Основатель компании электробайков DelFast о том, как попасть в книгу рекордов Гиннеса и опередить Tesla

15 минут Султанбек Аубакиров
Альтернативный текст

О создании DelFast

Всё началось три с половиной года назад. Я заказал сотовый телефон в интернет-магазине в Киеве. Мне нужна была быстрая доставка товара, за которую я был готов заплатить любую сумму. Но мне сказали, что придётся ждать минимум один или два дня. После этого, кто-то в офисе заказал пиццу и её очень быстро доставили. Я тогда задумался, почему пиццу везут около часа, а телефон, который просто лежит на складе, несколько дней?

Тогда и родилась идея доставки товаров со скоростью доставки пиццы.

Вначале мы получили инвестиции около 40 тысяч долларов от киевских бизнес- ангелов. Запустились, закупили первые десять электровелосипедов китайского производства и буквально за месяц поняли, что бизнес прибыльный. Мы тут же вышли на окупаемость. Через три месяца компания получила ещё 200 тысяч долларов от Венчурного Фонда «Imperious Group».

Параллельно успехам компании, мы рассмотрели одну важную особенность бизнес-модели. Как оказалось, все электровелосипеды, которые продаются на рынке, в полной мере не подходят для работы курьерских служб. Просто потому, что они проезжают от 40 до максимальных 50 км на одном заряде. Но нам, для эффективной работы нужно было больше, намного больше. В мире таких байков не было, поэтому нам пришлось начать разработку собственных электровелосипедов, которые проезжают в день 150-200 км без подзарядки. Мы наняли инженеров, вкладывались в разработку, прошли очень много экспериментов. Начали с того, что перепробовали разные виды батарей. Дальше, работали над мотором. По ходу разработки, появлялись непредвиденные трудности. Например, бывало так, что механизм идеально подходит к байку, но какая-то шестерёнка стирается слишком быстро и такой нюанс отбрасывает нас к началу поисков. Мы перепробовали массу вариантов батареек, пока не нашли оптимальный. Таким образом, до всех запчастей, включая даже подножку и зеркала, мы доходили через постоянные пробы и ошибки.

В конечно итоге мы подобрали лучших поставщиков и собрали правильным образом запчасти, что бы наш байк был лучшим на рынке.

В 2017 наш электробайк Delfast Prime model проехал 367 км на одном заряде и попал в книгу рекордов Гиннеса.

Этот результат превзошёл показатели Tesla и позволил нам успешно стартовать на краудфандинге. О нас начали писать в TechInsider, Mashable, Yahoo, Business Isnsider. Проектом заинтересовался даже премьер-министр Украины Владимир Гройсман, он опубликовал сообщение в Facebook: «Уже скоро его можно будет увидеть на Interbike International Expo в Лас-Вегасе. Уникальным проект делает запас хода на 380 км больше, чем в электрокаре Tesla».

На Kickstarter мы собрали 165 тысяч долларов от покупателей со всего мира. В первую очередь, наши клиенты живут в Америке. Это примерно 60-70% общего числа покупателей. Второй регион – это Европа: Германия, Британия, Ирландия, восточная Европа, Австралия. Но из русскоговорящих стран на Kickstarter не заказал ни один человек. Конечно, сейчас мы продаём в Украине, но это единичные продажи.

Об электробайках

Наша компания DelFast выпускает три вида байков.

Базовая модель DELFAST Lite с максимальной скоростью в 42 км/ч; обладает запасом хода – до 180 км. Цена велосипеда – 3 тысячи долларов.

Версия DELFAST Top – построена с акцентом на оптимальную скорость и мощность. Максимальная скорость зафиксирована на 80 км/ч. Байк может проезжать до 280 км на одном заряде. Стандартная цена – 5 тысяч долларов.

Наконец, топовая разработка, модель DELFAST Prime – это самый дальнобойный электрический велосипед в мире. Его запас хода примерно 400 км. Именно на нём был поставлен рекорд Гиннеса. Официальная цена за экземпляр – 4,200 тысяч долларов.

С одной стороны, мы сделали коммерческий продукт. Большой пробег нужен почтовым, курьерским службам, государственным органам, таким как полиция или армия. Для коммерческой эксплуатации наши электробайки подходят идеально. Для частных нужд простых людей наш байк дешевле чем автомобиль. Он выгодней в эксплуатации: на 40 % меньше затрат, нет необходимости покупать бензин, не нужно менять запчасти, масла, фильтра, клапаны и прочее. Все детали высокой прочности и рассчитаны на длительную эксплуатацию.

Вместе с тем, важная задача DelFast – это позволить снова сесть на велосипед людям, которые уже физически не могут самостоятельно кататься. Например, у меня с коленом проблемы - мениск после аварии вырезали. Но я сажусь на электробайк и меня ничего не беспокоит. У кого-то травмы, у кого-то проблемы с сердцем или просто в возрасте таком, что уже не очень комфортно крутить педали. А электробайк даёт шанс кататься и наслаждаться жизнью. Ещё пример – мой друг спортсмен, накатывает на велосипеде 50 или 100 км очень легко. Но его девушка не может держать его ритм, но хочет проводить с ним время и ездить вместе. Наш электробайк дарит ей такую возможность. Она может на такой же скорости, покрывая такое же расстояние, ездить вместе с ним. Мы фактически воссоединяем эту пару.

Байки DelFast предназначены для людей любого возраста и любой физической подготовки, для всех и каждого.

О перспективах DelFast в Казахстане

С одной стороны, я не вижу никаких препятствий, чтобы производить наши байки в Казахстане. Если предположить, что мы получим инвестиции от казахстанского инвестора и будем строить завод, то я вижу такую возможность. Можно построить завод, например, в алматинской свободной экономической зоне, где будет беспошлинный ввоз запчастей из Китая. Затем электробайки, произведённые в Казахстане, можно продавать по всему миру.

Но с другой стороны, Казахстан очень инертен. Люди склонны к пассивному образу мысли, здесь практически ничего не производится. Экономика на 70-80 % процентов государственная и основана на нефти и обслуживании нефти. Здесь нет той самой культуры предпринимательства. В любом случае, я казахстанец и хочу развиваться здесь. На данный момент в Алматы у нас две франчайзинговые станции. Надеюсь, что в будущем, благодаря инвестициям и общему росту предпринимательства в стране, ситуация улучшится.

О неудачах в бизнесе

Примерно через год после запуска нашей курьерской службы, мы решили запустить мобильное приложение. Это был сервис, где с одной стороны есть люди, которым нужно что-то доставить, а с другой есть те, кто может это сделать. Предметом доставки может быть всё что угодно, что нужно быстро доставить: ключи от дома, забытые документы и др. Доставкой мог заниматься каждый, от профессионального курьера, до студента или таксиста. Казалось, что есть спрос, а мы создаём актуальное предложение.

Мы разработали 23 версий мобильного приложения. Запустили его, но почему-то не пошло. Оказалось, что нет необходимости в таком сервисе. Люди просто не заказывали. Вскоре проект закрыли. Мы проверили гипотезу и пошли дальше.

Другой пример также очень поучительный.

У нас была мысль, что компаниям в бизнес-центрах нужно постоянно доставлять документы, ведь идет постоянный поток документации. Наш бизнес-план состоял в том, чтобы организовать срочную доставку документов для юридических лиц. Мы построили большую стойку в бизнес-центре класса А+ в Киеве, где находятся офисы крупных компаний. Вложили деньги в строительство, продвижение и продажи. Но опять почему-то не пошло. Вроде бы, идея правильная - людям это было нужно. Мы специально общались с секретарями, бухгалтерами, которые говорили, что есть необходимость доставки документов. А когда дошло до дела, они не заказывали. Мы подумали, что нужно подождать, дать им возможность привыкнуть к нам. Прошло полгода, но бизнес не пошёл. Это тоже была та гипотеза, которую проверили, но получили отрицательный результат. Закрыли это направление, а стойку продали немецкому посольству.

И таких проб было немало.

Да, электробайки стали удачной идеей, но я абсолютно точно знаю, что на один удачный эксперимент, приходится десяток неудачных.

О преодолении трудностей

Существует суровая правда о том, что огонь притухает, особенно когда не получается в первый или пятый раз. Падать больно, а вставать снова очень сложно. И тут нужно что-то, что поддерживает этот огонь. На вопрос о том, как же сохранять энергию и идти вперёд, у меня есть большой, универсальный ответ:

Нужно заниматься тем, что тебе нравится, отчего ты реально кайфуешь.

Вот меня прёт от байков, мотоциклов. Я сам люблю сесть и поехать куда-нибудь за сотню километров. Когда не было курьеров, чтобы сделать доставку, я сам садился на мотоцикл и вёз товар. Мне было приятно, я не испытывал дискомфорта.

Кроме того, моими источниками вдохновения являются спорт, общение с девушками и,конечно же, дети. Я хожу в тренажёрный зал пять раз в неделю. После тренировки прибавляется столько энергии, что когда я возвращаюсь в офис, у меня очень много идей и желания создавать. Общение с девушками, конечно, вдохновляет всех мужчин. Ведь это прекрасно. А мои два сына мотивируют меня на большие успехи. Кстати, они тоже любят байки.

О предпринимательстве

Я думаю, что ген предпринимательства есть в каждом из нас. Как и любой другой навык, предпринимательство можно развить. Это прежде всего практика. Мало ходить по семинарам, получать сертификаты и изучать теорию у доски в университете. Нужно пробовать, проверять идеи, практиковаться. Да, будут банкротства, да, будут первые ошибки, будут неудачи. Нужно это понимать, трезво оценивать. Ведь за каждым успехом стоит десяток неудач. Важно не бояться этого и просто идти вперёд.

Ошиблись? Ничего! Встали, отряхнулись и пошли дальше.

Статьи STEPPE

Деньги не решают все: С какими проблемами столкнулись гиганты General Electric и IBM в новом веке?

Евгений Тимко — о том, почему стратегия похода в «цифру» крупнейших американских компаний провалилась.

13 минут

Challenge от BI Innovation: Uber-ремонт и корпоративные стартапы

20 марта в Астане состоялся финал конкурса «Challenge#1: Uber-ремонт», задача которого — создать платформу для ремонта квартир в новостройках BI Group. Рассказываем о важности сотрудничества корпораций со стартапами и результатах конкурса.

11 минут

Как создавалась первая казахстанская часовая мануфактура Amir LTD

Ее основатель Жанибек Карсыбаев рассказал о том, с чего начинался путь предпринимателя, как выйти на kickstarter и почему они не борются с плагиатом.

16 минут

«В нашей мебели есть энергия»: Бибигуль Жузбаева о создании Green Өmir, мебельном бизнесе и казахстанском Хюгге

Green Өmir – молодая казахстанская компания, которая производит дизайнерскую мебель из экологичных материалов. Мы поговорили с Бибигуль Жузбаевой о том, как делать эко-мебель в Казахстане, ставить правильные цели и следовать своей мечте.