времени, так как был занят своей основной деятельностью – занимаюсь рекламным бизнесом, также у меня компания, занимающаяся разработкой програмного обеспечения. Сейчас большую часть посвящаю школе. Официальное открытие состоялось 5-го августа.
В нашей школе учат самым основным навыкам, которые должен знать каждый начинающий диджей: как подключить аппаратуру, как создавать и сводить звук. В основном мы базируемся на скретчинге. Как в любой музыкальной школе все дается с основ, то есть с теории. А дальше уже на практике ученик выявляет для себя нужные стороны. Сейчас в нашей школе занимаются 8 человек.
Занятия у нас проводят Тимур Палтуев, он же DJ Steppa-T, который является монополистом по скретчингу в Казахстане, и еще два диджея, которые занимаются консультацией. Помогают они нам бесплатно. Один из Германии, другой из Англии. Они также проводят мастер-классы по битмейкингу и синтезу в более профессиональном направлении. В планах проводить такие мастер-классы для всех желающих.
Обучаем мы всех, главное – желание. Многие думают, что людей без слуха мы не берем, но слух есть у всех, это тренируется. У нас обучаются люди от 12 до 40 лет. Возрастных ограничений нет. Иностранцам преподаем на английском языке. Например, к нам приходит на обучение иностранец, ему 50 лет. В своей закрытой стране ему не удавалось заниматься диджеингом. Его всегда интересовало именно сведение и создание музыки, чему он и учится у нас.
Основная цель нашей школы — это развитие общей музыкальной и андеграундной культуры в Казахстане, в светлом понятии, конечно. Это не «тусы каждую ночь», а саморазвитие человека и общества.
На самом деле, большинство людей слушают коммерческую музыку, так как ее легче найти. Соответственно, вывод здесь один. Если тебе нужна какая-то андеграундная музыка, которую ты в принципе не слышал, тебе придется ее долго искать. В Казахстане у многих даже Интернета нет, о какой андеграундной музыке мы можем говорить? Люди слушают то, что передается по радио. Если крутится Despacito, это и есть хит на сегодня.
Перспектива открывать такие школы в Казахстане, конечно, есть. Ведь все люди любят слушать музыку. Каждый человек хоть один раз задумывался: «Как же классно, если бы я поиграл у диджейной стойки, друзья бы на меня смотрели и говорили, какой я крутой, что не просто нажимаю на одну кнопку, а сам свожу музыку».
Никаких сертификатов по окончанию мы не выдаем. Наши курсы предназначены больше для себя.
Проигрыватели у нас виниловые, школа оснащена всем оборудованием, которое необходимо для создания музыки. Оборудование покупалось как за границей (EBAY рулит), так и в Казахстане. Приблизительная стоимость всего оборудования — 12000$. Все это собиралось в течение 6 лет по кусочкам. Сводить учим на обычных вертушках, если умеешь сводить на них, то сможешь на любом «пионере».
Найти виниловые пластинки не сложно. Они сейчас в тренде и их можно заказывать, сейчас доставка работает быстро. Советских пластинок у нас достаточно, они у каждого дома есть. Иногда мы по вечерам достаем советские сказки и режем их, чтобы использовать в битах.
Стоимость обучения в нашей школе от 40 000 тысяч тенге. У нас есть детские, групповые и индивидуальные курсы. Месячный курс групповых занятий состоит из 10 занятий, а индивидуальные занятия — безлимитные.
Мы планируем найти партнеров и проехаться по Казахстану в поисках достойных диджеев. В нашей стране очень много ребят, которые сидят в маленьких деревнях и «пилят» на какой-нибудь самодельной машинке, свои биты создают. Проблема в том, что они закрытые. Постараемся найти хотя бы 2-3 человек и отправить в Лос-Анджелес к нашим друзьям на обучение. А еще хотим организовать мастер-классы, где каждый сможет показать свое умение. Такие встречи будем устраивать днем, чтобы смогли прийти и дети.
К нашему проекту негативно относятся в основном необразованные люди, те, которые не понимают до конца, что это такое. Это то же самое, когда человек не понимает зачем люди играют на домбре или пианино. С 2010 года вертушка считается инструментом.
Начало пути
Когда мне было 19-20, я тусовался с татуировщиками, но меня всегда тянуло к музыке. В Шанхае, где я учился, посещал ивенты, познакомился с разными музыкантами. Играл на мероприятиях, но я не был тогда диджеем.
В Казахстан вернулся в 2010 году, присоединился к тусовке «JahRa cоrporation», единственной команде, которая продвигала ямайскую культуру. Мы играли даб-рэгги, отмечали день рождения Боба Марли, тогда и начал свою деятельность как диджей.
Культура диджеинга началась еще в начале 20-го века, когда появилось радио. Первый диджей — это человек, который каким-то образом пустил радио трансляцию в эфир. Диджеинг начал активно развиваться в 60-х годах с появлением первых клубов, где играли северный соул.
Обучался я самостоятельно. Приходилось трудно, так как у меня не было наставников. Спрашивал информацию у разных диджеев и искал в Интернете. В первый раз попробовал свести музыку в 2000-х. Изучал все методом тыка: учился подключать аппаратуру, сводить, и развивать чувство ритма. Пойти учиться диджеингу стоило безумных денег и только привилегированные могли этим заниматься. Были только диджеи, которые преподавали частно. Я целый год учился, как сводить треки плавно методом проб и ошибок , но сейчас ученикам в среднем достаточно трех месяцев, чтобы сыграть и записать свои первый сэт.
Сейчас диджеинг – это моя основная деятельность. До этого работал айтишником в китайской компании, но все бросил. Открыл студию для себя, где мог заниматься любимым делом. Все как-то само собой получалось: кто-то из друзей принес вертушки , кто-то пластинки .
Однажды зимой я сильно заболел и валяясь дома, вспомнил, как в 15 лет я с другом смотрел на кассете соревнования DMC и, после увиденного, мы попытались делать Scratch на советском проигрывателе. Мы достали пластинку МС Нammera и просто уничтожили ее. После этого я начал анализировать весь этот процесс. Целых 6 дней лежал дома и просто думал об этом. После выздоровления прибежал на студию и начал учиться скретчить. С тех пор я стараюсь тренироваться каждый день, отрабатывать свои навыки и изучать новые элементы.
Были моменты, когда денег хватало только на аренду студии, но любовь к музыке переборола этот критический момент. Иногда у меня ничего не получалось и я хотел сдаться, но длилось это всего 3 минуты. После этого, я заново садился за дело.
Иногда мог провести 8 часов за диджеингом, от чего руки болели сильно. Но я просто понимаю, что я далеко не лучший в этом деле. Когда в 2014 году на чемпионат мира «Ред Булл Тристайл» я увидел других диджеев с других стран, я просто приоткрыл рот – настолько они крутые. На музыке невозможно заработать. Это не работа на зарплате, это инвестиции времени, сил и денег. И не факт, что ваши вложения окупятся. Заниматься музыкой очень рискованно.
Не важно как ты «пилишь» пластинки, если это звучит круто. Хоть ногой это делай.
Я обучаю всем техническим навыкам, но никто не даст человеку чувство вкуса. Даже если я дам ученику всю свою коллекцию музыки, придется слушать лет 5 без остановки, чтобы найти что-то годное для себя.
В нашей стране конкуренции между диджеями нет: музыкальная стилистика абсолютно разная, уровень и техника игры тоже. Но коммуницировать между собой не всегда получается, хотя общение между культурами должно быть.
В конечном итоге мы все любим музыку — какая она бы ни была. Сейчас на американской сцене популярны такие жанры, как мамблрэп и джук. Эта музыка не несет никакой смысловой нагрузки, но она крутая, качовая и больше направлена на подсознательное влияние.
Делиться информацией и опытом мне совсем не жалко. Помню, обучал бесплатно парнишку из детского дома в течение полугода, но если у человека нет желания, я помочь ничем не смогу. Иногда беру молодых ребят играть с собой. Но люди должны быть готовы потратить на это пару лет. Потому что свести 2 трека – несложно, а вот свести витиевато, вовремя остановить и запустить дэку – это уже своебразная наука.
Играть приглашают в неделю пару раз. Все крупные ивенты «Редбулла» отрабатываю я. Мои услуги оплачиваются по разному все зависит от мероприятия, времени и заказчика. Зарабатывают диджеи хорошо, если он играет и делает качественную музыку.
Из казахстанских музыкантов нравятся старики Hapanasasa и крутой новичок Electric child.
Что читать: Франк Броутон, Билл Брюстер «История диджеев», «How to DJ Right: The Art and Science of Playing Records», «The Record Players: DJ Revolutionaries».
Что смотреть: «Скретч» (2001), «Виниломания» (2012), «Фанкинэйшн».
*пилить — скретчить пластинку
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)