Путь от игрока к управленцу: Евгений Богатырев — об управлении и перспективах роста в киберспортивной индустрии

5 минут STEPPE
Путь от игрока к управленцу: Евгений Богатырев — об управлении и перспективах роста в киберспортивной индустрии

Евгений Богатырев — одна из самых известных персон казахстанского киберспорта. За свою карьеру он успел пройти путь от игрока до вице-президента Казахстанской Федерации Киберспорта и со-основателя первой казахстанской турнирной платформы Pinger.Pro. 

Мы поговорили с ним о дефицитных профессиях в индустрии киберспорта и о том, как зарабатывать в этой сфере даже без геймерских навыков.


— Как всё начиналось и почему игры переросли из увлечения в бизнес?

Киберспорт всегда был для меня мечтой. Я начал играть еще со школы, совмещал учебу и тренировки. Продолжал тренироваться во время учебы в университете и после его окончания. Играл по вечерам, даже если рано утром нужно было вставать на работу. Со временем начали поступать предложения попробовать себя в роли игрока уехав из Казахстана, но размер гонорара не соответствовал даже моему прожиточному минимуму. Я продолжал работать, развиваться как менеджер, параллельно прокачивая свои игровые навыки.

Мне удалось поработать в нескольких направлениях: директором розничных продаж в торговых сетях, администратором-управляющим в развлекательных центрах, проектным менеджером в российских строительных компаниях. Был и свой бизнес — интернет-магазин киберспортивной периферии и игровых кресел dxracer.kz. Впоследствии я передал права владения сайтами другой компании. 

— Почему вы не продолжили спортивную карьеру?

В 2017 году Adren пригласил меня принять участие в WESG 2016 APAC FInals в составе k23 в Сеул. Мы забрали первое место в составе: Adren, mou, hobbit, dreaM, Maga и получили слот на мировые финалы WESG World Finals China Changzhou с призовым фондом в 800 тыс. долларов. Но трое из ребят не смогли принять участие в турнире — они готовились к Majory в составе команды Gambit. Во второй этап в Китае мы поехали уже без них, вышли из группы в PLAY-off и проиграли Virtus Pro. Вернувшись домой, я понял, что не могу уделять играм много времени и принял решение завершить свой путь в роли киберспортсмена.

— Расскажите о ваших проектах сейчас, чем вы занимаетесь?

Совместно с Qazaq Cybersport Federation я занимаюсь общественной деятельностью, направленной на популяризацию киберспорта в Казахстане и регионе. Мы прошли огромное количество шагов, прежде чем получить статус официального вида спорта и продолжаем работать в этом направлении.

В сентябре 2020 Казахстанская федерация киберспорта получила сертификат признания НОК (Национального олимпийского комитета).

В этом году запланировано два официальный Кубка Казахстана по киберспорту (один уже прошел), включеных в календарный план, на основании которого игрокам вручают спортивные разряды. Приказы уже в министерстве.

Еще одна немаловажная задача – обеспечить финансирование филиалов федерации во всех регионах страны. Это даст возможность регионально развивать и создавать клубы, давать работу судьям, тренерам и спортсменам, проводить кубки и чемпионаты республики. 

Деятельность в Pinger.Pro коммерческая, направленная на формирование восприятия киберспорта полноценной индустрией.  Это стартап, который уже представляет собой экосистему, состоящую из ряда структур взаимодополняющих процессов и продуктов. Мы привлекаем деньги брендов, заинтересованных в киберспортивной аудитории.

Для полноценной работы с брендами мы создали рекламное агентство полного цикла, платформу pinger.pro, с возможностями для интеграции бренда и студию прямых трансляций и продакшена. Работаем с талантами: растим в Казахстане комментаторов и аналитиков. Уже больше сотни ребят попробовали себя в этом амплуа, некоторые начали профессионально заниматься турнирным направлением.

— Правда ли, что любой, кто увлекается видеоиграми, может начать на этом зарабатывать?

Киберспорт — очень крутая современная, цифровая и технологичная отрасль. Она развивает в человеке большое количество навыков: коммуникации, умение работать в команде, зрелость и ответственность.

Ребята начинают учиться создавать контент и транслировать его, говорить на камеру, монтировать видео. Ведут свои паблики — учатся писать и правильно подавать информацию, создавать личный бренд своей команды. Индустрия огромная, и в ней есть много возможностей для роста и развития.

— Какая самая востребованная профессия сейчас на трудовом рынке киберспорта?

В первую очередь, менеджмент и управленческая деятельность. Так как основные действующие единицы — киберпортивные клубы и организации, которыми управляют менеджеры составов. Они работают с командами: настраивают тренировочные процессы, графики, отвечают за профессиональный рост спортсменов.

Есть менеджер организаций, которые управляют спортивными клубами, занимаются созданием продукта, его продвижением и развитием. В основные обязанности такого человека входит создание медиа для освещения жизни этого клуба, работа по привлечению партнёров и инвестиций, создание позитивной среды вокруг бренда.

Построить карьеру в киберспорте может не только спортсмен или геймер.

Проявить себя может любой человек, который обладает навыками управленца, способный взять на себя ответственность за продукт и заниматься его развитием. Индустрия киберспорта открыта для каждого.

— Перечислите три своих ключевых достижения, которые, на ваш взгляд, повлияли на развитие киберспорта в Казахстане?

1. Создание первой в Казахстане команды по CS:GO, которая выехала из Казахстана. В 2015 году нам с командой удалось собрать в Казахстане команду по CS:GO.  В составе были сильнейшие:  Mou (Рустем Телепов, впоследствии чемпион мира в составе Gambit), keeN (игрок Tengri и чемпион мира в PUBG в составе Avangar), cau (нынешний аналитик Virtus.pro), Sonic (капитан Tengri). Мы показали хорошие результаты ONLINE и были первой командой в CS:GO в Казахстане, которая выехала на международный LAN. Работая с Se7en удалось вырастить людей, которые сейчас не просто зарабатывают десятки тысяч долларов, но активно развивают и масштабируют сферу. Например, ребята из команды 100PG — 42 место в мировом рейтинге, Виктор Болдырев (lack1) играет в команде входящей в 20-ку топовых мировых команд, Даниял xsvamp1re Алибаев, который играл за Gambit и показал хорошие результаты.

2. Создание и развитие QCF. Я был у истоков создания, была проделана огромная работа по признание киберспорта официальным вида спорта, развивали сотрудничество со всеми международными федерациями. Нас сертифицировало и признало Министерство культуры и спорта. Казахстан получил сертификат национального олимпийского комитета, чего кстати еще не сделано в СНГ. 

3. Pinger.Pro, о котором я рассказал ранее. Я счастлив, что удалось создать продукт и понять в каких направлениях нужно развиваться. Удалось и удаётся дать работу большому количеству людей, большинство которых из индустрии киберспорта.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Тұлғаны қалыптастыру – туылғаннан басталатын және өмір бойы жалғасатын күрделі және көп қырлы процесс. Ата-аналар бұл процессте...

4 минуты
4 минуты
Конкурс SDG Pioneers подвел итоги локального раунда

Конкурс SDG Pioneers подвел итоги локального раунда

Глобальный Договор ООН по всему миру объединяет компании, которые обязуются выстраивать свои стратегии и операционную...

4 минуты
4 минуты